Конспект урока по изо Натюрморт в разных видах искусства (6 класс)
НАТЮРМОРТ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА
ЦЕЛЬ:
учебная: углублять знания учащихся о натюрморте, его темы и особенности, учить определять натюрморт в разных видах искусства, ознакомить с произведениями художников, которые работали в жанре натюрморта;
развивающая: развивать эстетические чувства, вкус ученики; активизировать творческую инициативу;
воспитательная: прививать интерес произведениями изобразительного искусства, уважительное отношение к произведениям художников и их работы.
Материалы и инструменты: листы бумаги (альбома), акварельные или гуашевые краски, простые карандаши, резинки, кисти, фломастеры, гелевые ручки, емкости для воды, салфетки для вытирания рук, клеенки.Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку
2. Актуализация опорных знаний
Вещи изображали голландские мастера в натюрмортах-завтраках?
В каком виде искусства были выполнены голландские натюрморты?
Каких правил изображения нужно соблюдали в тематическом натюрморте?
3. Мотивация учебной деятельности.
Объявление темы и цели урока
Учитель. Жанр натюрморта был и остается любимым для многих художников. А известно ли вам, что можно выполнять любимым для многих художников. А известно ли вам, что можно выполнять не только живописные натюрморты? Сегодня на уроке мы познакомимся с натюрмортами, выполненными в различных видах искусства. А рисовать мы декоративный натюрморт.
4. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО матералом Учитель. (сопровождает рассказ демонстрацией наглядности). Самые известные натюрморты выполнены в живописи. Живописать - значит передавать форму предметов, особенности цвета, фактуру, воспроизводить такими, какими мы видим их в жизни. Мы уже говорили, что в живописном натюрморте все эти задачи решаются, результатом является произведение искусства. Понятно, что наиболее распространенными являются реалистичными натюрморты в живописи, однако несправедливо было бы не вспомнить в других видах искусства, ведь они также заслуживают внимания.
Конечно, глубокое изучение натуры в натюрморте начинается с графического рисования карандашом. Завершены учебные натюрморты - это все не только произведения искусства, это также образец для выполнения серьезных задач в графике, скульптуре, живописи.
Например, известный немецкий художник Альбрехт Дюрер очень часто вставлял натюрморты в своих графических работ. Графическая техника офорт требует от художника особого мастерства.
Вспомним: офорт - способ гравирования, по которому углубления печатного элемента получают путем многократного пищеварения азотной кислотой.
Художники изучают натуру, создавая также скульптурные натюрморты. В истории искусств скульптурные натюрморты встречаются в основном как фрагменты барельефов.
В станковых, монументальных и монументально-декоративных композициях, в мемориальных памятниках часто встречаются драпировки, вазы, фрукты, цветы и другие предметы, помогающие скульптору ярче и убедительнее раскрыть содержание своего произведения, обогатить форму.
Но есть натюрморты в скульптуре, которые художники создают как самостоятельные произведения.
А вот пример тематического натюрморта работы Н. Пино, состоящий музыкальных инструментов.
Скульптурный натюрморт может быть составной скульптурной композиции, а может иметь самостоятельное решение (например, вырезанные из камня китайскими народными мастерами настольные украшения - натюрморты из фруктов, овощей, цветов).
Богатое наследие натюрмортов представлена в декоративной живописи. Украинская художница Екатерина Васильевна Билокур (1900-1961) создавала в этом стиле удивительные натюрморты с цветами, колосьями, овощами, фруктами, хлебом, кувшинами и тому подобное.
Вспомним значение слова декоративный. Слова декоративный, декорация происходят от латинского слова decoro, что означает украшаю. Декоративность можно рассматривать как форму выражения красоты. Декоративная живопись, как и другие виды искусства, является формой отражения реального мира. Для него характерны все качества понятие декоративность: это преувеличена цветовая гармония, тональное и контрастное решение, плоскостное изображение, орнаментальность, условность решения и ограниченность в подборе цветов, то есть все то, что непременно присутствует в изобразительном искусстве. Что же такое декоративный натюрморт?
Декоративный натюрморт - явление сравнительно новое, что появилось в конце XIX - начале ХХ в. в эпоху зарождения самых художественных направлений. Это время художественных экспериментов с цветом, формой, пространством, восхищение художников поиском новых фактур.
Чем особенным отмечается декоративный натюрморт?
Главная задача декоративного натюрморта - стилизация предметов, их формы, цвета, тона.
Стилизация - это объединение предметов с помощью условных приемов. Можно упросить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. Однако упросить форму вовсе не означает обеднить ии, а, опустив малозначительные детали, подчеркнули выразительные качества предмета.
Осложнения формы строится за счет введения декоративного орнамента, отсутствующего в натуре. Художник может стилизовать предмет любой степени, уход от натуры бывает очень значительным. Цветы, кувшин, фрукты можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить ии природные плавные очертания. Важная роль принадлежит линии, контура, их руку и взаимодействия с пятном.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧНВ
Методический комментарий. На виду - фотоизображения натюрмортов. Ученикам предлагается создать декоративный натюрморт по одному из фотоизображений с использованием нетрадиционных техник исполнения.
Задача №1. Создать декоративный натюрморт в графике.
Задача №2. Создать декоративный натюрморт в живописи с использованием нетрадиционных техник исполнения.
6. Актуализация приобретенных знаний
В каком виде искусства жанр натюрморта распространенный?
Чем отличается реалистичный натюрморт от декоративного?
7.ПИДБИТТЯ итогов урока
1. Подведение итогов (общая оценка урока).
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложение:
«Сегодня я узнал (-лась) ...»;
«Было интересно ...»;
«Я научился (-лась) ...»;
«Мне было сложно ...»;
«Теперь я смогу ...».
2. Определение задания к следующему уроку: подготовиться к уроку обобщения знаний по темам «Портретный жанр» и «Натюрморт».
3. Провозглашение урока завершенным.