Статья Индивидуальная деятельность на уроках истории и внеурочная деятельность при переходе на ФГОС
Тема: Индивидуальная деятельность на уроках истории
и во внеурочное время при переходе на ФГОС.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.
Еще К.Д. Ушинский писал, что «не курьезами и диковинками науки должно в школе заниматься дитя, а напротив - приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает».
Познавательная активность учащихся относится к числу основных факторов в процессе обучения и оказывает устойчивое влияние на цели, содержание и характер учебной деятельности.
На мой взгляд, лучше всего познавательной активизации способствует индивидуальная работа на уроке.
Индивидуальная работа на уроке решает двойную задачу: дает психологическое и моральное удовлетворение и одновременно активизирует способности учащегося.
Наиболее интересным в плане индивидуализации процесса обучения является –
проектный метод. В широком смысле проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Известно, что термин «проект» переводится с латинского языка, как «выступающий вперед». Отличительная особенность проекта состоит в том , что в нем делается большой упор на планирование деятельности …. и на самостоятельность ученика» - пишет в своей работе «Как мы работали над проектом» Борисенко Н.А..
Обратимся к практике осуществления проектной деятельности. Можно взять следующие темы для проектной деятельности:
Мир глазами древнего шумера, египтянина и китайца.
Нравы и быт древних эллинов и римлян.
Идеалы и образование в раннее средневековье
Путь «из варяг в греки» фактор образования русской государственности
Альтернативы объединения Руси и их реальные перспективы.
Интересной является работа по историческим исследованиям. Она может проводиться по - разному. Ребята могут писать исследовательскую работу в течение всего года , затем выступить с ней на конференции или получить опережающее задание и выступить с сообщением на уроке.
Интересной также является такая форма, как современная прогностика. Это построение альтернативных прогнозных сценариев развития той или иной страны, части света или всего человечества в целом.
Интересной формой является ретроальтернативистика – это построение альтернативных сценариев развития реальных событий в прошлом. В качестве примера приведем некоторые виды заданий: что было бы, если бы:
Рюрик не пришел бы к власти в 862 году
Киевская Русь не распалась бы на независимые государства
Иван Грозный не убил своего сына
Лжедмитрий подавил бы заговор и остался на троне.
Павел 1 узнал бы о заговоре и расправился с ним.
Еще одной интересной формой работы является эссе. Выбирается фраза известного ученого и ученики должны написать размышление по поводу данного высказывания. Это актуально еще и потому, что в ЕГЭ такая форма присутствует в заданиях группы «С».
В младших классах учащимся можно давать задание на составление тезисного плана по объяснению учителя.
Одной из важных форм индивидуальной работы является, решение - проблемной ситуации: например
1)Рассмотрите реконструкцию облика древнейшего человека. Как изменилась внешность человека. С чем это было связано?
2) Определите по фрагменту «Повести временных лет» и карте направления, даты, результаты походов князя Святослава
3)На основе иллюстраций определите общие для зодчества Владимиро-Суздальской Руси черты.
В процессе изучения исторических источников происходит индивидуальная работа учащихся. Предпочтение отдается человеческим свидетельствам - воспоминаниям, запискам, письмам. В ходе анализа текста формируется свободное мышление, что способствует развитию личности.
Материалы учебника также позволяют ученику познавать самого себя через анализ поведения людей в различных исторических ситуациях.
ЮНЕСКО объявило XXI век столетием «Гуманитарной экспансии». Только опираясь на индивидуальный потенциал личности - учитель сможет сформировать человека способного жить XXI веке. А индивидуальный потенциал можно развить ,только опираясь на индивидуальнее методы работы.
Одной из важных форм работы по развитию индивидуального потенциала являются, новые информационные технологии . Они развивают идеи программированного обучения, открывают новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные технологии- это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Информатизация требует от учителя компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии.
Выделяю три подхода в применении компьютеров в обучении:
-компьютер хранилище и источник информации;
-компьютер как развивающая среда;
-компьютер как обучающие устройство.
Сегодня в электронных библиотеках собраны классические издания и новинки литературы. Все учебные материалы готовятся на машинных носителях информации и доступны через Интернет. Созданы первые версии учебно-методических комплектов. Можно добавить, что компьютер- это такая книга, где читателю доступен просмотр текста, картинок, видеофрагментов, аудиозаписей, статистических изображений. Все эти материалы активно использую как в учебной, так и воспитательной работе.
Для подготовки конференции: « Русская культура II половины XIX века» учащимся было рекомендовано для подготовки докладов обратиться к Интернет ресурсам.
Компьютер как развивающая среда, способствует созданию игровой деятельности, поддерживает
структуру- куда обучающиеся приходят со своими задачами, где они могут пробовать и ошибаться, приобретая личный опыт работы с предметом.
На уроке истории в 7-Б классе была проведена игра: «Тайна за семью печатями», с элементами самопроверки. Сначала на мониторе появлялись вопросы, ребята письменно на них отвечали, а затем на экране появлялся ответ. Ребята сравнивали свой ответ с тем, что появлялся на мониторе и если он был правильный, ставили себя баллы. В конце урока количество баллов подсчитывали и выставляли оценки.
Главное достоинство этого подхода- возможность реализовать конструктивистскую модель обучения. Эта модель предполагает, что обучаемый строит структуру своих действий в процессе самостоятельного активного поиска и сопутствующих заданий. Реализуемых в пространстве возможных действий. Это единственный способ решения нестандартных задач.
Компьютер как обучающее устройство направляет ученика, как регулировщик направляет движение транспорта по улицам города. В основе указанного метода лежит представление о возможности разбить учебный материал на порции, которые можно предъявлять в заданной последовательности в зависимости от работы учащихся. На уроке по теме; «Накануне отмены крепостного прав», план урока представлялся на экране различными иллюстративными, и документальными материалами.
Достоинство данного метода в том, что действия обучаемого находятся под постоянным контролем учителя. Это разнообразит подачу учебного материала с учетом предыдущих действий обучаемых.
Навыки знаний и умений информационно-коммуникативных технологий позволяют:
-разрабатывать электронные дидактические материалы для поддержки учебного процесса
-выполнять компьютерные презентации-
-использовать Интернет ресурсы для уроков и внеурочной деятельности
-работают в программе « Портфолио»
-представляют материал «Музея истории школы № 28» на сайте
-выполняют совместно с учащимися учебные компьютерные проекты
В электронной библиотеке хранятся материалы по всем курсам истории, поэтому на своих уроках 50% учебного времени отводится информационным технологиям.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью откликаться на действия ученика и учителя, вступать сними в диалог, что составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
Проектный метод предполагает изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания;
-участники проекта берут проектную инициативу от кого-либо из жизни;
-участники проекта организуют себя на дело, они информируют друг друга о ходе работы.
В работе по созданию музея истории школы нам часто приходилось прибегать к проектной деятельности. Члены клуба «Поиск» разбились на группы - каждая из которых работала по сбору материала по разным периодам истории нашей школы:
1 группа работала над темой «Частная мужская гимназия С. М. Морозовой».
2 группа собирала материал по «Профтехшколе для беспризорников Памятник Ильичу»
3 группа разрабатывала тему «5-Я Образцовая школа»
4 группа работала над темой: «Школа № 28 в 50-60 годы».
Современная Российская школа - это сложный многогранный механизм, который находится в стадии формирования и развития. Но уже сейчас, ясно основной задачей современной школы является развитие индивидуальных способностей учащихся, а сделать это можно только опираясь на индивидуальные методы работы.