конспект урока МХК Средневековая архитектура

Тема: «Архитектура западноевропейского Средневековья».
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с особенностями романского и готического стилей архитектуры.
Повторить особенности средневекового изобразительного искусства.
- Через изучение нового материала привить интерес к Средневековой культуре;
- Расширять кругозор учащихся.
Ожидаемые результаты:
- Иметь понятие о романском и готическом стилях архитектуры;
-Узнать и усвоить новые термины;
-Систематизировать полученные знания об архитектуре.
I. Опрос по изученному материалу:
Изобразительное искусство Византии.
II. Объяснение нового материала:
Средневековье ассоциируется прежде всего с христианством. Назовите типы архитектурных построек (Дом – жилище человека, феодальный замок, городское укрепление, храм)
Вспомните, какую форму имели христианские храмы? Тип храма крестово- купольный
А) Слово учителя:
огромную роль в средневековой культуре играло искусство, помогавшее стать христианству не только более понятным и доступным для огромного большинства людей, но, что не менее важно, помогавшее многим людям проникнуться особым мироощущением, возвышающим душу до осознания Бога.
По заказу церкви возводились храмы, которые стали символом величия христианского учения, неколебимости его основ. Могучие каменные стены средневековых базилик напоминали своеобразные духовные крепости, которые надежно ограждали молящихся от мирской суеты.
В средние века архитектура становится Главным видом искусства. В ней выделяют два стиля: романский ( XI-XIIв) и готический(XIII-XVв.в.).
- Дать определение понятию «романский стиль».
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость.
Романская архитектура Может быть суровой, грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью, в то же время - стройной, полной воздуха и света. Ей присуща завершенность, целостность, строгость, простота, отсутствие украшений).
-Расскажите о внешнем облике этого сооружения (Мариенкирхе Лаахе XII век Германия)
-Какой здесь характерный элемент? Обратите внимание на оконные проемы.
Важнейшим типом культового здания становится монастырская церковь. Господствующим типом храма становится вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви - идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов.
Арочная форма дверных и оконных проемов. В конце XII века входы соборов оформляются в виде расположенных одна за другой и уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны - перспективный портал.
Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная и боковые – квадратные и восьмигранные.
Рассмотрим замок феодала.
Замок - символ власти сеньора над окрестными землями и культурный символ эпохи. Стены толщиной были в несколько метров, их окружали глубокие рвы, наполненные водой. Входом в замок служили ворота через башню, от которой через ров наводили подъемный мост. Стены замка были увенчаны зубцами, позади которых был деревянный настил, откуда защитники стреляли по врагу. В центре двора возводилась каменная башня – донжон - последнее убежище в случае осады. Часто это была 3- 4 - х - этажная башня с толстыми стенами и узкими редко расположенными окнами. Со временем неподалеку от замков возникали города.
- Дать определение понятию « готический стиль».
В) Беседа с учащимися по вопросам:
Между романским стилем и готикой нет четкой хронологической границы .Готика явилась высшей ступенью средневекового искусства и первым в истории общеевропейским стилем художественным стилем. Родиной готического стиля считается Франция, а его основой – церковное зодчество.
Строятся города и готические соборы - городские сооружения. Усиливается контраст между « земным» и « небесным »- маленькие дома горожан и мощные, устремленные вверх соборы.
- Какие чувства рождались у горожан при взгляде на готический собор?
(Восторг, удивление, восхищение)
В основе готического собора – упрощенная романская базилика. Внутреннее пространство было расширено за счет каркасного перекрытия. Четыре опоры соединяли боковыми выступающими арками, затем перебрасывали две диагональные. Вместо полуциркульной стали применять стрельчатую арку, которая позволила перекрывать любой в плане пролет.
Такие архитектурные приемы позволяли увеличить собор в высоту до 154м. Стена не являлась больше несущей конструкцией и заменялась окнами с цветными вставками- витражами.
III. Закрепление (работа с презентацией).
Определите, где здание романской архитектуры, а где готической?
Чем они отличаются?
Какие из изображенных деталей относятся к романскому стилю, а какие к готическому?
Таким образом, готический стиль в Европе держался свыше трех веков. Не перестает удивлять масштабность готической архитектуры и иллюзия легкости - победа духа над материей, вера и желание понять мир и Бога. Готика, как никакой другой стиль, предоставила христианской церкви новые возможности для своего утверждения. Во всех чертах готического искусства видна основная цель - привести верующих в состояние религиозного экстаза.
Зародившись в исторической области Иль - де – Франс, готический стиль получил дальнейшее развитие в Северной Франции, где началось интенсивное строительство городских соборов.
IV. Проверка знаний учащихся (самостоятельная работа)
Вопросы: 1. Назовите характерные черты романского стиля. Что было заимствовано зодчими из византийской архитектуры?
2. Назовите характерные черты готики.
3. Что вы могли бы рассказать о внешнем и внутреннем архитектурном облике средневековых замков на основе прочитанных произведений?
V. Домашнее задание (по выбору):
Написать эссе «Можно ли назвать Средневековье эпохой архитектуры и почему?»
Нарисуйте силуэты романского или готического храмов (можно средствами компьютерной графики)
Сделайте проект архитектурного сооружения в традициях готики.
15