Кислоты: классификация, номенклатура, способы получения
Конспект урока по химии 8 класс
Кислоты: классификация, номенклатура, способы получения
Цель: способствовать расширению представлений об основных классах неорганических соединений на примере кислот, познакомить учащихся с понятием «кислота», классификацией кислот по их составу, номенклатурой кислот, способах получения кислот.
Основные понятия. Кислородсодержащие и бескислородные кислоты. Одно-, двух- и трехосновные кислоты. Кислотные остатки. Структурные формулы кислот.
Планируемые результаты обучения
Предметные. Знать состав кислот и их классификацию. Уметь определять валентность кислотного остатка, отличать кислоты от оксидов и оснований по формуле.
Метапредметные. Развивать умения самостоятельно определять цели своего обучения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Личностные. Формировать ответственное отношение к учению
Здоровьесберегающие. Закрепить навыки безопасного обращения с кислотами, с которыми обращаются в повседневной жизни.
Оборудование: образцы кислот, проектор, компьютер, экран, презентация «Кислоты вокруг нас», схема «Основные классы неорганических соединений».
Методы используемые на уроке: Методы проблемно – поискового обучения.Форма работы: групповая.Тип урока: Комбинированный урок. Урок изучения нового материала.Техники и приемы, используемые на уроке:технология проблемно-диалогического изучения данного материала;технология проектного обучения (начало исследовательской деятельности).
Метапредметные связи (Биология – содержание кислот в растительных и животных организмах, действие кислот на организм, экология-кислотные дожди, информатика).
словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися;наглядные и практические (знакомство с химическими веществами )
Учебник: Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман «Химия», 8 класс.
План урока
1.Оргмомент .2.Проверка пройденного материала.
3. Актуализация нового материала.
5. Изучение нового материала.
6.Обобщение материала учителем.
7. Домашнее задание.
8. Закрепление пройденного материала Рефлексия.
Ход урока
1.Организационный этап.
Учитель:
Друзья, мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс!
И для меня уже награда Сиянье ваших добрых глаз.
Кого как звать Я вас всех знаю
Ведь есть журнал же у меня И верю я, что час общенья
Для нас пройдёт совсем не зря!
2. Проверка пройденного материала
Учитель: чтобы уверенно погружаться в мир химических открытий, нам необходимо систематически усваивать пройденный материал.
Давайте проверим багаж наших знаний.
Беседа с учащимися:
Обратите внимание на формулы химических соединений
NаОН; СО2; НNО3; Н2SО4; Са(ОН)2; Nа2СО3; Н2СО3; Н3РО4; КОН; НСI.
1.Какие основные классы неорганических соединений вам известны? (демонстрация схемы «Основные классы неорганических соединений»).
2. Каким оксидам соответствуют основания?
3. Выберите их из приведенных ниже формул.
4. Дайте названия этим основным оксидам.
5. Каким оксидам соответствуют кислоты?
6. Дать названия кислотным оксидам.
CaO, СО2 , CuO , SO3 , P2O5 FeO , MgO
(Вопросы либо пишутся на доске, либо выводятся на слайд).
Игра «Крестики и нолики» - Покажите выигрышный путь, которому соответствуют формулы кислотных оксидов. Учащиеся на распечатанных табличках находят выигрышный путь из кислотных оксидов.
Проверка результатов игры.
3.Актуализация нового материала.
Учитель: мы изучили два класса неорганических веществ : оксиды и основания. Но их всего четыре. Сегодня мы должны изучить следующий класс неорганических соединений.
Учитель: какой же класс неорганических соединений нам предстоит изучить сегодня? В этом нам поможет презентация «Кислоты вокруг нас».
Демонстрация слайдов с продуктами, содержащими кислоты: яблоко, лимон, бутылка с уксусом и т. д.
Постановка проблемного вопроса: «Что объединяет эти вещества?». Учащиеся отвечают, что все слайды объединяет вкус – кислый.
На основании этого формируется и записывается тема урока. Слова "кислота" и "кислый" не зря имеют общий корень. Растворы всех кислот на вкус кислые. Это не означает, что раствор любой кислоты можно пробовать на язык – среди них встречаются очень едкие и даже ядовитые. Но такие кислоты как уксусная (содержится в столовом уксусе), яблочная, лимонная, аскорбиновая (витамин С), щавелевая и некоторые другие (эти кислоты содержатся в растениях) знакомы вам именно своим кислым вкусом.
Далее учащиеся знакомятся с целями и планом урока.
4.Изучение нового материала.
1). Определение « кислот».
На столах формулы кислот и их названия.
1. Кислоты – это простые или сложные вещества?
2. Что общего в составе кислот?
3. Сформулируйте определение данного класса.
После ответов на эти вопросы, учащиеся пытаются дать формулировку кислотам.
(учащиеся записывают определение понятия «кислоты» в рабочей тетради Кислоты – это сложные неорганические вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка ).
Учитель демонстрирует таблицу наиболее распространенных кислот.
Игра «Крестики и нолики», в которой отрабатываются навыки определять формулы кислот среди других формул основных классов неорганических соединений. Игра проверяется у доски.
2). Формирование понятия о составе и валентности кислотного остатка.
Упражнение
Составьте формулы кислот по известным кислотным остаткам.
Cl(I) →
SО4 (II) →
PO4(III)→
СO3(II) →
NO3(I) →
NO2(I) →
На слайде или доске необходимо продемонстрировать правильные ответы.
Физкультминутка
Цель: развитие здоровьесберегающих технологий во время проведения урока.
(Проводит физорг)
выполнить приседания столько раз, сколько в периодической системе периодов;
выполнить наклоны влево столько раз, сколько в периодической системе групп;
наклоны вправо столько раз, сколько в периодической системе рядов.
3).Классификация кислот (работа на доске).
А). Классификация по количеству атомов водорода.
к и с л о т ы
одноосновные двухосновные трехосновные
HBr, HCl H2S, H2CО3 H3РО4
Учитель: основность- число атомов водорода в молекуле кислоты (запись в тетради).
Б). Классификация по наличию атомов кислорода
к и с л о т ы
кислородосодержащие безкислородные H2CО3,
HNО3 HBr, HCl, H2S
4). Этап закрепления новых знаний (работа по группам)
Тестирование
1. Выберите группу веществ, в которой указаны только формулы кислот
а). НСL, H2 O, H2CO3
б). НСL, HNO3, H2CO3
в). NaСL, H3PO4, H2SO3
2. Выберите группу, в которой указаны формулы только кислородсодержащих кислот
а) .НСL, H2 SO4 , H NO3
б). H2 SO3, HNO3, H3PO4 в). NaСL, H2 S, HNO3
3. Выберите группу веществ, в которой указаны только формулы одноосновных кислот
а). НСL, HNO3, НF
б). H2 SO4, H3PO4, H2 S
в). H3PO4, НСL, HNO3.
5). Структурные формулы кислот. Работа по учебнику (стр.151).
6). Способы получения кислот
По схеме «оксиды» найти способы получения кислот, просмотреть фильм идополнить остальное, используя схему 10, стр.151;
Фильм «Получение кислот»
Этап закрепления новых знаний (работа по группам)
1) В результате взаимодействия оксида фосфора (V) с водой образуется:
а) щелочь; б) кислота; в) соль.
2) В результате взаимодействия оксида серы(VI) с водой образуется:
а) основание; б) кислота; в) соль.
VI. Рефлексия
Цель: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо -эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Учитель: я довольна вами, вы порадовали меня своими умными ответами. Наша доска как книга. Мы открыли страницу, изучили новую тему и закрыли страницу. К какому же выводу мы пришли?
Закончите предложения.
Сегодня на уроке я:
☼ Я научился…
☼ Теперь я знаю…
☼ Мне показалось важным…
☼ Я понял, что…
☼ Я почувствовал, что…
Своей работой на уроке я:
♦ Доволен…
♦ Не совсем доволен…
♦ Я не доволен, потому что…
Самооценка учащимися своих достижений и пробелов в знаниях и умениях.
VII. Домашнее задание: §44, упр.2,3; тесты 1-3.
Подготовить презентацию «Роль кислот в природе»