Выступление на общешкольном родительском собрании по профилактике наркомании и табакокурения.
Выступление на общешкольном родительском собрании
«Семья. Как распознать беду?»
«Люди победили чуму, малярию, тиф... Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашемобществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну пришлосьзаглянуть.
Ч. Айтматов
Наркомания является одной из важнейших проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
В работе по профилактике наркомании мы стремимся к главной цели, выдвинутой в Концепции профилактической антинаркотической деятельности: объединить образовательные, социальные и медицинские меры в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, чтобы достичь общего результата: снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди молодежи и вовлечение их в наркогенную ситуацию и субкультуру.
Причину наркороста ученые видят в ухудшающемся положении семей. Семье принадлежит особое место в профилактике наркомании детей и подростков, поскольку одной из главных функций семьи является функция воспитания и социализации подрастающего поколения. Поэтому семья может способствовать приобщению детей к наркотическим и другим психоактивным веществам, а может и противостоять.
Было бы ошибочно считать, что наркомания – удел детей из неблагополучных семей. Результаты исследований показывают, что не менее 10-15% наркоманов – выходцы из весьма благополучных семей со средним и высоким достатком.
Актуальность темы тесно связана с проблемой: увлечение школьников табакокурением, алкоголем - бедой всей России. Проблема наркомании давно превратилась в глобальную проблему, грозящую гибелью для человечества. Как всякая глобальная проблема, она не может не стать содержанием современных образовательных программ. Перед опасностью вовлечения в употребление табака, алкоголя, наркотиков ребенка отходят на второй план многие другие педагогические заботы. Если смысл современной школы - создание образовательной среды, способствующей развитию ребенка, то табакокурение, алкоголизм и наркотизация пространства школьной жизнедеятельности ребенка гарантированно разрушает все другие педагогические усилия.
Даже самая счастливая и благоприятная школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение этих средств, в среде молодежи, подростков и даже младших школьников все более и более становится нормой. Детей нельзя оградить от «моды» на никотин, алкоголь, наркотики, но научить их сознательно отказываться от всего можно и нужно.
Наша цель- создание в школьной среде условий, препятствующих распространению табакокурения, алкоголизма и наркотиков, становление активно отрицающей позиции по отношению к табакокурению, алкоголю и наркотикам у всех учащихся школы.
Конечная цель - воспитание у обучающихся культуры здорового образа жизни, а именно:
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение качества их жизни;
-формирование потребности вести здоровый образ жизни;
-развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами.
В школе было проведено анонимное анкетирование учащихся 8-11 классов с целью выявления основных проблем, мешающих школьникам вести здоровый образ жизни. В ходе анкетирования выявили, употребляли ли подростки спиртные напитки, при какой ситуации; выявили отношение учащихся школы к распространению наркотиков среди школьников и молодежи.
Обсудив причины, которые приводят к употреблению наркотиков, дети пришли к выводу, что это происходит:
из-за неумения справиться с неприятностями и скукой;
из-за боязни сказать "нет" тем, кто обещает "райское наслаждение";
потому что это модно - убивать себя понемногу;
так как порой трудно отличить храбрость от трусости (для некоторых это признак смелости).
Перед каждым участников ставился вопрос "Что я могу сделать, чтобы наркоманов стало меньше?", на которой были даны следующие ответы:
иметь свою точку зрения на здоровье и безопасность;
не пробовать наркотики и алкоголь, даже если это кажется интересным;
постараться понять друга или приятеля. Если он не устоял перед соблазном, предложить помощь;
В МКОУ СОШ №3 с. Октябрьское не замечены случаи употребления наркотических средств в семьях, но мы проводим первичную профилактику со всеми категориями семей: здоровой, конфликтной, асоциальной, распавшейся. Следует подчеркнуть, что современная семья испытывает дефицит компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образа жизни. Поэтому она нуждается в получении квалифицированной помощи со стороны специалистов и педагогов образовательного учреждения.
Например, родителям надо знать, какую позицию в этом вопросе занимает государство, как с помощью законов регламентируется процесс воспитания и образования ребенка. На родительских собраниях, лекториях мы знакомим родителей с законом « Об ответственности родителей за воспитание детей, Концепцией профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, Семейным кодексом РФ, другими нормативными документами. На уровне непосредственного взаимодействия с семьей по профилактике наркомании применяются такие виды работ как: семейное консультирование, коррекция семейных отношений, просвещение родителей.
Профилактическая работа с учащимися проводится через преподавание предметов учебного плана. Так, например, содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, литературы, ОБЖ, географии и других предметов дает богатый материал для антинаркотического воспитания учащихся. Профилактика наркомании в школе должна быть обязательной. Она должна осуществляться в доступной детям форме. Профилактика должна вызывать отклик у подростков и формировать у них однозначную позицию отказа от наркотиков. Профилактика наркомании, осуществляемая в назидательной и запугивающей манере вряд ли даст результат. Профилактика наркомании должна быть систематической, а не разовой акцией. Она должна носить массовый характер. Успешная профилактика наркомании может быть представлена в виде лекций, плакатов, бесед с подростками.
Работа по профилактике употребления психоактивных веществ проводится во всем ученическом коллективе с 1 по 11 класс. Важной особенностью является «скрытая профилактика», когда детям не говорится о вреде тех или иных видов негативных веществ, а активно пропагандируется здоровый образ жизни. Работа в данном направлении проводится в каждом возрастном звене, используются разнообразные формы и методы работы. Например, в начальных классах, работая над проблемой воспитания потребности в здоровом образе жизни, учителя учитывая их возрастные и психологические особенности, чаще всего используют сказочных героев, игровые ситуации, различные путешествия.
Ежедневно проводится работа с учащимися, пропускающими занятия, ведется строгий учет пропусков уроков, по результатам проводится индивидуальная работа с детьми (совет профилактики и т.п.)
Школа старается заинтересовать учащихся, с пользой организовать их досуг.
В МКОУ СОШ№3 с. Октябрьское была организована работа по подготовке и проведению месячника «Школа против наркотиков и СПИДа» и акции « Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам». Составленный план включал разнообразные спортивные и досуговые мероприятия. В рамках акции прошли классные часы «Здоровье – это здорово» (1-4кл), «Твоя социальная ответственность перед будущим» (5-6кл), «Знать, чтобы жить» (7-11кл), спортивные соревнования « Веселые старты», шашечный и шахматный турниры, подвижные игры на свежем воздухе. С учащимися 7-9 классов было подготовлено выступление агитбригады « В здоровом теле - здоровый дух».
Социальный педагог- Е.В. Чернышева
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115