Модульный урок по истории на тему Экономическое развитие России в XVI веке (10 класс)

Тема: Экономическое развитие России в XVI веке.

Цель: в процессе работы над учебными элементами вам предстоит узнать:

1. Каким было экономическое развитие России в XVI веке.
2. Определить изменения в социально-экономическом развитии страны в XVI веке.
3. Научиться отбирать необходимые факты из различных источников и аргументировать свой ответ.
4. Развить имеющиеся навыки и научиться: сопоставлять различные источники, обобщать материалы и делать выводы;
5. Находить альтернативные варианты поставленных проблем.


Учебный материал с указанием заданий
Руководство к усвоению материала.

УЭО













УЭ1








УЭ2














УЭ3



















УЭ4













УЭ7





































УЭ5









































УЭ6

Входной контроль
Цель: познакомьтесь с рядом фактов времени правления Ивана III. О каких изменениях в русском государстве говорят они?
грандиозная перестройка Московского Кремля, сохранявшегося в основном до наших дней.
в обращении с иностранцами он называл себя «государем всея Руси».
русскому послу в Турции он запретил, вопреки обычаю, преклонять колени перед султаном.
он изменил обозначение герба России, стал называться царем, создал византийскую пышность великокняжеского двора.

Территория.
Иван III унаследовал в 1462г. – 430 тыс. км. Подвластной территории.
Иван IV в 1533г. Получил от своего отца власть над территорией 2800 тыс. км2. К концу XVI века в границах России находилось уже 5400 тыс. км2.
Цель: сопоставив данные, определите по карте территорию России, ее земли.

Население.
Цель: изучите заселение российского государства на основании таблицы; Сделайте выводы о расселении народов России, численности населения, крупных городах России, работая в парах и выполнив задания.
изучите карточку «Население».
ответьте на вопросы:
-Какое значение могла иметь неравномерность расселения народа по стране?
-Какое значение для центральных районов страны могла иметь большая заселенность?



Сельское хозяйство и промышленность.
Цель: на основании ранее полученных знаний заполни таблицу и сделай выводы.

Виды деятельности
В чем проявлялись?

Земледелие
Скотоводство
Орудие труда
Культуры
Уровень агротехники

Пушной промысел
Морской промысел
Другие промыслы
Какое?
Какое?
Какие?
Что выращивали?
Как обрабатывали землю?
Что добывали и где?
Что добывали и где?
Какие? Где?


Задание.
Какой смысл вкладывал народ в слова:
«Сила Отечества в силе землепашца».
«Земля - кормилица людей»

Ремесло.
Цель: на основании схемы составьте рассказ о развитии ремесла в России, его особенностях.
Расскажите о наиболее известных вам народных умельцах. Что осталось народу русскому от их умения. Выполните задания.

Задание: В современной исторической литературе обсуждается вопрос о том, что социально-экономическое развитие России в первой половинеXVI века шло более интенсивно, чем во второй. Чем это было вызвано. Назови и запиши основные причины, обоснуйте свое мнение.

Рефлексия
Дело
Мы
Я







Дайте самооценку своей деятельности, выставив оценку, определив степень своего участия и работ всех.











О б р а б о т к а 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
металла кожи дерева глины

П р о и з в о д с т в о


Продуктов Одежды Домашней Вооружения
питания утвари

Задание.

Определите, каким по характеру было производство в России XVI веке? Докажите свои выводы.


Торговля
Цель: на основании дополнительной литературы изучите состояние торговли России в XVI веке; составьте схему; сделайте выводы.

При Василии III.

Привозили в Россию


из Европы из Азии

Вывозили из России


В немецкую в Литву в Турцию
землю


Славились в России


Калуга Муром Переславль Соловки

Задание I

Сделай вывод: эквивалентна ли была торговля с другими странами? Если нет, то почему?







Задание II
Сделайте вывод, какой была торговля при Иване IV.
Внешняя торговля



с Востоком с Западом

Завершающий контроль.
Цель: проверить, удалось ли достичь поставленной в начале работы цели.



Разделив лист на две части озаглавив: факты, изменения
Факты
Изменения






Сделайте вывод




Запишите данные в тетрадь. Определите по карте эти территории и запишите их, сделав вывод.








Записи сделай в тетради.
Ответы запиши в тетради:
Обсудите ответ в парах. Придите к единому мнению.








Заполните таблицу справа, применяя данные учебники, стр. 72-73 «Росси и мир».
Сделайте вывод об экономическом развитии России, сравните его с экономическим развитием стран запада.
Выполни задания.






Обсудите ответ в парах.











Это нужно для дальнейшей работы.
























Под чертой запишите известные вам специальности.
Ответь!
Кто из русских умельцев особенно прославился на Руси того времени?














Н.М. Карамзин
Т. VII, гл. IV, стр. 146





Стр. 416 - 417


























Т. IX, гл. VII стр. 189.
Сделайте записи под чертой. Сравните, что изменилось?


Население

Конец XVI века – 7 млн. человек.

Расселение.
Новгородско-Псковская земля - 1,5 млн. чел.
Плотность 5 чел. на 1 кв. км.

От Перми до Иртыша проживало не более 10 тыс. чел.
В городах проживало – 2% населения.

В начале XVI века – 96 городов
В конце XVI века – 170 городов.
Москва – 100 тыс. жителей. Из 170 городов в конце столетия было всего 16
Новгород – 30 тыс. городов, где насчитывалось более 500 посадских
Псков – 30 тыс. дворов.
Можайск – 8 тыс.
Серпухов – 3 тыс.
Коломна – 3 тыс.



В XVI веке были построены города:

1566г – Орел 1598г – Царицын
1574г – Уфа 1590г – Саратов
1587г – Тобольск 1596г – Белгород
1584г – Архангельск 1586г – Самара
1586г – Тюмень