Литературная игра-викторина по произведениям Н.Носова к 105- летию писателя «Веселые фантазии»


Литературная игра- викторина по произведениям Н.Носова
к 105- летию писателя
« Веселые фантазии»


Цель:
Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н.Носова.
ЗАДАЧИ:
Развивать навыки выразительного чтения, речь, мышление, интерес к литературным произведениям, чувство юмора, представления детей о средствах создания образа писателем и художником;
Формировать умение определять отношение автора к героям, находить слова и выражения присущие только данному герою;
Совершенствовать навык чтения;
Развивать творческие способности детей.
Предварительная подготовка:
На уроках чтения дети читают и изучают произведения Н.Н.Носова:
Рассказ "Огурцы"; Рассказ "Автомобиль";
Рассказ "Телефон"; Рассказ "Затейники".
Рассказ "Мишкина каша". Рассказ "Живая шляпа".
Рассказ "Бенгальские огни"; Рассказ "Фантазёры".
Рассказ "Бобик в гостях у Барбоса"; Рассказ "Леденец";
Рассказ "Автомобиль"; Рассказ "Заплатка";
Класс заранее разделить на 2 команды. Участники придумывают название своей команде и выбирают командира. (Например, название команд «Затейники» и «Фантазёры»)
Оборудование: Мультимедийное оборудование, интерактивная доска; презентация «Жизнь и творчество писателя Николая Николаевича Носова»; Выставка книг и рисунков по произведениям писателя; волчок со стрелкой; ребус; таблички с заданиями.
Ход мероприятия
1.Организационный момент.
Команды занимают свое место.
2.Создание эмоционального настроя .Вступительное слово ведущего.
Ведущий: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.
Ты беседуй чаще с ней – Будешь вчетверо умней. (Книга.)
– Мы отправляемся путешествовать по произведениям Николая Николаевича Носова.
Книга нам про все расскажет,Книга нам все ,все покажет.Почему садится солнце,Где прибой о берег бьется.Где тепло, а где мороз,Листья все смахнул с берез.Если книгу прочитаешь, Много интересного узнаем.
– Ребята обратите внимание на выставку. Это книги Н.Н.Носова. А какие рассказы Носова вы знаете?
– Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы?(Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) 
-А что общего во всех рассказах Носова? Чем они отличаются от рассказов других авторов?
Дети: В рассказах основными героями являются мальчишки.
Ребята веселые, смешные, задорные.
Ведущий: А как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними?
Дети: Нет, он любит героев, а смеется над чертами характера, особенностями: незнание, лень, трусость, неумение…Ведущий. У писателя Н.Носова все рассказы и сказки задорные, смешные, но еще и поучительные: они учат честно и с пользой жить на свете.
3. Рассказ о жизни и творчестве Н.Носова
Ведущий: Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в г. Киеве, но детство своё провёл в небольшом городке Ирпень. Отец Николай Петрович был актёром эстрады, певец. Мама Варвара Петровна – рукодельница и певунья, тонкая, чуткая натура - воспитали четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису .Учиться Николай стал в гимназии посёлка Ирпень .
Когда подошло время учиться старшим детям, семья продала свой домик в Ирпене и переехали на съёмную квартиру в Киеве. Николай стал учиться в киевской гимназии Стельмашенко.
Конечно, веселым писателем ,юмористом, Н.Носов стал не сразу.
Вот что рассказывал о себе сам Николай Носов: «Сначала я рос очень медленно, потому что не любил есть суп и манную кашу. Моим родителям стоило больших трудов усадить меня за стол и заставить поесть как следует. Вскоре я заметил ,что отстаю в росте от своих сверстников .Это меня встревожило .Теперь ,чтобы поскорей вырасти ,я ел все, что мне давали, без разбора: и колбасу, и суп, и манную кашу, даже пшенную ,и пил молоко. В результате я стал человеком среднего роста. Учился я тоже сначала неважно: мне казалось, что гораздо полезнее бегать на свежем воздухе, играть в разные игры и читать интересные книжки. Потом я понял, для чего дети учатся, засел за учебники и просиживал за ними дни и ночи. В итоге из меня получился человек не глупее других.» Носов вспоминал:"Чего только я не успевал в детстве! Ходил в библиотеку. Читал там книжки. И нужные и ненужные. Играл в шахматы. Да как играл! Так что кричал во сне .Пел в школьном хоре .Играл в оркестре на скрипке, мандолине, гитаре.
В жизни Н.Носов сменил много профессий .Прежде чем стать писателем он, работал на кирпичном заводе, увлекался химией и хотел поступать на химический факультет Киевского Политехнического института. Но в то время его привлекло кино. В 1929 году поступил в Московский институт Кинематографии. После окончания института работал на студии "Мосфильм" режиссёром.
Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В годы войны ставил для армии военно-технические фильмы. Награждён орденом Красной звезды, Государственной премией СССР в 1952 году и Государственной премией РСФСР в 1970 году, двумя орденами, а также медалями.
Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.
Все вы знакомы с рассказами Носова. Давайте сейчас вспомним их.
Ведущий : Все вы знакомы с рассказами Носова. Давайте сейчас вспомним их.
Я предлагаю вам принять участие в литературной игре-викторине, посвященной творчеству Н.Носова .У нас есть две команды.
Представление команд
Представление жюри.
Давайте вспомним правила работы в группах: • Веди себя достойно ,не выкрикивай;• Внимательно слушай задание, старайся работать чётко и быстро ;• Помни время ограничено, после сигнала обсуждение в группе заканчивается ;• Учись слушать своих товарищей, уважай мнение других ;
1 задание: "Угадай рассказ, отгадав загадку" .Ведущий задаёт загадки каждой команде. За правильный ответ - балл.
1) На грядке - длинный и зелёный,В банке - жёлтый и солёный (огурец, рассказ "Огурцы").
2) Без крыльев, а летит.Без языка, а говорит (письмо, рассказ "Автомобиль").
3) День-деньской у нас трезвон,Ох, болтун наш:(телефон, рассказ "Телефон").
4) На малину налетели,Поклевать её хотели,Но увидели урода -И скорей из огорода!А урод стоит на палкеС бородою из мочалки (огородное пугало, рассказ "Огородники").
5) Меня хлопали лопатой,Меня сделали горбатой.Меня били, колотили,Ледяной водой облили.И скатились все потомС моего горба гуртом (ледяная горка, рассказ "На горке").
2 задание: "Из какого рассказа эти диалоги?" 
Ведущий. Каждая команда приготовила инсценировку отрывка рассказа. Задача противника разгадать название. Учитываются артистические способности.
3 задание: Конкурс кроссвордистов 
Кроссворд даётся каждой команде. Они сообща его разгадывают, и на проверку дают жюри.
Задание для гостей: Игра "Путаница" 
Незнайка перепутал все названия рассказов Н.Носова. Помогите исправить его ошибки.
"Весёлая каша" ("Весёлая семейка", "Мишкина каша");
"Федина шляпа" ("Федина задача", "Живая шляпа");
"Бенгальские огородники" ("Бенгальские огни", "Огородники");
"Тук-тук-тук фантазёрам" ("Тук-тук-тук", "Фантазёры").
4 задание «Откуда эти строки?»
Литературное дерево; на листочках написаны отрывки из рассказов
«…Потом мама уехала, а мы с Мишкой решили пойти на речку рыбу ловить. Наладили удочки, накопали червей…» («Мишкина каша»)
«…Котька стал плакать:- Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.- Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?- Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка!- Ну как тебе не стыдно! Ведь дедушка отвечает за …. Узнают, что пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?» («Огурцы»)
«Он взял свисток и подул в него. Свисток звонко, переливчато засвистел. Виталику очень понравилось, как он свистит. Ему захотелось иметь свисток, но он не мог сразу решиться и сказал:- А где у тебя будет жить рыбка? У тебя ведь аквариума нет?»(«Карасик»)
«В кино они взяли билеты и купили два мятных пряника. Вдруг зазвонил звонок. Костя бросился занимать место, а Шурик где-то застрял. Вот Костя занял два места. На одно сел сам, а на другое положил …. Вдруг пришёл незнакомый гражданин и сел» («Замазка»)
«Мальчик вышел во двор, но ребят во дворе не было. Тогда он побежал за ворота, и вот тут-то случилась эта история. Как раз в это время по улице шла старушка. Он подпустил её поближе – и как бабахнет из пистолета! Старушка вздрогнула и остановилась. Потом говорит:- Уф, как я испугалась! Это ты тут из пистолета палишь?» («Саша»)
«И все согласились. И так и сделали. Когда мамы пришли в детский сад на праздник, вместе с ними пришла и бабушка… И все увидели, что она в красивом праздничном платье, а волосы у неё совсем белые, на лице много морщин, а глаза добрые, ласковые..»(«Бабушка Динь»)
« Он развинтил трубку, вынул из неё какие-то железки и стал отковыривать круглую пластинку, которая была внутри..» («Телефон»)
«На следующее утро мы раньше всех примчались на огород и стали копать. Потом Мишка выпросил у Вити рулетку и принялся землю мерить, сколько у нас на участке вскопано и сколько осталось.»(«Огородники»)
5 конкурс "Чёрный ящик" для капитанов команд.
В ящике лежат предметы. Нужно с закрытыми глазами их угадать и вспомнить из какого рассказа этот предмет. Участники из каждой команды по очереди подходят к ведущему и угадывают предмет:
Бенгальские огни (рассказ "Бенгальские огни);
Леденец (рассказ "Леденец");
Щенок (рассказ "Дружок");
Зелёный лоскут ткани (рассказ "Заплатка");
Автомобиль (рассказ "Автомобиль").
6 задание: Конкурс "Таинственное послание" 
Участникам предлагается расшифровать таинственные послания - зашифрованные фразы из рассказов Н.Н.Носова и отгадать названия этих произведений.
1 команда: Шифр - каждая цифра - порядковый номер буквы в алфавите:
"1.33.14.16.18.6.14.16.4.17.6.18.6.17.13.29.20.30". "А я море мог переплыть"- рассказ "Фантазёры".
2 команда: Шифр - каждая цифра - порядковый номер буквы в алфавите:
"14.29.19.3.1.13.6.11.9.1.20.6.11.15.10.12.10". "Мы с Валей затейники" - рассказ "Затейники".
Ведущий. Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался «Затейники», отнёс в журнал « Мурзилка ». Рассказ напечатали. Это было в 1938 году. За этим рассказом последовали другие: «Живая шляпа», «Огурцы», «Фантазёры», «Заплатка»…Они печатались в детских журналах«Мурзилка », «Костёр», «Затейник» и газете «Пионерская правда». В1954 году вышел первый сборник рассказов «Тук-тук-тук».
Сегодня, ребята, вы попробуете себя в роли писателей. Для каждой команды предлагается определенный одинаковый набор фраз. С опорой на него нужно придумать небольшой юмористический рассказ-небылицу.
7 задание .Составить рассказ - небылицу.
Жили – были Егорка и Андрейка. И пошли они как- то раз на спор, кто кого переврет. - говорит Егорка. «Да ты выдумываешь»- отвечает Андрейка. «А вот я, как-то раз». - «Ловко придумал»- позавидовал Егорка. Ему хотелось соврать получше Андрейки..
Зачитываются придуманные небылицы, выбирается наиболее удачная.
-Молодцы, ребята!
-Трудно ли быть писателями? (Ответы детей)
Ведущий. Слово предоставляется жюри.
Подведение итогов. Награждение.
Ведущий. Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.
 Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, уметь рассказать самому о каком-нибудь забавном случае. В этом вам помогут рассказы Н. Н. Носова. Книги Носова читают, они не залёживаются на полках. Так что, кто ещё не читал про Незнайку, про весёлых друзей Мишку и Костю отправляйтесь в библиотеку и возьмите «Приключения Незнайки» и сборники весёлых рассказов.
Рефлексия.
-Какое задание понравилось вам больше всего?
- С каким настроением уходим с занятия?