Урок истории в 7 классе по теме Экономическое развитие России во второй половине XVIII века
Тема урока: «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века».Тип урока: интегрированный.
Образовательные технологии: ИОСО (индивидуально-ориентированная система обучения) ИКТ (информационно – коммуникационные технологии)Образовательные цели:
1. На конкретных примерах объяснить и доказать учащимся, что в Росси начал развиваться процесс разложения феодально - крепостнической системы.
2. На основе статистических данных определить тенденцию экономического роста российской экономики во второй половине XVIIIвека.
3.Показать противоречивость экономического развития страны..Развивающие цели:
1. Развивать умения учащихся работать со статистическими данными, картой, историческими документами, схемами
2. Развивать навыки анализа, сравнения, обобщенияВоспитательная цель:
На примере передовых людей русского общества воспитывать желание расширять свой кругозор, развивать интерес к наукам, патриотизм.Воспитывать уважение к труду и тружникам.
Оборудование урока: Учебник, мультимедийный проектор, иллюстрации, индивидуальные карточки, таблицы и диаграммы статистических данных по развитию экономики, карта «Россия во 2-ой половине 18 века»..Презентация, которая содержит все вопросы и задания
Понятия и термины: товарное хозяйство, всероссийский рынок, специализация, экономика, мануфактура, крестьяне-отходники, денежный оброк, барщина, месячина. Личность в истории: Г.Г. Орлов, Р.И. Воронцов, Даламбер..Даты:1765 г. учреждено «Вольное экономическое общество»
Формы урока: комбинированныйМетоды, используемые на уроке: частично-поисковый, наглядный, коммуникативный, исследовательский.Временные рамки урока:
1. Оргмомент – 2 мин
2. Беседа с учащимися по вопросам обобщающего повторения – 7 мин
3. Изучение нового материала - 30 мин
4. Закрепление пройденного материала – 5 мин
5. Задание на дом – 1 мин.
1. Оргмомент – 2 мин
Проверка наличия учащихся, проверка наличия учебных принадлежностей к уроку. Индивидуальные задания по карточкам
Карточки:
№1 Что такое «Просвещенный абсолютизм». Дать определение и подтвердить конкретными примерами.
№2. В чем состояла противоречивость внутренней политики ЕкатериныII?
Ситуация осложнялась отсутствием законных прав на престол у самой Екатерины.
2. Беседа с учащимися по вопросам обобщающего повторения – 7 мин.
Назовите даты и причины восстания Е. Пугачева .Слайд №6.
Назовите основные этапы восстания
Охарактеризуйте итоги и значение восстания
Можно ли восстание считать крестьянской войной?
3. Изучение нового материала - 30 мин
План урока:
Начало разложения феодально-крепостнической системы.
Вольное экономическое общество.
Сельское хозяйство.
Промышленность.
Торговля.
Финансы.
Итоги развития.
Начало разложения феодально-крепостнической системы.
Учитель: Ребята посмотрите на тему урока, подумайте и - назовите экономические категории ,которые вы знаете
-Давайте вместе определим алгоритм изучения темы, Он и будет планом урока
План урока:
1.Начало разложения феодально-крепостнической системы.
2.Вольное экономическое общество.(добавляет учитель)
3.Сельское хозяйство.
4.Промышленность.
5.Торговля
6.Финансы.
7.Итоги развития
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Ребята ,историки утверждают, что в экономике России второй половины 18 века наблюдались 2 противоречивых процесса
Задание ученикам: прочитать текст учебника на с. 184, начинаем заполнять таблицу
появление новых форм хозяйства пережитки крепостничество, тормозящие
и новых тенденций в экономике развитие экономики
(заполняется таблица)
Далее совместно с учениками разбирается причины отмеченных в таблице фактов
По вопросам
Учитель: как вы думаете: почему идет процесс разрушения натурального хозяйства, почему и помещики и крестьяне все больше стали использовать элементы товарного хозяйства?
Учитель:как вы думаете: какими чертами характера были наделены помещики, которые специализировали свои хозяйства, начинали активно использовать в них наемный труд?
Учитель:как вы думаете: почему крепостнические порядки тормозили развитие новых форм труда. О каких новых формах труда идет речь?
Вопрос плана
Вольное экономическое общество. Сообщение ученика по данной теме.
(Слушая сообщение, ученики продолжают заполнять таблицу) и отвечают на вопросы:
--Для чего нужно было создавать вольное экономическое общество
--В чём вы видите главное значение деятельности ВЭО?
--С какой целью было создано Вольное экономическое общество? Выполнило ли оно поставленные задачи?
3,4,5 вопросы плана
Работа в группа. Раздача конвертов с заданиями.
1 гр. – сельское хозяйство
2 гр. – промышленность
3 гр. – торговля
Учитель: Сейчас мы с вами поработаем в группах. У каждой группы на столах лежит конверт с заданием. Ваши задача при помощи материала учебника, текстов документов, исторической карты, ответить на вопросы задания. На все отводится время 5-7 минут.
Задания ПЕРВОЙ группе
1Что позволило России не просто производить, но и вывозить хлеб за границу?
2.Как называется путь развития сельского хозяйства России во второй половине 18 века?
3.Продолжите заполнять таблицу.
4. составить синквейн со словом БАРЩИНА
Задания ВТОРОЙ группе
1.Чем вы объясните быстрое развитие мануфактурного производства?
2.Выделите новые явления в промышленном производстве
3.Продолжите заполнять таблицу
4.Составьте синквейн со словом МАНУФАКТУРА
Задания ТРЕТЬЕЙ группе
1.Почему крестьяне втягивались в рыночные отношения
2.Почему основными экспортными товарами были хлеб и металл?
3.Продолжите составление таблицы
4.составбте синквейн со словом ЯРМАРКА
6 вопрос плана
Самостоятельное чтение по учебнику,стр.190
Обучающиеся работают с таблицей, затем отвечают на вопросы-Чем вы можете объяснить рост налогов?
-Можно ли внешние займы Екатерины11 отнести к мероприятиям «просвещенного абсолютизма»?
7 вопрос плана-закрепление материала, проверка таблицы, ответ на проблемный вопрос
появление новых форм хозяйства пережитки крепостничество, тормозящие
и новых тенденций в экономике развитие экономики
ИТОГОВЫЙ ВОПРОС
Что, на ваш взгляд, могло решить противоречие, возникшее в экономике России во второй половине 18 века?
Выставление и комментирование оценок
-Я ПЕРЕД УРОКОМ ЗНАЛ
-НА УРОКЕ Я УЗНАЛ
-Я НЕ СОВСЕМ ПОНЯЛ
-МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ УТОЧНИТЬ
Задание на дом :
§26, задания и документы в конце параграфа. По желанию сообщения либо презентации об Ф.Ф. Ушакове, А.В. Суворове и наградах, учрежденных Екатериной 11