Урок по предмету Живопись Натюрморт (урок 2 живописное решение)


План-конспект урока по предмету «живопись»
в первом классе дхш
Тема урока:
Натюрморт (урок 2 живописное решение)
Преподаватель: Груздова Инна Анатольевна

20015 г.
Урок по предмету «живопись»
Тема урока: «Натюрморт в холодной гамме с тёплым освещением»
Вид занятия: рисование с натуры.
Тип проведения урока: комбинированный.
Цель урока:
Выполнить натюрморт в холодной гамме с тёплым освещением.
Задачи урока:
Учебная: учить передавать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и освещенности;
-Учить анализировать цветовые отношения в натюрморте: влияние одного цвета на другой; изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности;
-Учить смело наносить цветные рефлексы от соседних предметов;
-Продолжать учить лепить форму цветом;
-Учить последовательно вести работу;
-Углублять знания в области цветоведения;
Развивающая: развить цветовосприятие, пространственное мышление.
Воспитательная: воспитать интерес к живописи, аккуратность.
Методы и приёмы:
а) словесный;
б) наглядно практический;
Оборудование и материалы:
Для учителя: постановка - натюрморт в холодной цветовой гамме, 2 лампы софита для освещения постановки с теплым и холодным светом, драпировка тёплого оттенка,
пособие «распределение света и тени на простых геометрических телах»; цветовой круг.
Для учащихся: натюрморт с конструктивным построением (урок №1), гуашь, кисти, баночка для воды, палитра.
Зрительный ряд:
Репродукции картин художников: И. Машков «Фрукты на блюде», И. Репин « Яблоки и листья», К Коровин «Натюрморт цветы и фрукты», В. Ван Гог «Подсолнухи».
План урока:
Организационная часть, проверка готовности к уроку.-2 мин.
Объяснение нового материала.-10 мин.
Самостоятельная работа.-30 мин.
Анализ работ. -3 мин.
Ход урока:
Организационная часть: проверка готовности к уроку.
Объяснение нового материала урока.
Приветствие.
-Тема нашего урока «Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещении».
-Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей…)
-Как вы понимаете словосочетание «холодная гамма»? (ответы детей…)
-Что означает словосочетание «теплое освещение»? (ответы детей…)
-Какое еще бывает освещение? (ответы детей…)
-Мы с вами уже писали при холодном освещении. И чаще всего пишем при холодном освещении, так как дневной свет считается холодным.
-Какую роль играет освещение? Представьте, что мы в темной комнате, где нет освещения, мы что-нибудь увидим? (ответы детей...)
- Любой предмет мы видим благодаря свету и тени. Свет лепит форму.
-Каждый предмет имеет свой цвет.
Как называется собственный цвет предмета? (локальный). Назовите локальный цвет кувшина?
-Поместим кувшин в другую среду (на драпировку с теплым оттенком).
Что изменилось? (цветовые рефлексы).
Поместим кувшин обратно. Что вы видите? (ответы...)
Сегодня мы будем писать натюрморт в холодной среде. Здесь все оттенки приближены, их называют родственными и увидеть разницу в отношениях сложнее, потому что она незначительна.
Но среда это не только цвет, который вокруг, это еще и свет!
«Игра» лампами (софитами)»: по очереди включить софит с теплым, а потом с холодным светом.
При холодном свете: - Заметили изменения?
- Опишите состояние или характер натюрморта, (тихий спокойный...) Какие цветовые отношения, или цвета видите?
При теплом свете:
- Опишите настроение натюрморта при теплом освещении. Какие цвета и оттенки видите?
Задание: Ваша задача написать натюрморт в холодной гамме при теплом освещении:
передать ощущение теплого света;
передать влияние среды, т.е. цветовые рефлексы;
передать форму предмета и пространство.
Подробнее рассмотрим натюрморт
-Чтобы грамотно и красиво написать натюрморт нужно сделать анализ:
Тоновые отношения в натюрморте. Что самое темное в натюрморте?
Что светлее по тону, что самое темное?
Начать писать лучше всего с самых темных пятен, то что можно написать без белил.
Работу начинаем с больших тональных отношений (т.е. свет, тон, тень).
Рассмотрим оттенки на свету. Какие цвета вы бы смешали для освещенной части? (ответы...).
Относительно освящения какие оттенки вы видите в тени? Теплые или холодные?
Рефлексы. Когда закончите работу над большими пятнами можно
приступать к рефлексам, т.е. обогащать предмет нюансами чтобы переход от света к тени были более тонкими.
Самостоятельная работа: индивидуальная помощь учащимся, если возникают общие ошибки, останавливаю работу, объясняю ошибки.
Анализ:
В конце урока выставить все мольберты в ряд с работами.
Любая работа ведется последовательно, и решить все задачи, поставленные на этом уроке, сразу мы не сможем. Основная задача: передать ощущение теплого света в холодном натюрморте. Кто справился? Кто не справился, почему? (небольшое обсуждение).
Список использованной литературы:
Н. Ли «Основы учебного академического рисунка» Эксмо 2006 г.
П.П. Жемчугова «Изобразительное искусство» Литера 2006г.
Е. Каменева «Какого цвета радуга» Детская литература 1987 г.
Г.В. Беда «Основы изобразительной грамоты» Просвещение 1989 г.