Проект по ознакомлению с предметным и социальным миром (старший дошкольный возраст)
Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 51 «Аленушка»
Истринского муниципального района
Творческий, групповой проект в старшей группе
Тема: «Космос»
Воспитатель:Фокина Вера Михайловна ,
первой квалификационной категории.
д. Кострово 2014 г.
Проект: «Космос»
Вид проекта: Групповой, творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников.)
Проблема:
Незнание детьми российского праздника - День космонавтики, о дате первого полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.2. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми
Задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
5. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
Актуальность проекта:
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).
При реализации проекта «Космос» были использованы следующие подходы:
- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;
- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;
- реализуя игровой проект, участники образовательного процесса «родители – дети – воспитатели» создают триаду содружества;
- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой и т.д.
Решение поставленных задач с родителями:
Организация выставки совместных творческих работ и рисунков (родители и дети)
Ожидаемый результат:
-Заинтересованность детей темой о космосе,
- Проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о космосе.
-Самостоятельная организация сюжетно–ролевой игры «Полёт в космос».
- Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
План мероприятий
Образовательная область мероприятие задачи
Физическая культура Подвижные игры, тематическое физкультурное занятие «Тренировка будущих космонавтов» Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Социально-коммуникативное развитие Беседа
«Кого принимают в космонавты?» Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.
Социально-коммуникативное развитие Занятие «Поможем жителям грустной планеты»
Беседа «Что случится с нашей планетой, если…» Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы.
Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры,
коммуникативные игры,
дидактические игры,
интеллектуальная игра «Путешествие к далеким планетам» Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий
Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.
Социально-коммуникативное развитие Конструирование «Космические корабли» Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, различными видами «Конструкторов».
Познавательное развитие Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме «Космос».
Эксперимент с глобусом и лампой «День и ночь»
Проведение НОД по ознакомлению с социальным миром «В центре подготовки космонавтов». Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии.
Познакомить детей с понятием «планета». Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать элементарные знания о Луне – спутнице Земли.
Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом
Дать детям знания об освоении человеком космического пространства. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках.
Речевое развитие Заучивание стихов о космосе,
отгадывание загадок,
сочинение рассказов на тему «Космические истории» Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.
Осуществлять словарную работу, Активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы по мнемотаблицам. Развивать память, мышление, воображение.
Чтение художественной литературы А.Леонов «Я выхожу в космос», цикл познавательных статей в энциклопедиях Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Инопланетяне, какие они?»,
Аппликация
«Космические корабли» коллективная работа Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка.
Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках
Учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность.
Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Взаимодействие с родителями Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.
Консультация расскажите детям про космос.
Конкурс семейных творческих работ «Наш космос» Вывод по проекту.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Литература:
Программа от рождения до школы. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М. МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
Г.Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия.- Москва, 1999.
Калашников В. О звездах и планетах.
Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.
Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.- Москва,1981.
Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 1992.
Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007