Статья по краеведнию: К ВОПРОСУ О ФАКТОРАХ, ОПРЕДЕЛИВШИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕТРОПАВЛОВСКА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ
К ВОПРОСУ О ФАКТОРАХ, ОПРЕДЕЛИВШИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕТРОПАВЛОВСКА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ
Вольхина Татьяна Владимировна
старший преподаватель кафедры истории и социально-гуманитарных дисциплин
Северо-Казахстанского государственного университета
им. М. Козыбаева, факультет истории и права
РК, г. Петропавловск
Одной из актуальных проблем истории городов и урбанизации в период развития рыночных отношений является процесс формирования и развития городов на колонизуемых окраинах Российской империи, который имел специфические черты, обусловленные историко-географическими особенностями той или иной местности.
Территория Северного Казахстана, вошедшая в состав России в XVIII в., в XIX столетии влилась во всероссийский процесс формирования капиталистических отношений. Социально-экономическая интеграция региона была гораздо более сложным процессом, чем присоединение и требовала не только значительных усилий, но и особых механизмов, способных обеспечить развитие новых для Казахстана буржуазных отношений.
Положительный результат проведенных колониальной администрацией преобразований и развитие экономики региона выразились в неуклонном росте социально-экономического потенциала г. Петропавловска на рубеже XIX – ХХ веков. Показателями развития города являются: 1. наличие различных форм торговли, характерных для XIX в., 2. рост численности промышленных предприятий и увеличение количества обслуживающих их рабочих, 3. численный рост населения города, 4. увеличение количества сословий и социальных групп, характерных для буржуазного общества.
Факторами, определившими развитие являются: местоположение города на пересечении торговых путей, в центре сельскохозяйственной округи, роль города как проводника русской политики в регионе, мероприятия правительства и органов самоуправления по привлечению населения в город, развитие капиталистического хозяйства, строительство железной дороги.
Торговля в Петропавловске функционировала постоянно, что и позволило ей развиться в полной мере. В городе работали магазины, лавки, базар. В последней четверти XIX века появляются ярмарки. Ежегодно в городе проводилось 2 ярмарки – осенняя, Андреевская с 20 ноября по 20 декабря, и летняя, Петровская с 25 июня по 25 июля. В период проведения ярмарок жизнь города активизировалась и приток людей возрастал. С открытием движения по Транссибирской железной дороге, которое состоялось 11 июля 1894 года товары с этих ярмарок, в основном продукты животноводства, отправлялись в Гамбург, Берлин, через порты Либава, Ревель в Париж, Вену и Бостон. Купцы Петропавловска, Омска, Троицка, Уральска, Самары и Актюбинска держали в своих руках торговлю со степью. Торговый капитал эксплуатировал натуральное хозяйство казаха, обмеривал и обвешивал его, и выгодно выменивал продукты его хозяйства, чтобы с крупным барышом переработать в городах.
2. Начиная со второй половины XIX века в городе создаются предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. По статистическим сведениям в городе Петропавловске на 1886 год в городе было:
Заводы:
Пивоваренных – 3;
Салотопенных – 11;
Овчинных – 7;
Кожевенных – 6;
Кишечных – 2;
Мыловаренных – 4.
4. Городское население пограничных с Россией городов на момент переписи 1897 года включало в себя следующие социальные группы – личные и потомственные дворяне, чиновники, купцы, мещане, крестьяне, низшие воинские чины, отставные воинские чины, солдаты, казаки, ссыльные поселенцы, иностранные подданные. Самыми экономически активными из них являлись крестьяне и купцы.
Так анализ «Обзора Акмолинской области» с 1895 по 1915 год показывает увеличение населения Петропавловска с 18966 до 65230 человек, т.е. в 3,4 раза (См. Таблицу 1).
Таблица 1
Год
население обоего пола
Год
население обоего пола
1825
3495
1898
21385
1835
4750
1902
29654
1842
4566
1905
31885
1853
6765
1907
37971
1865
7845
1909
43248
1867
6761
1910
43248
1878
10301
1911
43393
1882
10368
1912
41539
1886
13985
1913
42340
1895
18966
1914
50075
1897
19688
1915
65230
Городское население пограничных с Россией городов на момент переписи 1897 года включало в себя следующие социальные группы – личные и потомственные дворяне, чиновники, купцы, мещане, крестьяне, низшие воинские чины, отставные воинские чины, солдаты, казаки, ссыльные поселенцы, иностранные подданные. Самыми экономически активными из них и многочисленными являются купцы и крестьяне. Увеличение их численности будет происходить с развитием отраслей хозяйства, в которых они трудятся – торговли и земледелия.
Развитие капиталистических отношений на территории самой России тормозилось пережитками крепостничества, которые стали причиной узости российского внутреннего рынка. В сложившейся ситуации российское купечество обратило свое внимание на национальные окраины, как рынки приложения своих капиталов.[1, С. 81]
Важная роль в этом процессе отводилась Петропавловску, как центру торговли между Россией, с одной стороны, и казахской степью, Средней Азией и Китаем, с другой. Развитие торговли стимулировало рост численности купечества в Петропавловске. Кроме того, царская администрация, с целью привлечения русских и татарских предпринимателей в город предусматривала льготы в торговле для петропавловского купечества.
Так 26 мая 1839 года «для повышения благосостояния города и увеличения в нем населения дарованы следующие льготы: 1) с купцов всех 3-х гильдий, записанных в Петропавловске и имеющих там постоянное жительство, взимать в течение 2,5 лет только половину установленной гильдейской повинности. Эта повинность распространялась и на мещан, относительно платимых ими податей, 2) С вновь записавшихся в купцы и мещане этого города из других губерний, если они построят собственные дома, вовсе не взимать: с первых – гильдейских повинностей, а с последних – подушных податей, со времени окончания этих строений в течение 3 лет, 3) с тех, кто пожелает, во время пяти льготных лет, устроить в Петропавловске какие-либо значительные заводы или фабрики, не взимать гильдейских податей в казну в течении 5 лет со времени устройства заведения, 4) Купцам, которые на основании вышеизложенных правил запишутся в какую-либо из гильдий, дозволить пользоваться правилами этих гильдий повсеместно». [2, С.25-26]
Затем эти положения не раз дополнялись 13 июня 1839 г., 23 апреля 1840 г., 17 марта 1842 г., 25 апреля 1844 г., 18 октября 1849 г.
Эти меры, как показывает таблица 2, стали причиной увеличения числа купечества и, соответственно, населения города в целом. Если в 1835 году из 4750 жителей города 104 (2,1 %) были купеческого сословия, то в 1865 году из 7845 человек к купечеству было приписано 1518 человек (19,3 %). [2, С.25-26]
Таблица 2
Купеческое сословие [3, Д.13, Л.160; Д.16, Л.21; Д.15, Л.3; 2, С.13, 15, 19, 30]
Крестьяне [3, Д.13, Л.160; Д.16, Л.21; Д.15, Л.3; 2, С.14, 19]
Год
Кол-во лиц обоего пола
Год
Кол-во лиц обоего пола
1835
104
1852
1152
1851
632
1862
717
1862
1568
1882
2801
1865
1518
1886
4112
1873
1516
1897
7300
1882
727
1886
338
Предусматривались льготы и для азиатских торговцев. Правительство разрешало приходить им на торговые пограничные пункты, которым являлся и Петропавловск, без паспортов, чтобы не стеснять торговлю. Им также дозволялось закупать русские изделия на неограниченные суммы, без записи в гильдии. Способствовало росту торговли и упразднение в 1868 году таможни на Оренбургской и Сибирской укрепленных линиях.
Торговля в Петропавловске функционировала постоянно, что и позволило ей развиться в полной мере. В городе работали магазины, базар, торговля велась на постоялом дворе. В последней четверти XIX века появляются ярмарки. Ежегодно в городе проводилось 2 ярмарки – осенняя, Андреевская с 20 ноября по 20 декабря, и летняя, Петровская с 25 июня по 25 июля. В период проведения ярмарок жизнь города активизировалась и приток в город людей возрастал.
В 80-х годах XIX в. торговля Петропавловска стала сокращаться, во-первых из-за падежа скота в казахской степи, во-вторых, в связи с проведением железнодорожной ветки Екатеринбург-Тюмень и развитием судоходства на Иртыше. Это стало причиной сокращения численности петропавловского купечества в данный период с 1516 человек с 1873 году до 338 в 1886 г.
С открытием движения по Транссибирской железной дороге 11 июля 1894 года товары с петропавловских ярмарок, в основном продукты животноводства, стали отправляться в Гамбург, Берлин, через порты Либава, Ревель в Париж, Вену и Бостон. В городе появились иностранные торговые агенты – англичане, американцы. В 1898 году Петропавловск вместе с другими важнейшими Западно-Сибирской железной дороги был включен в русско-германско-нидерландский, русско-бельгийско-французский и русско-австрийско-венгерский железнодорожные союзы по вывозу и ввозу товаров. Таким образом, Петропавловск в 90-х гг. XIX века был втянут в мировой рынок. Это поправило положение разорившегося в неудачные 80-е годы купечества, и увеличило общую численность населения с 13985 в 1886 до 21385 в 1898 г. (См. Таблица 1)
Материалы переписи 1897 года показывают, что значительную долю населения Петропавловска составляло крестьянство (из общего числа жителей Петропавловска, которое насчитывало 19688, к лицам сельского состояния (крестьяне, казаки) было приписано 5082 (25,8 %) лиц обоего полу). Рост численности крестьян в Петропавловске показан в таблице 2.
Объясняется рост численности крестьян удачными условиями в уезде для земледелия. Современники говорят, «что сбор в 200 пудов с яровых полей считался только хорошим, но не высоким. Земля не требовала усиленного труда. Рост хлебов не останавливался заморозками». Не останавливало переселенцев даже то, что ссуды на устройство в Петропавловском уезде, за исключением части его, лежащей к западу от Ишима не выдавались.
Петропавловск, согласно заключению А.А. Кауфмана (1889 год), «в прежнее время служил исключительно хлебным рынком для всей Южной части Ишимского округа... Здесь являлся громадный спрос на хлеб со стороны киргизов и со стороны казны для квартировавшихся здесь войск, почему хлеб и возили сюда преимущественно перемолотый на муку; впрочем в Петропавловске находило себе сбыт и зерно, закупавшееся на крупчатые заводы». Интересен тот факт, что в неурожайные годы – 1870, 1873, 1877, 1883, 1884, 1885, 1886 сокращения численности населения Петропавловска, как показывает таблица 3, не наблюдается. Заработки крестьяне находили на немногочисленных перерабатывающих предприятиях и в хозяйствах скотопромышленников. [3, Д. 12, Л. 67, 71, 83]
И даже в годы опустошительных наводнений – 1810-1812, 1818, 1822, 1824, 1837, 1845, 1847, 1854, 1857, 1858, 1859 и 1861 [3, Д. 13, Л. 79], сокращение численности населения города Петропавловска, тоже не произошло.
Таким образом, численность населения города Петропавловска за период XIX – начало ХХ века (1825-1915) возросла в 18,6 раз. Факторами, способствующими росту населения Петропавловска являются:
во-первых, освоение края российскими предпринимателями ввиду узости внутреннего российского рынка,
во-вторых, политика царской администрации направленная на привлечение в город экономически активного населения - купечества и крестьянства, как славянского, так и азиатского происхождения,
в-третьих, благоприятные условия в регионе для занятий земледелием и торговлей,
в-четвертых, отмена крепостного права в России и разрешение крестьянам переселяться на свободные земли за Уралом,
в-пятых, проведение Транссибирской железнодорожной магистрали,
в-шестых, постоянный рост спроса на хлеб со стороны казахов и квартировавшихся в городе войск,
в-седьмых, появление перерабатывающих предприятий.
Природные явления, такие как неурожаи и наводнения, на росте численности населения Петропавловска отрицательно не сказались. Однако, падеж скота в казахской степи привел к временному замиранию торговли в городе и сокращению численности купечества. Этот факт доказывает прямую зависимость между изменением численности купечества и условиями развития торговли в регионе.
Литература:
Туманшин К., 1959. Развитие торговли в Петропавловске в 60-90-е гг. XIX в. // Ученые записки. Т. XXXVIII, серия историческая, выпуск 4, Вопросы истории Казахстана. А.-А.
Морозов М.А., 1991. Петропавловск в дореволюционных литературных источниках. Очерк. - Л.
ГАСКО. Ф. 158, О.1, Д.13, 12, 15, 16
Заголовок 1Заголовок 215