Конспект урока изобразительного искусства в 9 классе по теме Фотография-расширение изобразительных возможностей искусства


Тема четверти. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.
Тема урока. Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства.
Класс: 9 класс.
Программа: Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: Просвещение, 2008 год.
Тип урока. Изучение нового материала.
Вид практической работы. Ретушь.
Форма практической работы. Индивидуальная работа.
Цель: формирование представления о фотографии как одном из изобразительных возможностей искусства.
Задачи:
познакомить с этапами развития фотографии, становлением фотографии как искусства;
вырабатывать навык передачи видимого мира через фотографию;
выработать умение выполнять ретушь на фотографиях;
воспитывать любознательное отношение к миру фотоискусства.
Оборудование: мультимедийные средства - компьютер, проектор, демонстрационная доска, фотоаппараты (70-х, 80-х гг., цифровой), цветные карандаши, альбомный лист. Зрительный ряд: демонстрация съёмочных фотоаппаратов и изображений, слайдов, репродукций, фотографий.
Ход урока
Организационный момент урока.
II. Повторение ранее изученного материала.
- Во второй четверти мы будем говорить об эволюции изобразительных искусств и выразительных средств.
Эволюция изображения в искусстве рассматривается как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного способа к механическому) и как расширение понимания художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии).
Время доказало, что изобразительные по своей природе фотография, кинематограф, телевидение не сумма технологий, а виды художественного творчества со своими образно-выразительными средствами, входящие в круг искусств, при помощи которых художник выражает свое видение и понимание мира. Это эстафета искусств, где как связующая нить присутствует изображение, но на новом техническом витке, обогащая понимание художественного и расширяя изобразительные возможности художника.
Вашим домашним заданием было: принести фотоаппараты, которыми вы пользуетесь в повседневной жизни и фотографии из семейных альбомов (личные фото с детских лет)
1. Просмотр детских фотографий.
Фотография – художественно - документальный рассказ о снимаемом объекте. Фотограф через фотографии передаёт своё понимание мира природы, вещей, человека. Отбор характерного и типичного или мгновенного и неповторимого – два творческих метода фотографа.
Каждый из вас, если возьмёт фотоаппарат, по-своему увидит окружающий мир, отобразит мгновение. (Показ презентаций «Весна», «9 класс»)
2. Беседа.
- Какие технологии использованы авторами презентаций?
(использование фотографий, компьютерная программа Microsoft Power Point, музыка)
- Какие технологии использовали авторы, оформляя стенгазету «Приезжайте в гости к нам»?
- Как вы понимаете слово “фотография”? (Сплав искусства и техники).
(карточки «искусство», «техника»)
Первый в мире отдел этого искусства появился в 1940 году в Музее современных искусств в Нью-Йорке. Искусством её признают не все.
- О каком искусстве идёт речь? (Об искусстве фотографии).
- Когда отмечается День святой Вероники, покровительницы фотографии?
(4 февраля отмечается День святой Вероники, покровительницы фотографии).
Согласно легенде, святая Вероника – женщина, которая подала Иисусу, шедшему на Голгофу, ткань, чтобы он отёр пот с лица. На ткани остался запечатлённым лик Спасителя. После изобретения фотографии святую Веронику стали считать её покровительницей.)- Кто был создателем фотографии?
(Создателем фотографии был французский художник и изобретатель Луи Дагер)
Датой рождения фотографии считается 7 января 1839 года.
В честь создателя в 1839 г. назвали предка фотографии Дагерротипом. При дагеротипии светочувствительным веществом служил иодид серебра.)- Какое вещество в начале XX века использовали для фотовспышки?
(Для фотовспышки в начале XX века использовали металл магний.)
III. Сообщение темы и задач урока.
- Как вы думаете, с чем мы будем знакомиться сегодня на уроке?
(С фотографией).
Тема нашего урока: “Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства”.
Мы с вами на уроке познакомимся с различными фотоаппаратами, с их устройством, со становлением фотографии как искусства, поработаем в мастерской фотографа с фотографиями.
IV. Изучение нового материала.
1. Демонстрация фотоаппаратов и их устройства.
- Какой предмет нам нужен для получения фотографии? (фотоаппарат).
Обратите ваше внимание на фотоаппараты. Перед вами фотоаппараты, которые использовали при фотосъёмке ваши родители, бабушки и дедушки, прадедушки, прабабушки.
Первые фотокамеры имели довольно приличные размеры и вес. Так камера Дагера весила около 50 килограмм и имела размеры 313 х 369 х 508.
В 1841 году немец Фойхтлендер изготовил первую металлическую фотокамеру.
С 1890 года получили распространение фотоаппараты. Которые назывались бокс-камеры. Наиболее известный среди них фотоаппарат «Кодак».
(“ФЭД” (Феликс Эдмундович Дзержинский – политический деятель. Фотоаппарат увидел свет в 1934 году в Харькове), “Лейка” (Фирма Leica впервые в мире в 1924 году начала производство 35-миллиметровых малоформатных фотоаппаратов), “Зоркий”, “Этюд”, “Зенит”, “Смена -8М”. В народе простейшую автоматическую фотокамеру называют “мыльницей”.
- Назовите марки современных фотоаппаратов.
Фотография прочно вошла в нашу жизнь. Для лучшего воспроизведения увиденного мы стараемся использовать современные фотоаппараты. Сейчас все используют цифровые фотоаппараты.
2. Из истории фотографии. (экскурс в историю проводят дети)
Учитель: По целому ряду причин так случилось, что история фотографии начала разрабатываться лишь в XX веке, в основном в послевоенные годы. В разных странах именно в это время стали выходить книги, посвященные как отечественной фотографии, так и зарубежным фотографическим школам.
Если говорить о зарубежной истории фотографии, то следует отметить, что работы европейских авторов появлялись раньше американских, они их явно превосходили по серьезности подхода к материалу.
Ученик: Долгое время за фотографией не признавалось право на эстетическое творчество. Художники и искусствоведы минувшего века рассматривали светопись как механическую копию действительности. Для того чтобы хоть как-то преодолеть бездушие технического средства — фотоаппарата, многие фотографы прошлого тратили немало сил и воображения, создавая снимок неадекватный фиксируемой натуре. Они широко использовали монтаж и печать с нескольких негативов, колдовали с кистью в руках над отделкой отпечатка, сочиняли и ставили, подобно театральным режиссерам, сцены на мифологические сюжеты.
«Отцом художественной фотографии» был признан англичанин Хилл, который первым показал специфические возможности искусства фотографии, создал документально правдивые фотографические образы.
Ученик: В 1887 году американский фотолюбитель Гудвин подал заявку на изобретение «Фотографическая пленка и процесс ее производства».
Ученик: Первые цветные фотографии пытались сделать французы Беккерель и Ньепс де Сент-Виктор. Однако их изображение было нестойким и сохранялось только в темноте.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский снимал Псков лет сто назад. Ныне эти его цветные фотографии города по праву считаются уникальными.
Ученик: Французский художник Эжен Делакруа быстро оценил возможности новой техники и часто пользовался фотоаппаратом, чтобы запечатлеть человеческое тело в разных позах.
Эдгар Дега на многих своих картинах, писавший танцовщиц, специально имитировал стиль фотоэтюдов.
Винсент Ван Гог писал портрет своей матери не с натуры, а с её фотографии.
Большим мастером детского фотопортрета был английский писатель Кэрролл, автор «Алисы в стране чудес».
Ученик: В 1840 году в России появилась первая фотостудия. “Художественный кабинет” для желающих получить портрет “величиной с табакерку”. Её открыл Греков в Москве.
В России одним из самых известных русских фотографов XIX века, который единственный носил звание “фотограф императоров России и Франции”, был Сергей Львович Левицкий. У него снимались вся российская знать и деятели русской культуры.
Ученик: В середине XIX века в Европе фотографы, по примеру художников, стали называть свои мастерские – ателье.
Многие люди приносили с собой в фотоателье любимые вещи, чтобы увековечить их вместе с собой. Это были не только сумочки, веера, цилиндры, трости, но даже кресла. Получившиеся портреты называли портретом в интерьере. Фотографы быстро уловили пристрастия клиентов и стали обзаводиться собственным инвентарём. На фото 1860-х гг. уже видны ширмочки, тумбы, столы.
В 1958 году Джон Уитни создавал картины при помощи компьютера. Через два года искусствоведы признали, что создание картины при помощи компьютера – творчество, “компьютерной графики”.
V. Практическая работа.
В ваших семейных альбомах есть, наверное, старые фотографии. Вид этих фотографий говорит сам за себя: потрескались, края обтрепались за давностью лет. Сейчас фото можно восстановить. Как? (Компьютерные технологии - фото-шоп).
Когда не было компьютеров, то при помощи чего восстанавливали фотографии?
Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку.
Попался в руки мне журнал.Добавил я волос к портрету, Потом усы пририсовал… А как назвать поправку эту? (Ретушь).
Ретушь – французское слово, исправление изображения рисунков и фотоснимков.
С профессии ретушёра начали свой путь в искусстве известнейшие русские художники Крамской, Шишкин, Куинджи, Шагал.
- Значит, кто стал помощником фотографа? (Ретушёр)
(Он мог по желанию клиента улучшить фотографию – исправить овал лица или закрасить морщинки. А мог и раскрасить фото акварелью.) С детства мы помним книжки – раскраски. Мы занимались ретушью – придавали рисункам красочный вид.
Сегодня каждый из вас поработает ретушёром. Перед вами фотографии, которые много нужно преобразить, придать им изящный вид - цвет. В работе можно использовать цветные карандаши, акварель.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ и самооценка.
2. Беседа с учащимися по вопросам.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Сегодня художественная фотография занимает достойное место среди других видов искусства. Наперекор расхожему мнению она является и одним из сложных видов. Несложно научиться управлять относительно простой фотографической техникой, а потом, выйдя в парк, направить объектив на деревья или на человека, навести выдержку… Наконец снимок напечатан и … Чуда не происходит. На снимке все выглядит скучно, неинтересно.
Получить художественный снимок невероятно сложно, иногда приходится долго думать, бродить с фотоаппаратом, а потом, когда сюжет уже найден, определять наилучшую точку, с которой можно проводить фотографирование, искать выразительный рисунок светотени, может быть, сделать десятки снимков, прежде чем получить действительно высокохудожественное произведение. А для этого, кроме всего прочего, необходимо, пожалуй, самое важное – талант.
- Смогли ли вы на своих фотографиях - раскрасках передать цветовую гамму?
VII. Домашнее задание.
Принести на следующий урок фотографии - композиции.
Список литературы, используемой при разработке урока.
1. Агеева И. Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
2. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М.: Просвещение, 1985 г.
3. Неменский Б. М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987 г.