Формирование нравственно-патриотических чувств к своему народу через изучение обычаев и традиций.
Формирование нравственно-патриотических чувств к своему народу через изучение обычаев и традиций.
Из опыта работы
Жарковой Любови Петровны,учителя географии,руководителя школьного музея «Исток»,педагога дополнительного образования.«Дитятко–что тесто: как замесил, так и выросло» Народная мудрость
Педагогическая мысль в России всегда развивалась на почве традиций, уходящих своими корнями далеко в глубь веков. В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневныхобычаях. Нравственно – патриотическое воспитание детей – не новая область педагогики, практическое и теоретическое значение которой осуществляется в настоящее время. Но современный мир показывает, что нельзя забывать свою культуру, народные особенности ,иначе появится много охотников, желающих переделать историю на свой лад. Детство – ответственный период жизни человека, в нем закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, целостной ориентации в нем.
В нравственно – патриотическом воспитании центральным понятием является взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания, в социуме и функционирования в социальной сфере. Содержание патриотического воспитания включает в себя два аспекта: передачу нравственных знаний и их трансформацию в отношения. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начала родной культуры, а отношения – конечным его продуктом. Ознакомление с конкретными примерами жизни наших предков, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от неё позволяет сформировать у детей первоначальные представления этнического характера. Дети усваивают, что механизмом связи является приспособленность к среде обитания, соблюдение обычаев. Знакомясь с бытом древних славян, дети учатся любить свою родину, узнают обычаи своей страны, учатся сравнивать и находить точки соприкосновения древнего мира и современного, различать характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях развития . вторая позиция позволяет познакомить детей с многообразием форм живой русской культуры.
Задача педагога состоит в том, чтобы в результате этой работы дети смогли осознать эти зависимости и понять глубину культуры наших предков. Учащиеся ГБОУ СОш пос.Кинельский являются активными участниками и победителями социокультурных проектов,связанными с краеведением,обрядами и традициями наших предков.Участие в бирже-ярмарке инновационных проектов приносило неоднократные победы.Проект «Старинные русские игры и игрушки-культурное наследие наших предков» занял 2 место на областных Головкинских чтениях. Стало традицией весной и осенью проводить состязания «Диво –град».В программе «Метание валенка», «Летающая картошка»,эстафета с кабачком и тыквой.Разработаны темы экскурсий,связанные с обрядами и тадициями наших предков «Горячи калачи из русской печи», «Как обедали наши предки», «Свадебные традиции». Организуются мастер-классы по изготовлению обрядовых кукол-оберег.Знакомство детей с обрядами и обычаями нашего народа, способствует не только нравственно-патриотическому воспитанию, но и формированию у ребенка позитивного отношения к миру и к самому себе. Десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, – сохранится для потомков.
«Кто выстрелит в Прошлое из пистолета, в того Будущее выстрелит из пушки» Мы призваны этого не допустить!
Родину свою не выбирают,
И не страшны нам вьюга и мороз,
А я всегда стремлюсь к родному краю,
Под шелест лип, рябинок и берёз.
Мне вовсе не нужны те пляжи золотые,
Канарских и других далёких островов.
В посёлке Кинельском все места родные,
И к ним моя извечная любовь...
15