Программа объединения по интересам Начально-техническое моделирование
Утверждаю
Директор УО «ГГОЦТТУ»
____________И.Г.Балако
« »________________2011г.
ПРОГРАММА КРУЖКА НАЧАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Пояснительная записка
Кружок начального технического моделирования организуют в школе для учащихся начальных классов. Занятия кружка проводятся 2 раз в неделю продолжительностью 2 часа.
Программа составлена на основе программы для ВУ. Техническое творчество. Часть 1, Мн., 1997 год.
Целью работы кружка является формирование навыков работы с простейшими инструментами при обработке материалов, выполнении сборочных работ, развитие природных задатков и способностей, способствующих успеху в техническом творчестве.
Программа кружка позволяет научить школьников работать с доступными материалами: бумагой и картоном, используя при этом различные инструменты.
Процесс технического моделирования увлекает и захватывает детей, он дает возможность глубоко понять окружающий мир, побуждает к активным умственным и трудовым действиям, развивает любознательность, трудолюбие, усидчивость, пространственное мышление, художественный вкус.
В кружках начального технического моделирования учащиеся из доступных материалов изготавливают множество самых разнообразных моделей, которые позволяют проводить с учащимися увлекательные игры, соревнования, конкурсы, участвовать в общешкольных праздниках, выставках.
На занятиях кружка целесообразно применять заранее подготовленные шаблоны, развертки, заготовки.
С целью повышения интереса школьников руководителю кружка необходимо подготовить для каждого занятия занимательные истории, рассказы о науке, технике, выдающихся ученых, изобретателях.
Занятия кружка «Начального технического моделирования» позволяют наполнить увлекательным и полезным содержанием шестой школьный день.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема
Всего
Количество часов
Всего
Теор.
Практ.
1.
Вводное занятие
2
2
2.
Материалы и инструменты
12
4
8
3.
Графическая подготовка
12
6
6
4.
Конструкторско-технологические понятия
18
4
16
5.
Конструирование моделей из плоских
деталей.
18
4
14
6.
Техническое моделирование из готовых наборов деталей
деталей моделей
18
4
14
7.
Конструирование объёмных деталей
34
6
28
8.
Изготовление сувениров и подарков из разных материалов.
18
4
14
9 .
Экскурсии. Соревнования. Игры.
16
-
16
10
Итоговое занятия.
2
-
2
Итого
144
35
109
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 Вводное занятие. Ознакомление учащихся с содержанием занятий в кружке. Показ простейших летающих, плавающих, самоходных и других технических игрушек, которые можно изготовить на занятиях. Демонстрация готовых игрушек в действии. Техника безопасности и правила поведения на занятиях кружка.
2. Материалы и инструменты. Бумага. Свойства бумаги. Применение бумаги и картона. Способы обработки бумаги и картона. Клеи. Инструменты и приспособления (ножницы, нож, молоток, шило и др.). Правила пользования ими. Техника безопасности при работе с инструментом.
Знакомство с основными рабочими операциями при работе с бумагой (сгибание, складывание, склеивание).
Правила работы с клеем, кистью. Правила безопасности при работе с режущими инструментами.
Практическая работа. Изготовление моделей «Кот», «Заяц», «Попугай», панно с использованием различных техник.
3. Первоначальные графические знания и умения. Расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, угольнике, циркуле, карандаше. Их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, осевая или центровая линия, сплошная тонкая. Знакомство с понятием масштаб, чертеж. Развитие умения чтения чертежа.
Расширение понятий об осевой симметрии, о симметричных фигурах и деталях плоской формы. Диаметр, радиус. Деление окружности на 3, 4, 6, 8, 12 частей.
Практическая работа. Разметка с использованием линий чертежа и выполнение бумажных моделей «Клоун», «Троллейбус», «Автобус», «Грузовой автомобиль»
Первоначальные конструкторские знания. Элементарные понятия о работе конструкторских бюро. Общие представления о процессе производства машины. Белорусские заводы, предприятия и фабрики. Их значение для народной промышленности. Ручные инструменты и сравнение их с аналогичными машинами на производстве. Знакомство с токарным, фрезерным, шлифовальным станками. Первоначальные понятия о разметке, шаблонах и трафаретах. Способы разметки деталей на разных материалах.
5. Изготовление моделей из плоских деталей. Понятие о контуре, силуэте технических объектов. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: различные прямоугольники, треугольники, круг, половина круга и т.д. Изменение свойств бумаги. Изучение форм конструкций разных механизмов.
Практическая работа. Изготовление модели корабля и модели легкового автомобиля. Игры с изготовленными поделками.
6. Изготовление объемных моделей. Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: кубе, параллелепипеде, цилиндре, конусе. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, боковая поверхность. Общее представление о производстве, процессе создания машин, самолетов и т.д. Первоначальное понятие о разметке. Способы выкроек и разверток объемной формы и приемы работы с ними.
Практическая работа. Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе выполнения разверток из разных материалов. Модели грузовика, паровоза, самолета, танка, кукольного домика. Игры и соревнования с изготовленными моделями.
7. Техническое моделирование из готовых наборов деталей.
Первоначальные понятия о машинах, механизмах и их сборных единиц. Основные элементы механизмов и их взаимосвязь. Способы и приемы соединения деталей. Сборка макетов и моделей по образцу.
8. Изготовление сувениров и подарков из разных материалов. Способы разметки простых форм, выкроек изделий на разных материалах. Приемы и способы изготовления сувениров из разных материалов. Правила безопасной работы.
9.Экскурсии. Игры. Конкурсы. Соревнования. Значение игр, соревнований и праздников в организации свободного времени учащихся. Познавательный характер игр. Развитие сообразительности, настойчивости, силы воли у учащихся во время соревнований. Разнохарактерные игры и соревнования.
Разнообразие изготовленных в кружке моделей позволяет выбрать с каждым учащимся самую интересную для него конструкцию для участия в увлекательных соревнованиях и общешкольных праздниках.
10. Заключительное занятие. Анализ проведенной работы за год. Коллективное обсуждение работ, выполненных кружковцами. Подведение итогов. Награждение победителей выставок, соревнований.
ЛИТЕРАТУРА
Ермаков A.M.
Журавлева А.П. Начальное техническое моделирование - М: Просвещение, 1982.
Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. - М.: Патриот, 1990.
Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1983.
Тарасов Б.В. Самоделки школьника. - Изд. 2-е.- М.: Просвещение, 1977.
Фетцер В.В. Твоя первая модель. Бумажные модели и макеты. – Ижевск.
Андрианова П.Н., Галагузова МА. Развитие технического творчества
младших школьников. - М.: Просвещение, 1988.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. -
М., 1993.
Шпаковский В.О. Из всего, что под руками. - Мн.: Полымя, 1987.
15