Актуальные проблемы творческого развития детей в хоровом коллективе.
Проблема творческого развития детей актуальна для нашего общества. Ее решение усугубляется сложными социально-экономическими условиями. В сложившейся практике школьного образования в настоящее время большее внимание уделяется развитию интеллекта в ущерб их творческому эмоциональному развитию, что значительно обедняет и сужает сферу духовной личности. Новые формы образования: гимназии, колледжи гуманитарной направленности не решают в полной мере эту проблему, так как значительная часть детей ими не охвачена. Музыкальному развитию детей в хоровом коллективе посвящены работы Т.А. Ждановой, Д.Е.Огороднова, В.Г.Соколова, Г.А. Струве и других, где рассматриваются ряд аспектов этой проблемы. Вместе с тем проблема творческого развития детей в хоровом коллективе не была предметом специального исследования. Эффективным средством развития творческих способностей является искусство. Современная музыкальная педагогика рассматривает проблему творческого развития детей в процессе музыкальной деятельности как одну из задач музыкального воспитания. Анализ систем музыкального воспитания ( Э.Жак-Далькроз,Д.Б.Кабалевский, А.Лехнер, З.Кодай, К.Орф ) показал, что их авторы не ставят специальную задачу музыкально-творческого развития детей, а включают его в общие задачи, как составную часть и одно из условий музыкального воспитания детей.
Представляет глубокий интерес для нашей работы система Б.Я.Яровкского. Ее достоинствами являются: чет возрастных и индивидуальных особенностей детской психики, использование синтеза искусств ( музыка, театр, живопись, художественное слово и др.) и основных видов музыкальной деятельности ребенка ( восприятие, исполнение, сочинение или импровизация), развитие творческой интуиции и аналитического сознания музыки. Опираясь на основные положения психологов и педагогов-музыкантов (Н.А.Ветлугина, Б.М.Теплов и др.), мы понимаем творческое развитие детей как овладение ребенком новыми видами музыкальной деятельности, требующими развития способностей, освещают творческие методы развития интереса школьников к музыке (Г.И.Шатковский). Творческое развитие детей в хоровом коллективе имеет свою специфику, обусловленную возрастными и индивидуально-психологическими особенностями каждого ребенка в коллективе. Исходя из этого, развитие художественно-творческих особенностей в детском хоровом коллективе, в силу своей специфики, определяет следующие задачи:
Формирование у участников коллектива потребности в музыкально-хоровой деятельности через развитие музыкальных интересов.
Развитие творческой установки в каждом виде музыкальной деятельности (слушательской, исполнительской, сочинительской), с тем, чтобы занятия хорового пения способствовали воспитанию творческой активности и самостоятельности личности в различных сферах его жизни.
Формирование и развитие общих и специальных музыкальных способностей детей.
Вооружение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для музыкально-творческой деятельности во всех сферах искусства.
Организация творческой деятельности есть путь эмоционального развития детей, поэтому в детском хоровом коллективе важно использовать различные виды творческой деятельности: обыгрывание детских песен; подбор детских музыкальны инструментов для «оркестровки» фортепианного сопровождения песен; придумывание детьми движений под музыку; подбор стихотворений к песням или сочинение нового текста к разучиваемым песням; рисование иллюстраций к песням в «творческих тетрадях» или лепка персонажей песен т.д. В качестве основных методов творческой деятельности детей в хоровом коллективе мы выбираем игру и импровизацию (вокальную и ритмическую). Организуя игровую деятельность, следует опираться на положение Л.С.Выготского, что обучение ведет за собой развитие. При этом обучение осуществляет свою ведущую роль через содержание. Поэтому очень важен выбор репертуара детского хорового коллектива. Мы ориентируемся на возможности ребенка ( а отсюда и коллектива ) с помощью педагога овладеть этим репертуаром. Детская опера-сказка, благодаря синтезу искусств, содержит разные по трудности музыкальные номера, что позволяет педагогу успешно осуществлять творческое развитие детей в хоровом коллективе. Игровая деятельность позволяет детям осваивать различные виды искусств. Одним из условий эффективного творческого развития детей является принцип разнообразия занятий. Игра, в силу своей специфики, наиболее эффективно обеспечивает этот принцип. Импровизация – есть специфическая форма музыкальной деятельности, особый вид художественного творчества, характеризующийся созданием произведения непосредственно в процессе исполнения, без предварительной подготовки. Специфика развития творческих способностей детей в процессе хорового пения предусматривает применение на занятиях в основном вокальной импровизации, а так же импровизации на элементарных музыкальных инструментах. В коллективном творчестве дети учатся друг у друга. Импровизация - это творческая работа, выполненная в течение урока. Импровизация оказывает положительное влияние лишь в том случае, когда занятия интересны, понятны и посильны. Ведь недаром говорят, что одной из главных задач педагога является развитие творческой инициативы ребенка, пробуждающий длительный и глубокий интерес к музыке. Курс импровизации оказывает положительное влияние на расширение кругозора детей и в определенной мере помогает улучшить свои достижения в исполнительской деятельности ( исполнение репертуара в хоровом классе, игра на специальном инструменте и т.д.), так как научившись быть творцами, создателями музыкальных произведений, они будут лучше чувствовать и понимать музыку, сочиненную другими композиторами.
Выделив в качестве основных компонентов творческого развития детей в хоровом коллективе эмоциональную отзывчивость ( при восприятии музыки), выразительное пение ( при исполнении песни), яркость аккомпанимента к мелодии или движений в образе персонажа ( при сочинении (импровизации), мы используем «желательные уровни» музыкального развития ребенка, разработанные Н.А.Ветлугиной. При восприятии музыки ребенок должен уметь : эмоционально отзываться на музыку; ориентироваться в музыкальных произведениях, их жанрах; называть любимые, объяснять, почему они нравятся; определять характер незнакомых произведений. При исполнении : петь выразительно песни, проявляя свое отношение к исполняемому; определить характер песни и точно передавать его при исполнении. При сочинении аккомпанименита: уметь выразительно исполнить на детском музыкальном инструменте сопровождение пьесы, соблюдая темп, динамику, ритм, ансамбль с педагогом. При сочинении движений: проявлять самостоятельность, выразительно передавая музыкально-игровой образ персонажей и танцевальные движения под музыку незнакомых произведений; сочинять варианты плясок; инсценировать песни. Проведенный анализ музыкальных систем ведущих педагогов-музыкантов разных стран, а также положения психологов, подтверждают предполагаемую нами гипотезу о том, что творческое развитие детей происходит наиболее эффективно при условии:
- Учета их возрастных и индивидуальных особенностей;
- Организации совместной творческой деятельность детей и использование музыкальной игры-драматизации как активного метода обучения;
Организация процесса творческого развития как целостного, обеспечивающегося взаимодействием трех подсистем: организационно-педагогической, социально-психологической, психолого-педагогической в условиях совместной творческой игровой деятельности. Одним из основных путей формирования и развития инициативы ребенка, его творческих способностей, активной жизненной позиции является система дополнительного образования. Многообразие различных видов деятельности, форм организации работы, личностный подход позволяют помочь каждому ребенку занять активную позицию в коллективе, придать полезную направленность его индивидуальным увлечениям, способностям и потребностям. Дополнительное образование – процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательного перехода из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творчества ребенка, затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе, за сотрудничеством в творческой деятельности следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире. В учебно-воспитательской деятельности хорового коллектива в системе дополнительного образования творческое развитие детей в процессе их приобщения к хоровой культуре, должно рассматриваться как основная педагогическая задача. Исходя из вышесказанного, проблема развития детского художественного творчества, рассматриваемая в данной работе, в настоящее время имеет особую актуальность, которая в свою очередь предполагает возможность внесения в систему детского дополнительного музыкального образования новых перспективных предложений и программ.