Программа объединения по интересам Школа рукоделия








ПРОГРАММА
объединения по интересам «Школа рукоделия»





n




















Гомель, 2015г.







Пояснительная записка


Рукоделие – один из древнейших способов изготовления одежды, различных предметов быта, игрушек, не потерявший актуальности и в наши дни. Человек, превращающий ремесло в творчество, знает, что любая вещь, выполненная своими руками, вбирает в себя добрую энергию её создателя. Вещи, изготовленные своими руками, практичны, удобны и, в то же время, красивы.
Занятие рукоделием развивает эстетические чувства, создает условия для формирования нравственных ценностей, коммуникативной культуры; приобретению навыков общения в коллективе. Формирует такие личные качества, как трудолюбие, ответственность, настойчивость, терпение, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Воспитывает усидчивость, аккуратность и терпение, развивает абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, глазомер, мелкую моторику и координацию движений рук.
Программа ориентирована на реализацию общих целей дополнительного образования детей, связанных с приобретением человеком устойчивой потребности в познании и творчестве, максимальной реализации себя, с самоопределением в предметной, социальной, профессиональной, личностной сферах; на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц. Кроме этого, не секрет, что в сложной экономической обстановке умение шить может стать неплохим подспорьем в домашнем хозяйстве.
При реализации программы осуществляется занятость детей во внеурочное время и профессиональное ориентирование.
Программа включает вязание крючком, нитяную графику (изонить).
Срок получения дополнительного образования определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей (программа объединения по интересам) по художественному профилю.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает тенденцию к возрождению традиционного искусства, в частности, вязания, шитья, а также новой технологии нитяной графики (изонить), опираясь при этом на традицию проведения досуга и воспитания девочек в семье.
Принцип отбора реализации программы:
Принцип повторяемости и постепенного усложнения выполняемых работ. Все работы основываются на уже приобретенных навыках и дают возможность ребенку сделать очередной шаг в своем развитии, осваивая новые техники и материалы, выполняя все более сложные изделия, приобретая новые умения.
Цель реализации программы - обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащегося средствами художественного творчества.
Задачи:
развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;
развивать художественный вкус, чувство меры в оформлении одежды и интерьера дома;
развивать пространственное мышление, воображение, образное восприятие цвета, форм, пропорций.
формировать устойчивый интерес к искусству, ориентировать учащихся на результат, степень его выразительности,
профессионально ориентировать учащихся;
укреплять физическое и нравственное здоровье учащихся;
формировать культуру использования свободного времени учащихся.
воспитывать трудолюбие, предприимчивость, рационализм, культуру поведения и бесконфликтного общения;
развить природные задатки и способности детей, творческое воображение, фантазию, образное мышление, моторику мышц кистей рук.
Образовательный процесс при реализации программы осуществляется в объединениях по интересам с учетом возраста учащихся:
Методы обучения:
словесное руководство;
показ;
объяснение;
упражнения;
дозированная помощь;
индивидуальная работа.
Виды деятельности:
Перечень направлений и видов деятельности может изменяться в соответствии с запросами учащихся, родителей, общества.
Учебно-тематический план на летний период

№ п/п


Наименование разделов, тем
Количество часов



Всего часов
В том числе





Теоретических
Практических


Введение.
Вводное занятие
4
2
2


Забавные поделки в быту
8
3
5


Воздушная петля.
Цепочка из воздушных петель.
6
2
4


Вязание на основе цепочки из воздушных петель.
8
2
6


Основные элементы вязания крючком.
8
2
6


Кромка, петли для подъема.
4
1
3


Сетка.
4
1
3


Квадрат и многоугольник.
6
2
4


Вязание изделий.
Расчет изделия по образцу.
20
6
14


Отделка изделия.
4
1
3

ИТОГО
72
22
50

















Содержание программы на летний период

Основу содержания программы дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля составляет творчество.
Содержание программы предполагает овладение детьми:
-порядок и план работы кружка. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, личная гигиена. Изготовление поделок на свободную тему с целью ознакомления с подготовкой учащихся.
-правилами техники безопасности при выполнении работ: безопасными приемами работы ручными инструментами: крючком, иглой, ножницами;
-технологией выполнения воздушной петли, цепочки из воздушных петель, сетки, квадрата, отделки изделия, ниткографии.
-подготовкой и участием в выставках.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения, обучающиеся умеют организовать свое рабочее место в соответствии с требованиями техники безопасности, иметь представление о свойствах пряжи, уметь подбирать пряжу для изделия, крючок, рисунок, рассчитывать изделие по образцу, правильно и аккуратно выполнять элементы и на их основе вязать несложные изделия крючком. Кроме того, у детей воспитана культура общения и поведения в коллективе.
Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей являются специально-организованные занятия. Способ организации детей – группа. Количественный состав подгруппы – 15 детей. В процессе занятий проводятся физкультминутки, направленные на активизацию дыхания, кровообращения и активный отдых группы мышц, задействованных при основной деятельности, а также:
режим смены динамических поз,
схемы зрительных траекторий,
метка на стекле.
Литература для педагога и учащихся


Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд.-М.: Большая русская энциклопедия, 1998.-288с.
Берестов А.Н. Чудесный клубок.-Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987.-124с.
Гай-Гулина З.С. Петелька за петелькой. М.: Издательство «Малыш».-1986.
Энциклопедия молодой семьи/Белорус. Сов. Э 68 Энцикл.; Редкол.: Г.Г.Герасимович и др. – 4-е изд., перераб. И доп. – Мн.: БелСЭ,1990.- 711с.
Гусакова А.М. Рукоделие в начальных классах. Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 1981.-178с.
Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей. - М.:Просвещение,1981.-176с.
Ерёмова О.М. Занятие по рукоделию //Начальная школа (журн.)-1983.-№4-с.51-54.
Коджаспирова Г.М. Педагогическая практика: Учебное пособие для учащихся пед. училищ.-М.: Издательство «Академия»,1998.-144с.
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников.
Основы дизайнообразования: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия».
Кузнецов В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учебное пособие для учащихся пед. училищ.-М.: Просвещение,1981-223с.
Маслов С.И. Развитие творческих возможностей младших школьников на уроках трудового обучения// Начальная школа (журн.).-1989.-№8.-с.69-71
Мечникова Л.К. Уроки вязания. М.: Издательство «Малыш»,1985.
Попова О.С. Русские художественные промыслы. М.: Знание, 1984.-144с.
Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005.
Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская// Пачатковая школа. – 2010. – №8. – С.63-66.
Ясинский А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для учителей. - М.:Просвещение, 1984.-192с.
Сычева Л.В. Приглашаем вязать. Свердловск: Средне - Уральское книжное издательство,1983.-112с.
Ханашевич Д.Р. Я вяжу и вышиваю.-М.: Издательство «Малыш», 1987.
Шабаева М.Ф. История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов,-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение 1989.-352с.
Шалимова О.Д. Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы в процессе трудового обучения// Начальная школа (журн.).-1989.-№8.- с.69-71
Энциклопедия рукоделия: Перевод с англ.-М.: Ниола-Пресс,1997.-256с.








13PAGE 15


13PAGE 14215




 
·