Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по Кузину В. С., Кубышкиной. Э.И.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старостаничная средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Старостаничной СОШ
Приказ от _____________ № ______
___________________М.А.БуслаеваМ.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
начальное общее образование
2-а класс
Количество часов -34
Учитель: Ключникова Ольга Ивановна
Программа разработана на основе программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы / Кузин В. С., Кубышкина. Э.И.- М: Дрофа, 2012.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по Изобразительному искусству составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство: программа 1-4 классы/ Кузин В.С. – Москва: издательство «Дрофа», 2011.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72);
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015 г. №405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год»;
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012г №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014г №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию, образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
Устав школы, зарегистрированный 16.12.2011 года
Положение о промежуточной аттестации обучающихся МБОУ Старостаничной СОШ Каменского района Ростовской области, утверждённое педагогическим советом от 21.08.2014 года, протокол №1;
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ (Педагогический совет от 21.08.2014 №1).

Цели и задачи по учебному предмету «Изобразительное искусство».

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.
Цели предмета:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В основу программы положены:
тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности»
система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Технологии, применяемые на уроках: игровая, проектная деятельность, использование ИКТ.
Методы, которые используются на уроках: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Результаты освоения предмета и система их оценки.
В результате изучения предмета изобразительного искусства по данной программе у второклассника будут сформированы первоначальные представления о значении искусства в жизни человека (предметные) знания, умения, навыки представления, предусмотренные программой, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения предмета обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем план
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
- донести свою позицию до собеседника;
- оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
- учиться планировать работу в группе;
- учиться распределять работу между участниками проекта;
- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Система оценки достижений планируемых результатов.
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируется в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работа оценивается качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критерии оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство » в учебном плане.
В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения во 2-м классе на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34 учебных недели).
Последовательность изучения тем:
1.Мы рисуем осень.
2.Мы рисуем сказку.
3.Мои друзья.
4.С чего начинается Родина…
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Виды занятий:
Рисование с натуры (рисунок, живопись).
Рисование на темы.
Рисование по памяти.
Декоративная работа.
Художественное конструирование и дизайн.
Лепка.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
«Мы рисуем осень» (9 час.)
Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета, изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности. Формировать умения реализовывать собственный замысел в рисунках.
«Мы рисуем сказку» ( 7 час.)
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узорах, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек. Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. Знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.
«Мои друзья» (10 час.)
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. Уметь конструировать материалы из подручных предметов. Выполнять в технике силуэта декорации для спектакля. Формировать умения реализовывать собственный замысел в рисунках. Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами.
«С чего начинается Родина…» (8 час.)
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас, виды изобразительного искусства и архитектуры; жанры живописи. Рисование на основе наблюдений по памяти . Передача в рисунках смысловой связи между предметами. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности. Передача в рисунках формы, очертания и цвета, изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
Тематическое планирование.
№ Тема раздела Кол-во часов Сроки прохождения Формируемые универсальные учебные действия.
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
1 «Мы рисуем осень». 9 1.Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни. Формировать умения организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Развивать способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Развивать желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.).
2 «Мы рисуем сказку». 7 Понимать значение искусства в жизни человека и общества; уметь давать характеристику художественных образов, представленных в произведениях искусства.
Развивать навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно прикладное. искусство, художественное конструир.) Умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу. Развивать способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
3 «Мои друзья». 10 Проявлять основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков персонажей. Развивать стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения .Осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства, и отражать их в собственной художественной деятельности. Развивать умения обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.
4 «С чего начинается Родина…» 8 Уметь различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона. Понимать учебную задачу данного урока, стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке,
преобразовывать практическую задачу в познавательную. Уметь эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявлять устойчивый интерес к художественным традициям своего и других народов. Развивать умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
Календарно – тематическое планирование.

№ п/п Тема урока Кол-во часов Дата проведения Основные виды деятельности учащихся Формируемые умения /личные качества (планируемые результаты обучения)
План Факт. Предметные умения УУД
«Мы рисуем осень» (9 час.)
1 Рисование на тему «Мое лето»
(Композиция «Моё лето») 1 Особенности работы акварельными красками. Рисование на основе наблюдений или по представлению. Основы изобразительного искусства: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Уметь самостоятельно выбирать материал для творческой работы.
2 Рисование с натуры «И снова осень к нам пришла» (Рисование осенних цветов) 1 Рисовать с натуры объекты. Изображение с натуры. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передавать настроение в творческой работе.
3 Рисование с натуры «Осень пора грибная»
(картина сказ.грибы ). 1 Рисовать с натуры объекты. Изображение с натуры основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передавать настроение в творческой работе.
4 Рисование с натуры «Сыплются с дерева листья поблекшие…»
(Рисование осенних листьев). 1 Рисование с натуры листьев деревьев. Видеть красоту осеннего леса. Развивать эстетическое восприятие и эмоцио-нальное отношение к предметам и явлениям действительности.
5
Рисование на тему «Осень. Музыка дождя»
(Композиция «Под дождем»). 1 Рисовать на тему используя художественный материал. Передача настроения в творческой работе . использование художественной техники. Выражать свое отношение к произведению изобрази-тельного искусства.
6 «Красота обычных вещей. Цилиндр»
Художественное конструирование и дизайн. 1 Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина). Знакомство и искусством лепки. Развивать эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к предметам и явлениям действительности.
7 Лепка «осенние подарки природы» (натюрморт «Красавица- осень»). 1 Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина). Знакомство и искусством лепки. Знать правила работы с пластилином. Развивать эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к предметам и явлениям действительности.
8 Рисование с натуры «Осенний натюрморт». 1 Изображать в рисунке форму простых по форме овощей. Изучать форму простых по форме овощей и фруктов. Раскрытие красоты обычных предметов. Передача настроения в работе.
9 Рисование на тему
«Моё лето». Правильно работать акварельными и гуашевыми красками. Познакомить с понятием «виды изобразительного искусства». Развитие образной памяти, эмоционально эстетической отзывчивости.
«Мы рисуем сказку» (7 час.)
10 Декоративная работа. Лепка «Веселые узоры»
(лепка игрушки по мотивам филимоновских игрушек»). 1 Ознакомление с про-изведениями народных промыслов. Выбор выразительных средств. Знать известные центры народных художественных ремесел России, элементы филимоновских игрушек. Выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства.
11 Рисование по памяти «Сказка про осень».
(осенний пейзаж «сказка про осень»). 1 Правильно работать акварельными и гуашевыми красками. Познакомить с понятием «виды изобразительного искусства» и «архитектура». Развитие образной памяти, эмоционально-эстетическую отзывчивость.
12 Рисование по памяти «Мы готовимся к рисованию сказки». 1 Выполнять наброски животных в разных положениях. Творчество художников – анималистов. Описывать характер и повадки животных..13 Рисование по памяти «Мы рисуем сказку». 1 Выполнять иллюстрацию к сказке. Передавать в тематических рисунках пространственные отношения. Выражать свое отно-шение к произведению изобр искусства.
14 Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу» (рисование сказочной птицы). 1 Выполнить творческую композицию «сказочная птица» Знакомство с работами мастеров из Хохломы, Гжели, Городца. Сравнение птиц разных мастеров. Соотносить сказочных птиц и художественный образ.
15 Лепка «Архангельский рождественский пряник»
(лепка пряника».1 Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина). Художественные промыслы России. Красота народной росписи в украшении Архангельского пряника.
Развивать эстетическое и эмоциональное отношение к предметам и явлениям действительности.
16 Художественное конструирование и дизайн «Готовимся к встрече Нового года». 1 Выполнить маску по эскизу художествен. материалами. Художественное конструирование. Эскиз. Развивать интерес к празднику Нового года.
«Мои друзья» (10 час.)
17-18 Рисование на тему «Зимние развлечения с друзьями». 2 Передавать в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Воспринимать разнообразные оттенки цветов закатного неба и окружающего мира. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
19 Лепка по представлению «Богородская игрушка»
(лепка животного). 1 Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин). Знать природные особенности глины и пластилина. Развивать зрительные образы, фантазии, представления.
20 Рисование по памяти «Наши друзья – животные» (р.медвежат). 1 Выполнение набросков животных. Последовательно проводить работу над рисунком. Передавать настроение в творческой работе.
21 Рисование «Любимые сказки моих друзей» 1 Силуэты героев сказки. Силуэт. Роль силуэта в произведении. Развитие образной памяти,
22 Художественное конструирование и дизайн «Красота обычных вещей. Куб. Параллелепипед». 1 Превратить коробку в сцену для теневого театра. Выполнять в технике силуэта декорации для спектакля. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
23 Рисование на тему «Защитники земли русской» 1 Выполнить портрет богатыря. Сравнивать пейзажи разных картин В.Васнецова. Использовать выразительные средства для описания богатырей.
24 Художественное конструирование и дизайн «Красота вещей. Конус». 1 Конструировать композицию из конуса. Конструировать конус из бумаги. Освоение приемами дизайна и конструирования.
25 Рисование на темы «Моя семья – забота и любовь». 1 Правильно работать акварельными и гуашевыми красками. Формировать умение самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке. Развивать творческую фантазию.
26 Рисование по памяти «Мои друзья - птицы».
1 Правильно работать акварельными и гуашевыми красками. Последовательно проводить работу над рисунком. Развивать зрительные образы, фантазии, пространственные представления.
«С чего начинается Родина…» (8 час.)
27 Беседы об искусстве «Главные художественные музеи». 1 Узнавать произведения отечественных и зарубежных художников. Жанры и виды произведений изобразительного искусства. Ведущие худ. музеи России. Выражать свое отношение к произведениям изобр. искусства.
28 Рисование на темы «Весенний солнечный день»
(Композиция с храмом). 1 Передавать свои наблюдения в рисунках. Правильно работать красками. Раскрыть красоту весенней природы в картинах художников. Развивать творческое воображение.
29 Рисование с натуры «Мы готовимся к рисованию сказки»
(набросок гуся, лебедя.) 1 Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции и цвет.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объема. Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков.
30 Рисование по памяти «Мы рисуем русскую народную сказку»
( иллюстр «Гуси-лебеди»). 1 Правильно работать акварельными и гуашевыми красками. Последовательно проводить работу над рисунком. Развивать зрительные образы, фантазии, пространственные представления.
31 Рисование с натуры «Красота окружающего мира» (рисунок насекомого). 1 Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Знать правила рисования с натуры.
Понятие «ось симметрии». Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков.
32 Рисование с натуры «Цветы нашей Родины»
(композиция «Мои любимые цветы»). 1 Передавать в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Воспринимать разнообразные оттенки цветов закатного неба и окружающего мира. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке.
33 Художественное конструирование и дизайн «Проект детской площадки». 1 Принимать участие в проектной деятельности, самостоятельно выбирать материал для работы. Освоение приемами дизайна и конструирования.
34 Рисование на темы «С чего начинается Родина…»
1 Передавать в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Воспринимать разнообразные оттенки цветов закатного неба и окружающего мира. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение.
Для реализации программного содержания предметной области «Изобразительное искусство» используются:
1.Учебно - методический комплект:
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. – М.: Дрофа, 2011 .
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Тетрадь с печатной основой. 2 класс. – М.: Дрофа, 2011.
Кузин В. С. Учебник для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 2 класс. / В. С. Кузин. – М.: Дрофа, 2011.
Материально-техническое обеспечение.
Интернет-ресурсы:
1. Использование Интернет -технологий в начальной школе
http://ito.edu.ru/2001/ito/I/2/I-2-83.html
2. Методические материалы для организации и проведения мониторинга образовательных достижений в 2 классе начальной школы -
http://www.ucheba.com/ur_rus/bilets/2_klass/2_klass.htm
3. Сеть творческих учителей
http://www.it-n.ru
4. Сайт для учителей начальных классов «Началка»
http://www.nachalka.com/
Методический фонд.
Портреты русских и зарубежных художников.
Предметы для натурной постановки (кувшины, вазы. Репродукции картин разных художников.
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Тела геометрические (1 набор).
Фотографии и иллюстрации животных.
Тела геометрические (1 набор).
Фотографии и иллюстрации животных.
Модели и натурный фонд.
Гербарии.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Муляжи овощей (комплект).
Муляж фруктов (комплект).
ТСО:
Лазерные CD, DVD – диски с музыкой.
Магнитная доска.
Магнитофон.
Мультимедийные презентации Power Point к урокам (ресурсы Интернет).
Учебно-практическое оборудование.
Бумага А 4.
Бумага цветная.
Емкости для воды.
Кисти беличьи № 5, 10, 20.
Кисти щетина № 3, 10, 13.
Краски акварельные.
Краски гуашевые.
Фломастеры.


СОГЛАСОВАНОСОГЛАСОВАНОПротокол заседанияЗаместитель директора по УР
методического объединения
начальных классов _________ Волохова Г.Ю.
от 25 августа 2015 года № 1(подпись)
___________ Шаповалова Н.Н.. ________________
(подпись)(дата)
«Рекомендовать рабочую программу к утверждению»
Протокол заседания педагогического совета
от 26 августа 2015 года №1