Методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему: Правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа. 4 класс.

Методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему:
Правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа. 4 класс.

4 класс
Русский язык
УМК «Школа России»
Технологическая карта темы

Тема
Правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени        (2 часа)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цели 
Сформировать представление о глаголах 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.
Ввести правило написания личных окончаний глаголов 2 лица.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Основное содержание темы, термины и  понятия
Актуализация знаний  о глаголе, как части речи. Изучение глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени. Освоение правописания  личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.
Время: будущее, настоящее, глагол, лицо, личное окончание глагола, число.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Планируемый результат

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Личностные умения:
Проявлять:
-  интерес к изучению темы;
- творческое отношение к процессу оформления письма Джону;
- осознание собственных достижений при освоении учебной темы. 
Познавательные умения:
- определять  глагола, используя признаки и обосновывать свое мнение;
- определять глаголы 2 лица единственного числа  и обосновывать свое мнение;
- преобразовать глаголы  неопределенной формы в форму 2 лица единственного числа  настоящего времени;
- использовать приобретенные знания  при выполнении ситуативного задания.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание  в соответствии с целью;
- выполнять задание, используя правило;
- проверять учебное задание и  вносить корректировку;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение,  используя  термины; 
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;
- выполнять задание в рамках учебного диалога.
Предметные умения: 
- рассказывать о глаголе и его признаках;
- определять лицо и число глагола;
- писать глаголы 2 лица единственного числа.
- писать текст, имеющий    глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Организация образовательного пространства

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Межпредметные связи
Ресурсы
Формы работы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Литературное чтение
Тема –  Устное народное творчество (малые жанры: пословицы, поговорки)
 Окружающий мир
Тема -  Живая природа весной
Информационный материал
Учебник «Русский язык» класс 4, ч. 2 автор Т.Г. Рамзаева;
Поурочные планы по учебнику Т.Г. Рамзаевой, автор – составитель Е.Е. Гугучкина; 
Поурочные разработки по русскому языку, автор  Я. Ш. Гараева ;
Дидактический материал по русскому языку 4 класс, авторы   Ш.В. Журжина,  Н.В. Костромина;
Сборник диктантов и творческих работ, авторы Л.И. Тикунова, В.П. Канакина
Демонстрационный материал
Электронная презентация «Правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени»      
Раздаточный  материал
Карточки с заданиями.
Фронтальная.
Другие формы работы:
индивидуальная – 
парная  - 
групповая –
 

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
I этап. Самоопределение к деятельности

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цели деятельности
Ситуативное задание
Результат деятельности

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Мотивировать учащихся к изучению темы.
 Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме.
Мальчик Ваня получил письмо от зарубежного друга:
Привет, Ваня!
Как ты жить? Ходить ли ты в школу? Как ты учиться? Чем заниматься в свободное время? Когда ты приехать ко мне в гости? Уметь ли ты плавать? Я живу на берегу океана. 
Твой друг Джон. 
Ваня прочитал письмо, но удивился его оформлению. Что его удивило?
Школьники высказывали разные версии, но дискуссия показала, что они знают, как устно сформулировать  предложения, имеющие  глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени, но им пока неизвестно, как грамотно их написать и объяснить Джону, почему именно так пишутся эти глаголы в русском языке.
Что для этого надо знать и уметь? Есть ли у вас желание научиться писать глаголы 2 лица единственного числа, чтобы объяснить Джону, как правильно писать эти глаголы в русском языке?
Личностные умения:
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- желание освоить правописание глаголов в 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени, чтобы  объяснить Джону.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
II этап. Учебно-познавательная деятельность

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цели деятельности
Учебные задания 
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
Результат  деятельности

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Блок А.      Работа с глаголами

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цели:
 Актуализировать знания  о глаголе.
 Научить школьников:
- определять глаголы 2 лица единственного числа  и обосновывать свое мнение;
- отличать глаголы 2 лица единственного числа от других глагольных форм и обосновывать свое мнение;
- определять и писать глаголы 2 лица единственного числа.
- проверять учебное задание в паре и вносить корректировку;
- формулировать высказывание, мнение,  используя  термины. 


Задание 1 (З) 
Прочитайте текст  стихотворения, и назовите слово, которым поэт определяет  «радость на земле».  
Мать-мачеха, подснежник,
Словно звезды, светятся в траве.
Ты придешь, сорвешь и не заметишь,
Как погаснет радость на земле.
                        (Наташа Цветкова)
Назовите глаголы, которые имеются в данном тексте. 
Расскажите о глаголе и его признаках.
Определите лицо и число каждого глагола.
Задание 2 (П)
Можно ли утверждать, что слово  «погаснет» является глаголом 2 лица единственного числа?  Обоснуйте свое мнение. 
Задание 3 (У) 
Измените глагол «погаснет» так, чтобы он имел форму  2 лица единственного числа.

Диагностические задания 
Спишите текст, употребляя глаголы, данные в скобках, в настоящем времени. Укажите лицо и число глаголов.
(Греметь)  последний раскат грома. По небу (плыть) рваные облака. Мы медленно (брести) по размокшей дороге, ноги (скользить). Свежий воздух (бодрить) вас, и вы уже (петь) задорную весёлую песню туристов. 

Познавательные умения:
- определять признаки глагола и обосновывать свое мнение;
- определять глаголы 2 лица единственного числа  и обосновывать свое мнение;
- отличать глаголы 2 лица единственного числа от других глагольных форм и обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание  в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение,  используя  термины. 
Предметные умения: 
- рассказывать о глаголе и его признаках;
- определять лицо и число глагола;
- писать глаголы 2 лица единственного числа.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Блок Б.  Правописание  личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цели:
 Ввести правило написания глаголов  2 лица единственного числа  настоящего и будущего времени.
  Научить школьников:
- определять глаголы  2 лица единственного числа  настоящего и будущего времени и обосновывать свое мнение;
- преобразовать глаголы  неопределенной формы в форму 2 лица единственного числа  настоящего времени;
- подбирать синонимы к глаголам 2 лица единственного числа  настоящего времени;
- писать зрительно – слуховой выборочный диктант с глаголами  2 лица единственного числа  настоящего и будущего времени.
- выполнять учебное действие в соответствии с правилом;
- формулировать высказывание, используя термины.


Задание 1 (З) Учебник с 76,   № 428.
Прочитайте стихотворение и назовите дерево, которое поэт называет «родным».
Деревьев разных не сочтёшь - Одно другого краше.
Но где ты дерево найдёшь Родней берёзки нашей!       (В. Алексеев)
Назовите в данном тексте глаголы 2 лица единственного числа.
Назовите окончание глаголов 2 лица единственного числа в стихотворении.
Расскажите, как определить глаголы  2 лица единственного числа.
Задание 2 (П)
Можно ли по личному окончанию глаголов: шьёшь, спешишь,играешь, определить лицо и число? Обоснуйте свое мнение.
Определите общее в написании личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа.
Задание 3 (У)
Сформулируйте правило написания личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа.
(* В том случае, если дети затрудняются в формулировке, они могут использовать правило в учебнике.)
Задание 4(У)
Подберите к каждому глаголу синонимы в том же лице и числе, используя слова для справок.
Видишь - ,
Обманываешь - ,
Шагаешь - , 
Орёшь - .. .
Слова для справок: кричать, идти, врать, готовить, глядеть.
Задание 5(У)
Спиши текст,  заменяя в нём  глаголы 1 лица глаголами  2 лица единственного числа. Выделите окончание глагола.
Жалобы зайца.
Живу в лесу. Встаю рано утром. Вдруг шорох! Выпрыгну из куста да и попаду  охотнику под ноги. Хитрю, а рано или поздно всё равно беды не избегу. Иду к речке и гляжу, нет ли кого на берегу. Всё время трясусь.
Задание 6(У)
Прочитайте  текст, определите ошибки  и обоснуйте свою точку зрения.
Какая бывает роса на траве.
     Когда в солнечное утро, летом, пойдёш в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтыми, и красными, и синими. Когда подойдёш ближе и разглядиш, что это такое, то увидеш, что это капли росы собрались в треугольных  листах травы и блестят на солнце.
                                                                                                       (Л. Толстой)
Спишите только те предложения,  которые имеют   глаголы  2 лица единственного числа. Выделите окончания глаголов.
Задание 7(У) 
Составьте и запишите словосочетания из данных слов с глаголами 2 лица единственного числа.
   беседу,      на солнышке,   . пироги,    к берегу,    багаж,
  по телефону,     в деревне.
Задание 8(У)    Зрительно – слуховой выборочный диктант
Прочитайте текст   стихотворения  И. Сурикова «Детство» и определите глаголы. 
Запишите  только глаголы 2 лица единственного числа и выделите окончание.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Весь ты перезябнешь,- 
Руки не согнёшь, - 
И домой тихонько  нехотя бредёшь.
Ветхую шубёнку Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь  К бабушке седой.
И сидишь, ни слова Тихо всё кругом;
Только слышишь  - воет вьюга за окном

* Текст закрывается, учитель диктует его, дети записывают только глаголы, выделяя окончания.
Диагностические  задания
1.Прочитайте пословицы.       2. Спишите пословицы, употребив глаголы, данные  в скобках, в форме 2 лица единственного числа.
Родину на чужбине (не) (найти).
Шила в мешке (не) (утаить).
(Поспешить) – людей (насмешить).
Словом комара (не) (убить).
3. К выделенным глаголам подберите и запишите синонимы.
Познавательные умения:
- определять глаголы  2 лица единственного числа  настоящего и будущего времени и обосновывать свое мнение;
- преобразовать глаголы  неопределенной формы в форму 2 лица единственного числа  настоящего времени.
Регулятивные умения:
- выполнять задание, используя правило.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины.
- выполнять задание в рамках учебного диалога
Предметные умения:
- определять лицо и число глагола;
- подбирать синонимы к глаголам 2 лица единственного числа  настоящего времени;
- писать зрительно – слуховой выборочный диктант с глаголами  2 лица единственного числа  настоящего и будущего времени.














[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Блок К. Диагностика качества освоения темы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель –  установить степень усвоения темы, а именно:
-  писать текст с  глаголами  2 лица единственного числа  настоящего и будущего времени;
- выделять графически  личные окончания глаголов 2 лица единственного числа.
Диктант
Тише едешь, дальше будешь.  Что посеешь, то и пожнёшь. Не разгрызёшь ореха, так и ядра не съешь. Упустишь минутку, потеряешь часы.  Время не птица, за хвост не поймаешь.
Задание:
Выделите окончания глаголов 2 лица единственного числа.






Регулятивные умения:
- проверять написание текста, вносить корректировку.
Предметные умения: 
- писать текст с глаголами 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени; 
- выделять графически личные окончания глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени. 

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цели деятельности
Варианты заданий
Результат деятельности

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Стимулировать интерес и творческое отношение к  выполнению ситуативного задания.  
Научить:
- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;
- использовать приобретенные знания  для выполнения задания;
- представлять результат свой деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает: 
выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности;
- выполнение задания;
- представление результатов деятельности.
Информативный вариант
1. Напишите текст письма Джона, выбирая один из глаголов, представленных в скобках.
Привет, Ваня!
Как ты (живёшь, живёш )? (Ходиш, ходишь )  ли ты в школу? Как ты (учишься, учишся)?  Чем  ( занимаешся, занимаешься)  в свободное время? Когда ты  ( приедешь, приедеш ) ко мне в гости?  (Умеешь, умееш)  ли ты плавать? Я живу на берегу океана. 
Твой друг Джон. 
2. Расскажите Джону, как правильно писать  глаголы 2 лица единственного числа  настоящего и будущего времени в русском языке?
Импровизационный вариант
1. Внесите исправления в текст письма Джона, используя приобретенные знания и умения темы.
Привет, Ваня!
Как ты жить? Ходить ли ты в школу? Как ты учиться? Чем заниматься в свободное время? Когда ты приехать ко мне в гости? Уметь ли ты плавать? Я жить на берегу океана. 
Твой друг Джон. 
2. Расскажите Джону, как правильно писать  глаголы 2 лица единственного числа  настоящего и будущего времени в русском языке?
Эвристический вариант
Напишите письмо Джону, используя глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени и расскажите, как  правильно писать  глаголы  в русском языке?
Личностные умения:
- проявлять творческое отношение к процессу оформления письма Джону.
Познавательные умения:
- выбирать вариант выполнения задания;
- использовать приобретенные знания  при выполнении ситуативного задания.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения:  
- правильно писать личные окончания глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
IV этап. Рефлексивная деятельность

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка ученика
Результат деятельности

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Научить школьников:
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат учебной деятельности.
I. Самоанализ
Закончите предложения:
Мне важно правильно писать личные окончания глаголов 2 лица единственного числа, потому что .
Чтобы написать письмо другу  без ошибок, мне нужно ..

II. Самооценка
Я доволен (льна) ..       (очень, не очень)выполненной работой, которую сделал(а) сам(а).
Личностные умения:
 - оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка учителя
Результат  деятельности

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Соотнести полученный результат с поставленной целью.
- Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:
Сформировать представление о глаголах 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.
Ввести правило написания личных окончаний глаголов 2 лица.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Личностные умения:
- проявлять творческое отношение к процессу оформления письма Джону.
Познавательные умения:
- использовать приобретенные знания  при выполнении ситуативного задания.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение,  используя  термины
Предметные умения: 
- писать текст, имеющий    глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.
*Заполняется учителем по окончании изучения темы.


Заголовок 115