План вводного урока по теме Методы достижения точности обработки на станках.
Вводный урок в новую тему
Тема урока: «Методы достижения точности при металлообработке на станках».
Цель урока: Познакомить учащихся с новой темой. Активизировать размышления учащихся постепенно подводя к постановке задач. Выделить основные вопросы при изучении новой темы.
Задачи:
1. Образовательные – Знакомство с теоретическими знаниями по новой теме.
2.Развивающие - умение разбираться в методах достижения точности обработки.
Анализировать преимущества каждого. Проводить сравнительный анализ
недостатков методов.
3. Воспитывающие – самостоятельность и ответственность.
Оборудование: 1. Технология машиностроения : в 2 ч. — Ч. 1 : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. Ю. Новиков, А.И.Ильянков. — 2-е изд., перераб. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 352 с
2.Дополнительный раздаточный материал с высказываниями.
План :Приветствие (3 мин.)
Подвод студентов к постановке задач на урок на основе темы урока.(5 мин)
Теоретика (25)
Беседа со студентами о результатах проведенного урока. (6 мин)
Подведение итог со студентами о решении все задач поставленных в начале урока (6 мин)
Ход урока.
Теория.
1.Спросить студентов, что такое точность обработки?
2.Выслушав ответы студентов скорректировать понятие.
Под точностью детали понимают её соответствие требованиям чертежа: точности размеров; геометрические формы; точность взаимного расположения поверхностей; волнистости (в настоящее время показатель применяется редко) пояснить по чему предоставляя примеры; шероховатости.
3. Спросить студентов о методах достижения точности, применяемые ими на практике.
4. Выдать теоретические знания по первому методу.
Метод пробных ходов и промеров.
При этом методе инструмент устанавливается на выдерживаемый размер индивидуально для каждой из обрабатываемой заготовок. Установка на размер осуществляется в такой последовательности:
Снятие пробной стружки с короткого размера обрабатываемой поверхности;
Замер получившегося размера;
Определить отклонения полученного размера от требуемого значения;
Внесение поправки в первоначальное положение инструмента (ее отсчитывают по делению лимба станка);
Так продолжается до тех пор, пока требуемый размер не будет получен. После чего поверхность обрабатывается на всей ее протяжении.
При обработке следующей заготовки все действия по установке инструмента на размер повторяются.
В методе пробных ходов и промеров часто применяют разметку. В этом случае на поверхность исходной заготовки специальными инструментами (чертилками, штанге рейсмусами) наносят контур будущей детали, положения отверстий, ока выемок.
При последующей обработке рабочий стремится совместить траекторию перемещения РИ с линией разметки.
Преимущества:
На неточном оборудовании позволяет получить высокую точность обработки, т.к рабочий высокой квалификации методом пробных ходов и промеров может компенсировать точность станка;
При обработке партий заготовок исключается влияние износа инструмента на точность получаемых размеров(износ компенсируется при каждой новой установке);
При неточной заготовке позволяет правильно распределить припуск и предотвратить появление брака из маломерной заготовки при разметке часто удается «выкроить» контур детали и получить годное изделие;
Нет необходимости в изготовлении сложных и дорогостоящих приспособлений, т.к. взаимное положение обрабатываемых поверхностей определяется не приспособлением, а разметкой.
Недостатки:
Зависимость достигаемой точности от минимальной толщины снимаемой стружки.
Появление брака по вине рабочего, от внимания которого зависит точность обработки;
Низкая производительность труда (из-за больших затрат времени на разметку, пробные ходы и промеры);
Высокая себестоимость обработки детали из-за низкой производительности и высокой зарплаты квалифицированным рабочим.
5.Спросить студентов о возможностях применения данного метода на основе полученных знаний и преимуществах и недостатках.
6.Необходимо достигнуть беседы студентов и преподавателя, а так же беседы между студентов о преимуществах и недостатках метода. Предложить тип производства, где такой метод применяется и почему.
7.Познакомить студентов со вторым методом.
Метод автоматического получения размеров на предварительно настроенных станках.
При обработке по этому методу станок настраивается на выполнение заданных размеров, после чего обрабатывается вся партия заготовок. Т.о. требуемый размер достигается автоматически, почти независимо от квалификации и внимания рабочего.
Настройка станка заключается в установке РИ на определенном расстоянии отн-но установочных элементов приспособления. Настройка может выполняться различными методами, в том числе методом пробных ходов и промеров. В процессе обработки партий заготовок выполняются выборочные контрольные промеры.
Преимущества метода:
Повышение точности обработки и снижение брака: точность обработки не зависит от минимальной величины снимаемой стружки, т.к. припуск на обработку принимается заведомо больше, точность не зависит от внимания и квалификации рабочих;
Рост производительности обработки за счёт сокращения затрат времени на разметку, пробные ходы и промеры. Функции рабочего сводятся к вкл./выкл. станка, установке/снятию заготовки, периодическому выполнению контрольных промеров.
Рациональное использование рабочих высокой квалификации: на настроенных санках работают низкоквалифицированные рабочих, настройку станков, обслуживание оборудования – высококвалифицированные, при этом один настройщик обслуживает от 8 до 12 станков.
Высокая производительность труда, снижение брака, уменьшение потребности в квалифицированной рабочей силе приводят к снижению себестоимости выпускаемой продукции.
Недостатки:
Необходимость в точных однородных заготовках, поскольку обработка на настроенных станках предполагает снятие строго определенных припусков;
При обработке парных заготовок на точность размеров оказывает влияние износ инструмента;
Необходима тщательная технологическая подготовка производства с подробной разработкой технологических операций, схем настройки станков, часто надо изготавливать специального приспособления.
8. Вовлечь студентов в беседу по сравнению двух методов получения точности.
9. Разделить класс на две группы. Предложить каждой группе подготовить аргументы в плюс своего метода. Провести контролируемый спор. Оппоненты должны высказывать аргументы, в защиту своего метода указывая на преимущества.
10. Подвести итог урока, ответив на вопросы студентов.