Открытый урок по русскому языку в 1 классе. На тему: Слова с буквами «и», «и краткое».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
технологическая карта
урока русского языка
в 1 - В классе
по теме:
сЛОВА С БУКВАМИ «И», «и краткое».
Учитель начальных классов
1квалификационной категории
щЕКОЛДИНА л.м.
Урок русского языка в 1 классе
Тема урока: Слова с буквами «и», «и краткое».
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока: научить различать и правильно писать слова с гласным звуком [и] и согласным звуком [й,’] познакомить со способом переноса слов с буквой й.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать согласный звук [й’] и гласный звук[и], делить для переноса слова с буквой й .
Формы организации класса:фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения; - объяснительно – иллюстративного обучения; - словесной продуктивной и творческой деятельности; - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).
Формирование УУД:
Предметные
-научаться определять слова с буквами «и», «й», продолжать формирование знаний о гласных и согласных звуках, развивать фонематический слух и внимание.
-получат возможность накапливать опыт в переносе слов с буквой «й»
Метапредметные:
Познавательные:
-овладение способностью понимать учебную задачуи стремление её выполнять,
-определять тему и цели урока самостоятельно и с помощью учителя
Коммуникативные:
-развивать способности слушать собеседника и вести диалог,
-владеть диалогической формой речи
- работать в паре, группе, проводить взаимопроверку.
Регулятивные:
оценивать свои достижения на уроке.
Личностные:
-сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя
-развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения
Оборудование:
таблицы с напечатанными схемами,
учебник Русский язык 1 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого,
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя. Задания для учащихся Деятельность учащихся Рланируемые результаты
Формирование УУД
I.Мотивация к учебной деятельности
На урок звенит звонок
Начинается урок
Будем мы работать дружно
И узнаем, что нам нужно.
Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, у вас хорошее настроение и достаточный багаж знаний. Всё это пригодится нам на уроке. Открывают тетради и записывают:
18 апреля.
Классная работа.
Регулятивные:
Самостоятельно
организовывать свое рабочее место;
Личностные:
- проявлять к одноклассникам доброжелательность
II. Актуализация знаний
1)Я приготовила вам задание. Проведем тест «Бусы» Если согласны с моими утверждениями - рисуем зелёную бусину, если нет - красную.
Звуки и, й гласные
В русском языке есть слова на букву й
Звук й может образовывать слог
В слове змей 2 слога
При переносе слов й переносится на другую строку.
Проверьте по образцу.
Выполняют тест
Проверяют по образцу.
Познавательные:
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Регулятивные:
- обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя;
Личностные:
- проявлять к одноклассникам доброжелательность
III.Этап выявления и места и причины затруднения
На все вопросы удалось ответить?
Почему? В каких вопросах были затруднения?
Нет
У нас не хватает знаний.
Узнавать новое.
Коммуникативные:
- излагать свое мнение;
IV Этап построения проекта выхода из затруднения
Значит, что мы будем делать на уроке?
2) Составим план урока. С чего начнём?
1. Узнаем новое
2. Будем применять новые знания.
Определим тему урока
Я прочитаю вам сказку.
Один мальчик нарисовал лесного зверька с длинными ушами, с большими задними ногами и ма-а-аленьким-маленьким хвостиком.
И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался.
А вы догадались, кто это? Запишем в тетради.
Вот тут-то и начались чудеса.
Зверек вдруг заговорил! — Бе-бе-безобразие! — Почему безобразие? — Ко-ко-конечно!
— В чем дело? То ты бараном блеешь, то курицей квохчешь...
— Му-му-мучитель ты, вот кто! — Что ты со мной сделал?..
— Ничего. Разве я плохо тебя нарисовал:
— Нет, узнать можно.
— Так в чем же дело?
— 3-зачем меня за-за-заикой сделал? Я не заика, я — зайка.
Спохватился мальчик и еще один хвостик пририсовал, но уже к букве И. И зверек перестал заикаться. — Спасибо, — Теперь каждый скажет, что я — зайка!
Почему обиделся зайка?
Почему случилось такое недоразумение?
Запишите, как написал мальчик.
Чем похожи?
Чем различаются?
Будьте внимательны при письме, не путайте эти буквы.
Значит, какая тема нашего урока?
Пропишите эти буквы
Букву Й зовут И кратким
Й как И в твоей тетрадке
Чтобы Й не путать с И
Сверху галочку пиши
Какие цели поставим на урок? Вам помогут вопросы: чем? как?
Кто поможет ответить на наши вопросы?
Записывают в тетрадь: Зайка.
Запись: заика.
Похожи: 5 букв, 5 звуков.
Различаются: зайка- 2 с. Ударение падает на 1 слог
Заика – 3 слога, ударение падает на 2 слог
Буквы и-й
Буквы и, й.
Прописывают буквы.
Чем похожи буквы?
Чем различаются?
Как переносить слова с буквой й?
Учебник, учитель, наши знания. Регулятивные:
-планирование своей деятельности
Познавательные:
- высказывать предположения;
Регулятивные:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя
Познавательные:
-анализ объектов с целью выделения общего и различного
Познавательные:
-самостоятельно формулируют тему урока, устанавливают цели урока на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно
V Этап реализации построенного проекта.
VI Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
1)Ответим на 1 вопрос урока. Чем похожи?
Посмотрите на письменные буквы. Чем они похожи?
Вот поэтому у детей бывают ошибки. Будьте внимательны при письме.
Давайте запишем слова с этими буквами и понаблюдаем.
В какой части слова могут стоять буквы?
Примеры.
Итак, ответим на 1 вопрос. Чем похожи?
2)Ответим на 2 вопрос. Чем отличаются?
Дайте характеристику звукам.
Значит, чем отличаются?
Итак: Чем различаются звуки?
Физминутка. «Выполни действия»
Прыгай, бегай, стой, поднимай, опускай.
3)Давайте поближе познакомимся со звуком й
Откройте учебник на с. 79.
Прочитайте слова друг другу.
Чем похожи?
Запишем в тетрадь
Порода собак
Птица
Одежда
Садовый инвентарь
Многозначное слово. Почему?
Все ли слова поместились на строку?
Как перенести?
Знаем ли мы правила переноса слов с й в середине?
Значит, что надо выяснить? Для чего?
Чтобы это выяснить, надо вспомнить, что мы знаем о переносе слов.
Как переносятся слова?
Как нельзя переносить?
Опираясь на эти знания, найдите способ переноса.
Проверим по учебнику.
Итак: ответим на 3 вопрос. Как переносятся слова с й в середине?
Давайте проверим, все ли цели мы достигли?
Чем похожи?
Чем отличаются?
Как переносить слова?
Проверим план урока. Всё ли выполнили?
Близки по написанию
Запись: Йод, игра, майка, мир, чай, реки.
В начале, в середине, в конце слова.
Близки по написанию
Могут стоять в начале, в середине, в конце слова.
Звук и , буква и, он гласный, обозначает мягкость согласного.
Звук й, буква и краткое, он согласный, звонкий, неперный, всегда мягкий.
Звук и гласный, а й согласный.
И гласный, может образовывать слог
Й согласный, слог образовывать не может.
Похожи : 2 слог кА, в середине слова й.
Лайка, сойка, майка, лейка, тройка.
Тройка- отметка, запряженные кони.
Нет
Нет
Надо выяснить, как переносятся слова с й в середине слова, чтобы писать без ошибок.
Слова переносятся по слогам.
Одну букву не переносим и не оставляем на строке.
Й остаётся со своим слогом.
Ответы детей.( работа в парах)
Познавательные:
Наблюдение с целью структурирования знаний;
Личностные:
-понимание значения знаний для человека и принятие его
Познавательные:
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и форме;
Познавательные:
-анализ с целью выделения существенных признаков.
Познавательные:
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и форме; умение делать выводы.
Регулятивные:
- воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
-обмен мнениями, умение слушать друг друга.
Познавательные:
-формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблемы.
Личностные:
-понимание значения знаний для человека и принятие его
Коммуникативные
- умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.
Регулятивные:
- контроль в форме сличения результата действия с эталоном.
Регулятивные:
Выделение и осознание того, что усвоили, и что подлежит усвоению
VII.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
VIII.Этап включения в систему знаний
Раздели слова для переноса
Лечит маленьких детей,Лечит птичек и зверей,Сквозь очки свои глядитДобрый доктор ....
Родилась у мамы дочкаИз прекрасного цветочка.Хороша, малютка просто!С дюйм была малышка ростом.Если сказку вы читали,Знаете, как дочку звали.
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до коленЗанят разными делами,
Лишь учится ему лень.Кто он, быстро отгадай-ка,
Как зовут его?
Откройте учебник на стр.78 Упражнение №2
Найдите слова близкие по написанию. Сколько в них слогов? Почему? Можно ли перенести? Почему?
Проверка по эталону.
Ай-болит,
Дюй-мовочка
Незнай-ка. IX.Рефлексия. Подведение итогов урока.
А теперь снова проведём тест, проверим свои знания
И- гласный, обозначает мягкость согласного.
Й – согласный, звонкий, непарный, всегда мягкий.
Похожи по написанию и месте в слове
Один гласный может образовывать слог, а один согласный нет.
В слове герои 3 слога
При переносе й переносится на другую строку.
Кто доволен собой, запомнил и выполнил тест хорошо, поставьте солнышко.
Кому еще надо поучиться дорисуйте тучку.
Познавательные:
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Регулятивные:
- проводить самооценку
Коммуникативные:
- слушать товарища
X.Домашнее задание. Кто больше найдет слов на й.