Конспект урока по истории России на тему Политические партии России начала 20 века ( 9 класс)


Калинова А.А.,
учитель истории
Урок-ролевая игра
Урок истории в 9 классе.

Ролевые игры на уроках истории как метод активизации познавательной деятельности учащихся. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка.
В процессе игры ребенка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.  Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Кроме того, игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшняя школа перенасыщена так называемыми интерактивными методами и средствами обучения, которые не принимают во внимание природную эмоциональность детей. А игра, органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.  Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру деятельности. В частности, согласно одной из таких классификаций, игры разделяются на деловые и ретроспективные.  Ретроспективная игра моделирует ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев тех или иных событий. Эти игры, условно, можно разделить на ролевые и не ролевые.  Ролевые игры ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей – участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Они делятся на следующие подвиды: театрализованное представление, театрализованная игра и проблемно – дискуссионная игра.
Положительный эффект ролевой игры:
В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания учащихся, расширяется круг источников постижения истории.
Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий прошлого.
Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.
Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения ученика и учителя становятся равнозначными, так как сам учитель оказывается в роли зрителя.
Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.
Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.
Ролевая игра дает возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.
Для учителя такие формы работы дают возможность накопить наглядный материал для последующих уроков.
Игра - это одна из форм обучения, и потому она должна органически «вписываться» в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.
Тема урока: «Образование политических партий в России в конце XIX – начале XX века».
На предшествующем уроке учащиеся разбиваются на 6 групп в соответствии с политическими партиями: эсеры, социал-демократы, большевики и меньшевики, кадеты, октябристы, охранительно-самодержавные политические партии. Пользуясь тремя видами источников (Интернет-ресурс, медиа-программы, печатные пособия), каждой группе предлагается определить программные установки конкретной политической партии, лидера, требования по аграрному и национальному вопросу, политическому развитию страны.

Цели урока
1.Выявить общие черты и отличия в политических течениях и партиях России начала ХХ века.
2.Создать условия для формирования комплекса компетенций, обеспечивающих успех поиска, отбора, группировки, синтеза, обработки информации с помощью интернет-ресурсов, технических возможностей средств Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Ехсеl, продукции электронных изданий.
3.Создать условия для формирования личностного отношения учащихся к гуманистическим и демократическим идеалам и ценностям.
Формируемые УУД:
личностные (оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения).
регулятивные (контроль, коррекция, саморегуляция).
познавательные (поиск и выделение необходимой информации).коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи). Средства обучения
1. Н. В. Загладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю. А. Петров. История отечества XX – начало XXI века. «Русское слово». М., 2005.
2. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. История России XX- начало XXI века. М., «Просвещение», 2006.
3. Программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Ехсеl (используются учителем в процессе подготовки к уроку, учащимися — в процессе самостоятельной и автономной деятельности по изучению нового материала и в домашней работе для создания презентаций и сайтов, подготовки докладов, рефератов, материалов для проектов).
План урока
Организационная часть. Организационный момент, мотивация.
Учитель.
После выхода «Манифеста 17 октября» в России бурными темпами идет процесс оформления легальных политических партий. Каждая из них исповедует определенную политическую философию, которая является целью их деятельности. Путь к достижению цели – программа партии.
Схема на доске (учащиеся рассматривают схему и определяют к какому политическому спектру относится их партия)

Основная часть. Моделирование игровой ситуации. Выступления учащихся с программами и обсуждение основных положений программных документов.
Учитель.
Мы присутствуем на съезде политических партий в 1905 году. От каждой партии выступает лидер, который, называет себя, должен убедить присутствующих в правоте программных требований именно его партии (от первого лица).
Освещаются требования каждой партии по аграрному и национальному вопросу, политическому развитию России (основные цели, задачи, методы деятельности, чьи интересы представляет).
Группа журналистов задаёт вопросы, координирует выступления.

Выступление лидеров групп (политических партий), представляют своих партий программы. Демонстрация наглядного материала (презентации о своих партиях, плакатов, портретов и т.д.). Журналисты и члены других партий задают вопросы.

После выступления лидеров всех партий, всему классу предлагается задание – ответить на вопросы:
1. Какую позицию (партию) вы поддержали бы в 1905году? Почему?
2.Требования какой партии, на ваш взгляд, наиболее отвечали особенностям и задачам развития России?
3. Какими качествами (личными, деловыми) должен, на ваш взгляд, обладать политический лидер, чтобы возглавить политическую партию, пользоваться доверием избирателей? Какой из лидеров партий начала века вызывает ваши симпатии? А из современных?

Заключительная часть. (Подведение итогов. Выводы. Задания к следующему уроку).В конце урока подводятся итоги. Журналисты определяют наиболее подготовленные группы и лучшие выступления учащихся.

Домашнее задание: параграф 7 учебника читать, ответить на вопросы, составить таблицу «Политические партии России начала 20 века» с программами партий.
Таблица: «Политические партии России начала 20 века»
Название партии Дата создания Лидер партии Программные требования
политические Программные требования экономические Программные требования
социальные Социальная база Пути достижения
РСДРП (б) РСДРП
ПСР
Кадеты
Октябристы Монархические партии