Проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения

Проблемы психолого-педагогического сопровождения
учителей начальных классов
в условиях реализации ФГОС нового поколения

Введение ФГОС НОО во всех школах РФ стало главным инновационным вызовом для системы психологического обеспечения образования. С позиции психологизации образовательного процесса просматривается круг проблем психолого-педагогического сопровождения педагогов начальной школы. Они связаны с необходимостью, во-первых, развития таких качеств личности педагога как активность, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения; во-вторых, повышения профессионального мастерства; в-третьих, распространения передового опыта; в-четвертых, применения новых методик обучения. Все это теоретически и практически оправдано, поскольку, реализация ФГОС НОО требует от учителя готовности к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде на основе системно-деятельностного подхода - методологической основы ФГОС.
Развитие профессиональной компетентности учителя начальных классов стало сегодня как никогда актуальным. Профессиональная компетентность представляет совокупность обобщенных знаний, умений и способностей, обеспечивающих результаты в обучении и воспитании учащихся. Исходя из этого, учитель начальных классов на современном этапе - высокопрофессиональный педагог, способный максимально реализовывать себя в педагогической деятельности, адаптироваться к изменяющимся условиям, планировать карьерный рост и т.д. Очевидно, что значительная часть педагогов испытывает трудности при адаптации меняющимся профессиональным условиям. Переход на ФГОС нового поколения выявил множество проблем, связанных с профессиональной компетентностью педагогов. Среди них: упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы; отсутствие готовности к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС; принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных), отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования (БУПа, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов, курсов); отсутствие готовности к восприятию новизны ФГОС; отсутствие навыка владения методами формирования и развития универсальных учебных действий. В одиночку, как правило, педагог решить эти проблемы не может. Успешное их преодоление во многом, на наш взгляд, зависит от высокопрофессионального психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий. В его процессе педагогу оказывается реальная поддержка в формировании умения самостоятельно справляться с трудностями, в том числе и профессиональными, возникающими при внедрении ФГОС нового поколения. Педагог-психолог помогает учителю начальных классов, опираясь на его возможности и способности, раскрыть ранее скрытые ресурсы личности, создает условия для развития педагога. Следовательно, психолого-педагогическое сопровождение учителя начальных классов направлено на раскрытие и развитие индивидуальности педагога, активизацию и реализацию его потенциала, оптимизацию взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса.
В качестве основной задачи психолого-педагогического сопровождения педагогов начальных классов, представляется целесообразным выделить создание психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации и компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС НОО. Решение этой задачи осуществляется в нескольких направлениях.
Во-первых, по нашему мнению, нельзя недооценивать психологическое консультирование педагогов, т.к. оно является существенной помощью в решении проблем, встающих перед педагогами в области обучения, воспитания, психического здоровья детей. Педагогу оказывается помощь и в самопознании, формировании адекватной самооценки и адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, профессиональных деструкций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию.
Во-вторых, традиционно актуальным является психологическое и педагогическое просвещение, поскольку учителя начальных классов, прежде всего, должны быть подготовлены к работе с детьми с различными индивидуально-психологическими особенностями. В его процессе происходит актуализация и расширение представлений (знаний) педагогов о социальной ситуации развития младших школьников, психологических закономерностях, механизмах и особенностях развития личности, задачах и трудностях адаптации; осуществляется помощь в организации методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики готовности к школьному обучению и мониторинга адаптации ребенка к школе; оказывается помощь в организации педагогической поддержки школьников, развитие способностей педагогов по ее оказанию.
В-третьих, психолого-педагогическое сопровождение невозможно без психопрофилактической работы, в ходе которой оказывается содействие полноценному социальному развитию педагога, предупреждаются возможные кризисы, личностные и межличностные конфликты, вырабатываются рекомендации по улучшению условий самореализации. В целом, создаются условия для предотвращения ситуаций, факторов, вызывающих психологическое напряжение, стрессы и травмы. К числу профилактических мер можно отнести обязательную организацию мероприятий, где учителя получали бы в полной мере необходимую эмоциональную и профессиональную поддержку; релаксационные мероприятия для педагогов; создание возможностей для реализации вне профессиональных интересов; наличие специальных культурно-туристических программ для педагогов и т.п.
В-четвертых, важной, по-прежнему, остается развивающая психодиагностика. Её суть заключается в том, что, интерпретируя результаты диагностики индивидуально-психологических характеристик и сообщая их педагогу, происходит актуализация имеющихся у него психологических знаний, а также развивается его психологическая компетентность. А поскольку индивидуальные показатели диагностики имеют большую субъективную значимость для педагога, то объяснение сущности диагностируемых психологических характеристик приобретает особую личностную значимость. Психологические знания не столько усваиваются, сколько присваиваются, происходит формирование аутокомпетентности, которая становится фактором самореализации профессионально-психологического потенциала учителя.
В-пятых, особое внимание сегодня необходимо уделить развивающему направлению психолого-педагогического сопровождения учителя начальных классов. Оно представляет собой включение педагога в выполнение активной творческой деятельности. В его рамках наиболее оптимальными, на наш взгляд, являются участие педагога в конкурсах профессионального мастерства, психолого-педагогических и научно-методических семинарах, научно-практических конференциях.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение опирается на внутренний потенциал каждого конкретного педагога и поддержку его окружения, а также на владение методами разрешения наиболее типичных проблем, с которыми сталкивается человек в процессе профессионального развития. Оно во многом способствует тому, что учитель начальных классов становится успешным, компетентным, востребованным, обладает такими личностными качествами, как быть готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, постоянно обновлять свои знания и умения. Учитель начальных классов, обладающий перечисленными качествами, способен создать оптимальные психолого-педагогические условия для развития личности учащихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения.
Литература:
Андреева Л.Д. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 1.
Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» / под. ред. В.В.Рубцова – М.: МГППУ, 2013.
Столярова С.С. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС / С.С.Столярова – М.:ВОУОДО – 2014.




15