Папка-передвижка «Знакомим детей с окружающим миром»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 44
Папка-передвижка
«Знакомим детей с окружающим миром»

Составила воспитатель:
Лёвкина О.А.
Саров, 2017г.
Знакомство с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка – учит его быть внимательным к тому, что вокруг: смотреть и видеть, слушать и слышать, осязать. Ознакомление с окружающим миром обеспечивает существенное развитие компонентов умственной деятельности ребенка лишь в том случае, когда он получает не отдельные знания о предмете или явлении, а определённую целостную систему знаний.
Родителям необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира. Поэтому познавательное развитие ребенка с самого раннего возраста не следует понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления, но и расширяет чувственный опыт. Ребенок учится ориентироваться в окружающем его мире, у него формируется система знаний. Взрослый руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности.
Особое место в воспитании ребенка занимает ознакомление с явлениями природы. Взрослый не только называет погодные явления, но и дает некоторые представления о причинно-следственных отношениях: дождь, мокро, кругом лужи, поэтому гулять нельзя; сосульки и снег — холодные, в рот брать нельзя, заболеешь; когда светит солнышко - тепло; когда дует ветер — холодно; чтобы не было холодно, нужно надевать пальто, сапоги и т.п. Ребенок должен не только слышать пояснения взрослого, но и видеть его эмоциональное отношение к явлениям природы. Наблюдения явлений природы должны быть неоднократны, ежедневны (например, выходя на прогулку, мама обращает внимание малыша на погоду, солнышко, ветерок и т.п.).
Животный мир познается детьми через человека и его отношение к этой стороне действительности. В условиях города они видят собаку, кошку. Родители обращают внимание ребенка на стайки птиц: воробьев, голубей. Иногда можно увидеть важно шагающую ворону. Все дети должны иметь представление о домашних животных: корове, лошади, козе, свинье; птицах: петухе, курице, гусе, утке. Взрослый обращает внимание на характерные внешние особенности животных: у коровы рога, у петуха гребешок и т.п. Маленький ребенок не в состоянии запомнить все отличительные признаки, но он учится наблюдать мир, окружающий его, и ориентироваться в нем. Взрослый не только отмечает особенности животных, но и учит ребенка подражать их голосам. Это способствует развитию речи.
Ребенок узнает в натуре, на картинках, в игрушках кошку, собачку, петушка, курочку, птичку, рыбку, корову: запоминает не только названия основных частей тела, но и отличительные признаки (хвост, гребешок и т.д.), имеет представление о способах их передвижения (собачка бегает, птичка летает, рыбка плавает и т. п.). Он начинает понимать разницу между живым и неживым объектом.
Знакомство с заводными игрушками, как правило, осуществляется с целью закрепления знаний об окружающем мире или забавы в часы досуга. Среди игрушек место занимают животные, стилизованные под человека: слоник в штанишках, мишка в шапочке, петушок в сапожках и т. п. Их можно купать, кормить, водить за руку, катать в коляске, т.е. действовать как с куклой. Эта аналогия позволяет родителям организовать инсценированные игры с игрушками — животными как с живыми объектами, учить отображать бытовые ситуации (купание, кормление и т.п.) и закреплять обобщенные представления о них: развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные признаки человека и животных; подводить ребенка к пониманию реального и сказочного в окружающей действительности.
Наблюдения за растениями (травой, цветами, деревьями) проходят, как правило, в местах, близких к дому: во дворе, в саду. Во время пребывания на воздухе родители должны обращать внимание ребенка на зеленую травку, яркие крупные цветы. Своим примером взрослые воспитывают в детях бережное отношение к растениям, а в конце года можно привлечь малышей к посильному уходу за растениями. Ознакомление с растительным миром осуществляется также при рассматривании овощей (огурец, помидор, морковь, капуста, лук) и фруктов (яблоко, груша). Мама показывает их малышу, отмечает цвет, вкусовые качества.
Объекты и явления неживой природы (песок, камешки, вода) всегда привлекают внимание маленького ребенка. Конечно, он еще не понимает зависимости их состояния от сезонных изменений (например, лед - это замерзшая вода, песок в песочнице остался под снегом и смерзся и т.п.). В дошкольном возрасте достаточно обратить внимание на эти явления и организовать определенные игры, в которых ребенок познаёт сыпучесть песка, тяжесть камешков, текучесть воды (например, вылавливание шариков, уточек, рыбок из надувного бассейна с помощью сачков или «выпечку» куличиков из влажного песка и т.п.). Зимой во дворе ребенок знакомится со свойствами снега. Взрослый выполняет различные постройки из снега, заливает их цветной водой, украшает цветными льдинками. В ненастную погоду ребенок может наблюдать явления природы из окна.
Детям дошкольного возраста уже доступно понимание некоторых явлений общественной жизни. Они наблюдают движение транспорта (это машины, поехал автобус, летит самолет и т.д.), изменения на улице, связанные с всенародными праздниками (развесили флаги, украсили улицу цветными огоньками).
В повседневной жизни во время прогулок необходимо обращать внимание на трудовые действия взрослых. Дворник (дядя) подметает двор. Маляр (дядя) красит забор. Плотник (дядя) чинит скамейку.
Все, что видит ребенок вокруг, является поводом для общения родителей с ним.
При ознакомлении с окружающим миром желательно обращать внимание ребенка в первую очередь на реальные предметы, а затем на их заменители (игрушки, картинки).