Конспект итогового занятия Тема Богатырей в разных видах искусства в подготовительной к школе группе


Ход занятия:
(дети входит в музыкальный зал. Воспитатель в народном костюме встречает детей в сопровождении музыкального руководителя)Воспитатель: Ой, вы добрые молодцы и молодушки!
Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную.
Чтобы был у нас мир да лад, да согласие.
И велась наша беседа речью плавною. И поговорим мы с вами о богатырях русских.
Дети садятся на стулья
Музыкальный руководитель: Богатырская тема рассматривается в разных видах искусства. Мы с вами уже слушали «Богатырскую симфонию». Давайте ещё раз прослушаем её по частям и расскажем о характере музыкальных отрывков. (дети слушают, далее идет беседа о прослушанных отрывках, о чувствах и представлениях, которые она вызвала).
Широка ты Русь по лицу земли!
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
За тебя в нужде сложить голову!
Музыкальный руководитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (ответы детей)
И художники обращались к богатырской теме.
Воспитатель обращает внимание детей на картину В. Васнецова « Богатыри»
-Как называется это произведение? Кто написал эту картину?
-Кто изображен на этой картине? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте подробнее рассмотрим картину.
Давайте рассмотрим богатырей и расскажем о них. Для рассказа предлагаю план.
Воспитатель: Расскажи, Таня, о Илье Муромце.
В центре картины на могучем, сильном коне Илья Муромец из города Мурома. Он самый старший, самый могучий, огромного роста. Он одет в кольчугу, сапоги и шлем. В одной руке у него булава, в другой - копье. Илья Муромец внимательно смотрит вдаль: не видать ли врагов? Взгляд его зоркий, уверенный. Он всегда стоит на страже родной земли. Он защищает землю русскую от врагов.
Воспитатель: да, такой он, Илья Муромец. Давайте попробуем изобразить его выражение лица, позу.
Воспитатель: Расскажи, Саша, о Алеше Поповиче.
Богатырь справа – Алеша Попович. Он самый младший из богатырей. Алеша молодой, красивый, отважный и смелый. К седлу прикреплены гусли. Гусли – это такой музыкальный инструмент, значит Алеша попович хорошо поет и играет. Он красиво сидит на своем коне, хорошо вооружен. В руках его стрела, сбоку колчан со стрелами. Алеша Попович сильный, смелый, отважный богатырь. Он защищает детей, стариков, матерей (дети изображают).
Воспитатель: Анюта, расскажи о Добрыне Никитиче.
Добрыня Никитич гордо сидит на своем белом коне, грива коня развивается по ветру. У него красивый меч. На мече узор – солнце и растительность. Знак солнца помогал отражать удары врага. Знак травы помогал воину вернуться живым. Лицо Добрыни вежливое, благородное и культурное (дети изображают).
Воспитатель: Мы видим, что все богатыри разные, со своим характером. Но что их всех объединяет? (готовность защищать свою Родину)
Воспитатель:
А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!
А преданья старины
Помнить мы должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Физкультминутка: 
Богатырь, он таков: Показывают «силача».
Он силен, он здоров,
Он из лука стрелял, Имитируют движения.
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал,
Подрастаем мы, смотри, Дети из положения сидя медленно поднимаются
Станем, как богатыри!
   
Воспитатель: давайте посмотрим, где художник изобразил богатырей, что их окружает.
Дети (с помощью наводящих вопросов воспитателя): богатыри изображены в степи, на возвышенности, на холме. За спиной у них темный лес. На небе белые облака.   
Воспитатель: какие цвета использовал художник при написании картины?
Дети: описывают
Воспитатель: (влево – вправо повернись, и в богатырей превратись)
давайте представим, что это мы богатыри и что это мы стоим на холме.
А как мы здесь оказались?
Что мы видели вокруг себя, когда скакали на своих конях?
Кого мы высматриваем?
Что будет, если мы увидим врага?
Воспитатель: (влево – вправо повернись, и в зрителей снова превратись)
а теперь снова станем зрителями.
Какое настроение у вас от просмотра картины?
Что чувствовал художник, когда писал картину?
Что, по вашему мнению, подтолкнуло Васнецова написать картину?
Ребенок: Любим мы свою Россию. И. ЯцевичНаша Родина – Россия,
Наша матушка – земля.
Много в ней чудесной силы,
Солнца, радости, тепла!
Честные сыны народа –
Славные богатыри –
Защищали Русь Святую,
Защищали, как могли.
Воспитатель:
Давайте вспомним пословицы о Родине, ее защитниках.
Дети: - Тот герой, кто за Родину стоит горой.
- Как русский за штык берётся, так враг трясётся.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Сражайся смело за правое дело.
- Жить – Родине служить.
- Родина-мать, умей за неё постоять.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Воспитатель: вы хорошо рассказывали о богатырях. А я хочу вас рассказать о картине то, что узнала в школе своих премудрых наук. Слушайте. Виктор Васнецов закончил писать свою картину более 100 лет назад, а писал около 27 лет. Васнецов прочитал много былин, сказаний, чтобы написать правдивую картину. А еще он их очень любил читать. Когда Васнецов писал картину, слушал музыку любимых композиторов, в том числе и знакомую нам «Богатырскую симфонию» А. Бородина.
В центре картины на могучем, сильном коне Илья Муромец из города Мурома. Он самый старший, самый могучий, огромного роста. Он одет в кольчугу, сапоги и шлем. В одной руке у него булава, в другой - копье. Илья Муромец внимательно смотрит вдаль: не видать ли врагов? Взгляд его зоркий, уверенный.
Добрыня Никитич гордо сидит на своем белом коне, грива коня развивается по ветру. У него красивый меч. На мече узор – солнце и растительность. Знак солнца помогал отражать удары врага. Знак травы помогал воину вернуться живым. Лицо Добрыни утонченное, благородное.
Богатырь справа – Алеша Попович. Он самый младший из богатырей. Алеша молодой, красивый, отважный и смелый. К седлу прикреплены гусли. Гусли – это такой музыкальный инструмент, значит Алеша попович хорошо поет и играет. Он красиво сидит на своем коне, хорошо вооружен. В руках его стрела, сбоку колчан со стрелами. Алеша Попович сильный, смелый, отважный богатырь.
Все они готовы защитить землю русскую от врагов, слабых от обидчиков!
Народ в своих былинах да сказаниях во всем возвеличивал своих богатырей, поэтому художник изобразил богатырей в богатых доспехах, на празднично убранных конях.
За могучими спинами богатырей простирается привольный мир русской природы: широкие ковыльные степи, темные еловые и сосновые леса, мягко очерченные холмы и серые камни, воспетые в сказках и былинах. Гуляет по просторам ветер, ерошит конские гривы, и незыблемо стоят на пути врагов суровые воины.
Холмистые луга, лес, маленькие елочки, сосенки - родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат ее покой. Маленькие деревца подчеркивают силу богатырей.
Луга, холмы нарисованы простой, плавной линией, картина вытянута вширь - эти выразительные средства передают простор. А белые, клубящиеся облака, темно-зеленый цвет холмов - этот контраст придает картине величие, какую-то грозность.
В народном творчестве часто используется красный цвет. Вот и Васнецов нарисовал красным: (ответы детей). Щит и сбруя у коня Добрыни, копье у Ильи, рубаху у Алеши. Красный цвет сочетается с белым, серым, черным и придает картине торжественное, приподнятое настроение.
Воспитатель: Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время на земле русской?
Где их можно встретить? (пожарные, пограничники, милиционеры, врачи и т.д.)
Днем и ночью эти люди стоят на страже нашей Родины, отдают свои жизни для спасения других, как в старину богатыри русские.
А вы хотели бы стать такими, как богатыри, чтобы уметь защищать свою семью, друзей, Родину?
Теперь вы знаете, что для этого в себе нужно развивать и воспитывать! И поможет нам в этом песня!
Дети исполняют песню «Богатыри»
Воспитатель: скажите, в каких видах искусства мы видим отражение темы «Богатыри»?
Какое произведение мы сегодня послушали? О какой картине поговорили?
Да, с помощью музыки, красок, слова композиторы, художники и писатели передают свое отношение к жизни, свои переживания, настроение. Нам надо только внимательно слушать и смотреть! А матушка Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины нашей.