Рабочая программа по русскому языку по программе Львовой С.И, Львова В.В. (6 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента образования 2004 года, примерной программы основного общего образования, программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2012, которая обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 204 часа (6 часов в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Программа отражает обязательный минимум содержания русского языка как учебного предмета, установленный Министерства образования РФ, хотя не сводится к этому минимуму. Она создает основу для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся и обучающей работы учителя, а также для нормирования учебного времени, в связи с этим допускается корректировка рабочей программы.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематическое планирование.


Общая характеристика учебного предмета
Программа детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом:
- формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
- формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;
- обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи и видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
- овладение общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста.
2. Цели и задачи обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V- VI классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5-6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Такой подход определяет следующие задачи обучения:
-приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
-овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
-формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различным лингвистическими словарям;
- совершенствование умений и навыков письменной речи;
-освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой, культуроведческо 3.Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.
Реализация данной рабочей программы ориентирована на достижение следующих предметных результатов:
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом; с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
Речевая деятельность.
Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.
Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.
Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.
Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные , цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.
Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.
Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.
Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.
Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Реализация данной рабочей программы ориентирована на достижение личностных результатов:
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
- способность к целеполаганию;
–самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки;
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
- адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения;
–извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– строить рассуждения;
– учитывать разные мнения;
–уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- создавать тексты различного типа, стиля;
–редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
4. Состав участников образовательного процесса:
Особенности обучающихся: возраст (13-14лет), количество обучающихся (13)
При составлении программы учитывались особенности класса.6 класс –класс средних способностей. Уровень мотивации учебной деятельности – высокий и средний. Учащиеся владеют навыками создания связных высказываний, для них не представляет определённую трудность анализировать предложения и текст, осмысливать его. Ученики могут выразить себя творчески. Два человека в классе с низким уровнем способностей.
График контрольных работ

п/п
Наименование темы
Контрольные работы
Сочинения
Изложения

1
Русская орфография как система правил
1

1

2
Синтаксис и пунктуация
1

2

3
Текстоведение

2
3

4
Имя существительное
1

1

5
Имя прилагательное

3


6
Глагол
1

2

7
Деепричастие
1
1
1

8
Причастие
1
1
1

9
Числительное как часть речи




10
Местоимение




11
Повторение
1
1
1

5. Содержание учебного курса.
Родной язык 3 ч.
Роль родного языка в жизни человека.
Общее представление о функциональных разновидностях языка: разговорном языке, функциональных стилях (научном, публицистическом, официально-деловом), языке художественной литературы.
Русская орфография как система правил 12 ч.
Орфография как раздел правописания. Орфография система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них (на основе изученного). Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание окончаний. Правописание о – ё после шипящих. Употребление ь и ъ (повторение). Слитные, дефисные и раздельные написания (повторение).
Синтаксис и пунктуация 15 ч.
Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь слов. Виды словосочетаний: именные и глагольные. Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании. Словосочетание и фразеологизм; их общие и отличительные свойства. Основные признаки предложения: смысловая, интонационная, грамматическая законченность; соотнесенность с действительностью, то есть с речевой ситуацией; выражение отношения к содержанию высказывания. Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побудительных предложений. *Предложения двусоставные и односоставные. *Односоставные предложения типа Мороз и солнце! Споем песню. Курить нельзя. Особенности грамматических основ в двусоставных предложениях. Типичные способы выражения подлежащего и сказуемого. Основные типы грамматических основ. Второстепенные члены предложения. Простое осложненное предложение. Виды осложнения простого предложения: однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительными оборотами, Обособленными членами (пропедевтика). Однородные члены предложения. Интонационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Сложное предложение и его виды: союзное (сложносочиненное и сложноподчиненное) и бессоюзное. Способы передачи чужой речи. Прямая речь и слова автора. Особенности диалога как формы передачи чужой речи. Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного). Основные разделы пунктуации:
1)знаки препинания в конце предложения;
2)знаки препинания внутри простого предложения;
3)знаки препинания между частями сложного предложения;
4)знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Текстоведение 16 ч.
Текст и его признаки; типы речи и их особенности; стили речи (повторение). Смысловые части текста, отражение их в простом и сложном плане. *Тезисный план. Развитие мысли в тексте. Смысловая связь предложений в тексте. Виды связи предложений в тексте: последовательная (цепная) и параллельная связь. Последовательная (цепная) связь предложений в тексте. Основные средства связи предложений: местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты и др. Лексический повтор как средство связи предложений в тексте. Неоправданный повтор одного и того же слова, однокоренных слов в тексте.
Местоимение как средство связи предложений в текстах разных стилей речи. Параллельная связь предложений в тексте. Сочетание в тексте параллельной и цепной связи предложений.
Смысловые части текста, отражение их в плане (повторение). Сочетание в тексте цепной и параллельной связи абзацев. Рассказ как текст повествовательного типа. Строение рассказа (зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка). Особенности связи смысловых частей текста-повествования. Описание как тип речи. Разновидности описания: описание места, состояния природы, характера человека и его внешности и т. п.
Морфология
Имя существительное 13 ч.
Самостоятельные и служебные части речи. Деление самостоятельных частей речи на три группы:
1)склоняемые (существительные, прилагательные, числительные, местоимения);
спрягаемые (глаголы);
неизменяемые (наречия).
Многоаспектная языковая характеристика самостоятельных частей речи: морфологические признаки; синтаксическая роль в словосочетании и предложении; типичные способы словообразования; особенности правописания и употребления в речи. Именные части речи, их общие признаки: изменение по числам и падежам.
Имя существительное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). Морфологические признаки имен существительных (обобщение изученного). Словообразование имен существительных. Типичные морфемные модели имен существительных. Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных (повторение). *Приставочно-суффиксальный способ образования имен существительных и наиболее типичные морфемные модели, иллюстрирующие этот способ образования.
*Бессуффиксный способ образования имен существительных. Образование имен существительных способом сложения. Виды сложения: сложение без соединительной гласной; сложение с соединительной гласной; *сложение с одновременным присоединением суффикса. Сложносокращенные имена существительные, особенности их образования и употребления в речи. Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении (обобщение изученного). Имя существительное в тексте. Роль имен существительных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. *Сравнение как изобразительно-выразительный прием.
Имя прилагательное 14 ч.
Имя прилагательное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). Морфологические признаки имен прилагательных (обобщение изученного). Словообразование имен прилагательных. Типичные морфемные модели имен прилагательных. Основные способы образования имен прилагательных: приставочный, суффиксальный, *приставочно-суффиксальный, сложение (разные виды). *Типичные модели приставочно - суффиксального образования имен прилагательных. Образование имен прилагательных разными способами сложения. Цепочка однокоренных слов как словообразовательная единица. Гнездо однокоренных слов. Структурные и смысловые различия слов, включенных в словообразовательную цепочку или гнездо однокоренных слов. *Переход некоторых имен прилагательных в существительные (столовая, кладовая). Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных. Синтаксическая роль имен прилагательных в составе словосочетания и предложения (обобщение изученного).
Имя прилагательное в тексте. Роль имен прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.
Глагол и его формы
Глагол 11 ч.
Глагол как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). Морфологические признаки глагола (обобщение изученного). Словообразование глаголов. Типичные морфемные модели глаголов. Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов. Культура речи. Правильное употребление глаголов. Синтаксическая роль глагола в словосочетаниях и предложениях разных конструкций. Глагол в тексте. Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности речи.
Деепричастие и причастие как глагольные формы 2 ч.
Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмещающие грамматические признаки глагола и других частей речи. Суффиксы деепричастий и причастий. *Вопрос о деепричастиях и причастиях в современной лингвистике (особые формы глагола или самостоятельные части речи).
Деепричастие 9 ч.
Грамматические признаки деепричастия, типичные суффиксы. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот. Культура речи. Правильное употребление деепричастий. Синтаксическая роль деепричастия в словосочетании и предложении. Деепричастие в тексте. Роль деепричастия в достижении точности и выразительности речи.
Причастие 21 ч.
Грамматические признаки причастия, типичные суффиксы. Семантические различия прилагательного и причастия (черный чернеющий, старый стареющий).
Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Причастия полные и краткие; их смысловые, морфологические и синтаксические различия.
Склонение причастий. Причастный оборот. Грамматические различия причастий и деепричастий , причастного и деепричастного оборотов. Культура речи. Правильное употребление причастий. Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении. Причастия в тексте. Роль причастия в достижении точности и выразительности текстов разных стилей речи.
*Переход некоторых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек); использование этих слов в составе фразеологических оборотов.
Имя числительное 16 ч.
Имя числительное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). Отличие имен числительных от других слов , связанных с понятием числа (пятак, впятером, двойник, трешка и т.д.;. Разряды имен числительных по значению и грамматическим признакам. Количественные и порядковые числительные; их значение, морфологические и синтаксические особенности. Собирательные числительные. Дробные числительные.
Разряды имен числительных по строению. Числительные простые, сложные, составные.
Культура речи. Правильное употребление имен числительных. *Синтаксические особенности количественных числительных (пять книг, но пятью книгами). Имя числительное в тексте. Роль имени числительного в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. Синтаксическая роль имен числительных в словосочетании и предложении.
Местоимение 23 ч.
Местоимение как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Особенности местоимения как части речи (его указательно-заместительная функция). Морфологические и синтаксические особенности местоимений, замещающих имена существительные (местоимения-существительные), имена прилагательные (местоимения-прилагательные) и имена числительные (местоимения-числительные).
Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Особенности склонений местоимений разных разрядов; их морфологические и синтаксические признаки. Культура речи. Правильное употребление местоимений. Синтаксическая роль местоимений Синтаксическая роль местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении. Относительные местоимения как средство синтаксической связи частей сложноподчинённых предложений (союзные слова). Местоимения в тексте. Роль местоимений в достижении точности, информативности и выразительности в текстах различных стилей и типов речи. Местоимение как средство связи предложений и абзацев текста.
Повторение изученного в 6 классе 11 ч.














6. Календарно-тематическое планирование

№ урока
Тема урока
Средства обучения
Формы и виды контроля
Количество часов
Дата
Примечание

1
Родной язык
Учебник
Словарный диктант
1



2 - 3
Функциональные разновидности языка
Учебник,
презентация

2



4-7
Правописание корней:
- чередование в корне;
- безударная гласная в корне;
- правописание согласных в корне;
- гласная ы в корне после приставок на согласный.
Таблица, тесты.
Работа с орфографическим словарем.
Морфемная модель слова
Работа с орфографическим и этимологическим словарем.
4



8-9
Правописание приставок
Опорная схема
Работа с деформированным текстом, определение части речи, морфемы, в которой пропущена буква.
Устное высказывание.
2



10
Правописание суффиксов
Сборник упражнений, учебник
Словарь морфемных моделей слов.
Устное высказывание.
Образование прилагательных по образцу.
Подбор однокоренных слов.
1



11
Правописание окончаний
Учебник, сборник упражнений
Графически объясняют выбор орфограммы и пунктограммы.
Устное высказывание.
Письменный ответ на поставленный вопрос.
1



12-13
Употребление букв ё (е) – о после шипящих и ц
Учебник, раздаточный материал
Устное высказывание.
Распределительный диктант.
Образование слов по словообразовательным моделям
2



14
Употребление ь и ъ
Учебник, словарь
Устное высказывание.
Типы речи.
Работа с обратным словарем.
1



15
Слитные, дефисные и раздельные написания
Учебник, словари
Работа в группе.
1




16-17
Обучающее изложение
Учебник
Изложение текста.
Сопоставление с планом. Анализ созданного текста с опорой на критерии.
2



18
Контрольная работа № 1 (контрольный диктант с грамматическим заданием)

Диктант с грамматическим заданием
1



19 -23
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса:
- односоставные и двусоставные предложения.
Учебник, сборник упражнений
Работа с деформированным текстом.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Выразительное чтение.
Устное высказывание .
5




24-25
Изложение
Учебник
Изложение.
Живопись.
Составление плана.
Сжатое изложение.
2



26-29
Простое осложнённое предложение:
- вводные слова;
- обращения;
- однородные члены;
- сравнительные обороты.
Учебник, раздаточный материал, сборник упражнений.
Работа с деформированным текстом.
Устное высказывание.

4



30-31
Сложное предложение и его виды
Учебник, раб. тетрадь
Устное высказывание.
Чтение и построение схем.
2




32-33
Предложения с прямой речью
Учебник, опорные таблицы
Устное высказывание.
Сочинение – миниатюра.
Составление диалога.
2



34-35
Пунктуация как система правил
Учебник, раб.тетрадь
Сочинение-миниатюра.
Устное высказывание.
Орфографический минимум
2



36
Контрольная работа № 2 (диктант с языковым анализом по разделу «Синтаксис и пунктуация»)

Диктант с грамматическим заданием.
1



37
Текст как единое целое. Композиция текста.

Учебник

Устное высказывание с опорой на предложенные вопросы.
Работа с текстами, в том числе деформированными.
Работа с таблицей «Условные обозначения для редактирования текста».
Составление текста по зачину.
1



38
Простой и сложный план текста
Презентация, учебник
Анализ текстов, составление простого и сложного плана, выделение микротем.
1



39
Сжатое изложение
Учебник
Изложение сжатое.
Составление сложного плана




40-44
Связь предложений в тексте:
- последовательная;
- параллельная;
- смысловая.

Анализ текстов, наблюдение над текстами с сочетанием разных способов связи предложений.
Устное высказывание.
Связь с географией и историей.
5



45
Лексический повтор как средство связи предложений в тексте
Учебник, презентация
Анализ текстов, наблюдение над текстами с сочетанием разных способов связи предложений.
Устранение ошибок.
Связь с литературой.
Редактирование текста.
1



46-47
Повествование как тип речи. Рассказ
Учебник
Анализ текстов, наблюдение над текстами – повествованиями.
Устное высказывание.
Выразительное чтение.
Композиция рассказа. Чтение схемы.
Деление текста.
2



48
Изложение по предложенному плану
Учебник
Изложение, составление плана.
1



49-50
Описание как тип речи
Учебник
Анализ текстов, наблюдение над текстами – описаниями. Устное высказывание.
Письмо по памяти.
2



51
Требования к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста оформлению текста. Редактирование.
Учебник
Анализ текстов, в том числе деформированных, редактирование текстов с нарушением норм построения и лексических норм.
Работа в группе.
Составление плана по теме.
2



52-53
Обучающее изложение

Изложение.
Составление плана.
2




54-55
Подготовка к сочинению по картине В. Серова «Девочка с персиками»
Учебник, репродукция картины.

Словарь эпитетов.
Описание портрета.
2



56-57
Имя существительное как часть речи
Учебник, сборник упр.
Устное высказывание по схеме,
морфологический разбор имён существительных.
Распределительный диктант.
2



58-59
Словообразование имён существительных
Словарь, раб. тетрадь
Работа со словообразовательным словарём, тест.
Словообразовательные модели.
Устное высказывание.
2



60-61
Правописание сложных имён существительных
Словарь, учебник
Орфографический словарь.
Устное высказывание.
Сочинение-миниатюра.
Связь с географией.
2



62-63
Культура речи. Правильное употребление имён существительных
Учебник, словарь
Работа с орфоэпическим словарём, орфоэпический анализ слов, лексический анализ существительных с помощью толкового словаря.
Орфоэпические нормы.
Грамматические нормы. Лексические нормы.
2



64-65
Имя существительное в словосочетании и предложении
Тесты, учебник

Синтаксический разбор словосочетаний и предложений.
Устное высказывание.
2




66
Имя существительное в тексте
Учебник
Устное высказывание.
Выразительные средства языка.
Работа в группе.
1



67
Сжатое изложение

Изложение по плану.
1



68-69
Контрольная работа № 3 (зачёт по теме «Имя существительное»).

Тест и грамматические задания
2



70-71
Имя прилагательное как часть речи
Учебник, раб. тетрадь
Устное высказывание по схеме,
морфологический разбор имён прилагательных, осложненное списывание, морфемный и словообразовательный анализ
2



72-73
Словообразование имён прилагательных
Учебник, словарь
Работа со словообразовательным словарём, словообразовательными моделями.
Устное высказывание.
2



74
Подготовка к сочинению по картине Г. Мясоедова «Косцы».
Репродукция картины
Словарь эпитетов.
Составление плана.
1



75-77
Правописание букв н-нн в именах прилагательных образованных от существительных
Учебник, сборник упражнений
Диктант «Проверяю себя», распределительный диктант.
Устное высказывание.
Сочинение-миниатюра.
3



78-80
Правописание сложных имён прилагательных:
- слитно;
- раздельно;
- через дефис.
Учебник раб. тетрадь
Морфемно-словообразовательный анализ существительных и прилагательных, разученный диктант, работа с деформированным текстом
3



81-82
Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными и прилагательными
Учебник, тесты
Смысловой и словообразовательный анализ слов с НЕ.
Устное высказывание.
Распределительный диктант.
Орфографический словарь.
2



83-84
Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных
Учебник, словарь
Работа с орфоэпическим словарём, орфоэпический анализ слов, лексический анализ прилагательных с помощью толкового словаря.
Орфоэпические нормы.
Грамматические нормы. Лексические нормы.
2



85-86
Имя прилагательное в словосочетании и предложении
Учебник,раб. тетрадь
Синтаксический разбор словосочетаний и предложений.
Устное высказывание.
2



87-88
Имя прилагательное в тексте

Составление тезисного плана.
Устное высказывание.
Изобразительная функция имен прилагательных.
2



89-90
Контрольная работа Сочинение по картине Н. А . Пластова» «Саня Маликов»

Сочинение. Словарь эпитетов.
Составление плана.
2



91-92
Глагол как часть речи.
Постоянные морфологические признаки глагола
Учебник, раб. тетрадь, словарь
Устное высказывание по теме,
морфологический разбор глагола, осложненное списывание, морфемный и словообразовательный анализ, работа со словообразовательным и толковым словарями
2



93-94
Непостоянные морфологические признаки глагола
Учебник, тесты
Устное высказывание.
Работа с планом морфологического разбора.
2



95-96
Словообразование глаголов
Словарь
Морфемно – словообразовательный анализ слов.
Устное высказывание.
Орфографический минимум.
2




97-98
Культура речи. Правильное употребление глаголов
Словарь ,учебник
Предупредительный диктант, сочинение – миниатюра.
Орфоэпические нормы.
Грамматические нормы. Лексические нормы.
Редактирование текста.
2



99
Глагол в словосочетании и предложении
Раб. тетрадь, учебник
Синтаксический разбор словосочетаний и предложений.
Распределительный диктант.
Иллюстрирование фразеологизмов.
Сочинение-миниатюра.
1



100
Изложение

Изложение по плану.
Редактирование текста.
1



101
Глагол в тексте
Учебник, словарь
Текстоведческий анализ художественного текста. Орфоэписеские нормы.
Грамматические нормы. Лексические нормы.




102
Разученный диктант
Учебник
Орфографический и пунктуационный анализ текста, разученный диктант
1



103
Сжатое изложение
Учебник
Изложение.
Составление плана.
Редактирование текста.
1



104-105
Деепричастие и причастие как особые формы глагола
Учебник
Орфографический и пунктуационный анализ текста.
Устное высказывание.
2



106
Подготовка к сочинению по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Репродукция картины
Сочинение. Словарь эпитетов.
Стили и типы речи.
1











107-108
Морфологические признаки деепричастия
Учебник
Работа с учебником, выборочный диктант, поморфемное письмо.
2



109-111
Деепричастный оборот
Сборник упражнений
Фронтальный опрос, распределительный диктант.
Устное высказывание.
Редактирование текста.
3



112-113
Деепричастия несовершенного и совершенного вида

Тесты, учебник
Морфологический разбор деепричастий, изложение-миниатюра
2



114
Изложение-миниатюра

Изложение сжатое.
Отбор информации.
Редактирование текста.
1



115-116
Правописание НЕ с деепричастиями
Учебник, раб. тетрадь,
Конструирование деепричастных оборотов, распределительный диктант.
Устное высказывание.
Работа в парах.
2



117-118
Культура речи. Правильное употребление деепричастий
Словарь
Работа с орфоэпическим словарём, конструирование предложений
2



119
Контрольная работа № 4 (диктант с языковым заданием по теме «Деепричастие» )

Диктант с грамматическим заданием
1



120-122
Морфологические признаки причастия
Учебник
Фронтальный опрос, выборочный диктант, поморфемное письмо, составление таблицы
3



123-126
Причастный оборот
Раб. тетрадь, сборник упр.
Выразительное чтение текста, его пунктуационный анализ, взаимоопрос, поморфемное письмо
4



127-132
Действительные и страдательные причастия
Тесты, сборник упр.
Предупредительный диктант, орфографический и пунктуационный анализ текста, сочинение-миниатюра
6



133-135
Полные и краткие причастия
Учебник
Текстоведческий анализ текста, объяснительный диктант, морфологический разбор причастий
3



136
Подготовка к сочинению по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Репродукция картины
Сочинение.
Словарь эпитетов. Составление плана
1



137-138
Культура речи. Правильное употребление причастий
Словарь, учебник
Работа с орфоэпическим словарём, поморфемное письмо, орфографический и пунктуационный анализ текста
2



139-140
Деепричастие и причастие в словосочетании и предложении
Учебник, тесты
Письмо по памяти, морфологический разбор глагольных форм
2




141-142
Деепричастие и причастие в тексте
.Сборник упр.
Синтаксический разбор и пунктуационный анализ простых осложнённых предложений, морфологический разбор глагольных форм
2



143
Сжатое изложение

Изложение
1



144
Контрольная работа № 6 (диктант с языковым заданием по теме «Глагол и его формы»).

Диктант с грамматическим заданием
1



145
Общее значение числительного и его употребление в речи
Учебник , раб. тетрадь
Устное высказывание по самостоятельно составленной схеме
1



146-148
Постоянные морфологические признаки имён числительных. Разряды имён числительных
Учебник, сборник упр.
Устное высказывание по теме, объяснительный диктант, фронтальный опрос.
Работа с планом морфологического разбора.
3



149-154
Непостоянные морфологические признаки числительных. Склонение количественных числительных.
Учебник, тесты
Самостоятельная работа, устное высказывание по теме, поморфемное письмо, словарный диктант, самодиктант.
Устное высказывание.
Составление плана.
6






155-156
Склонение порядковых имён числительных
Учебник, раб. тетрадь
Устное высказывание по теме, поморфемное письмо, взаимопроверка.
Составление плана для устного ответа.
2



157-158
Культура речи. Правильное употребление имён числительных
Словарь
Работа с орфоэпическим словарём, поморфемное письмо, орфографический и пунктуационный анализ текста. Орфоэпические нормы.
Грамматические нормы. Лексические нормы.
2



159
Имя числительное в предложении
Учебник, сборник упр.
Текстоведческий анализ текста, объяснительный диктант, морфологический разбор числительного
1




160
Имя числительное в тексте
Словарь
Работа с орфоэпическим словарём.
1



161
Общее значение местоимений и употребление их в речи
Тесты, учебник
Наблюдение над текстом. Редактирование текста.
Устное высказывание.
1



162
Разряды местоимений
Учебник, презентация
Устное высказывание по таблице
1



163-165
Личные местоимения
Учебник
Выборочный диктант.
Устное высказывание.
Взаимопроверка.
Сочинение – миниатюра.
3



166
Возвратное местоимение
учебник
Осложненное списывание.
Устное высказывание.
Составление вопросов.
1




167-168
Притяжательные местоимения
Учебник, сборник упр.
Наблюдение над текстом, фронтальный опрос, разученный диктант.
2




169-170
Вопросительно-относительные
Учебник, тесты
Анализ текста, работа с учебником, конструирование предложений.
Устное высказывание.
Редактирование текста.
2



171-172
Неопределённые местоимения
Учебник, сборник упр.
Предупредительный диктант, анализ текстов.
Устное высказывание.
Распределительный диктант.
2



173-174
Отрицательные местоимения
Учебник
Фронтальный опрос, морфологический разбор местоимений, объяснительный диктант
2




175
Указательные местоимения
Учебник, сборник упр.
Самостоятельная работа в группах.
1



176-177
Определительные местоимения
Учебник
Устное высказывание, объяснительный диктант.
2



178
Культура речи. Правильное употребление местоимений
Словарь
Работа с орфоэпическим словарём, поморфемное письмо, орфографический и пунктуационный анализ текста Текстоведческий анализ текста, объяснительный диктант, морфологический разбор местоимения
1



179-180
Местоимение в словосочетании и предложении
Сборник упр., учебник
Текстоведческий анализ текста, объяснительный диктант, морфологический разбор.
Устное высказывание.
2




181
Местоимение в тексте
Словарь
Орфоэпические нормы.
Грамматические нормы. Лексические нормы.
1



182-184
Повторение и обобщение по теме «Местоимение»
Тесты
Морфологический разбор местоимений, письмо по памяти, синтаксический разбор предложений
3



185-186
Контрольная № 6 зачёт по теме «Местоимение»

Тест и грамматические задания
2




187
Анализ контрольных работ

Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольной работе с целью ликвидации пробелов в знаниях
1



188-190
Слово как основная единица языка
Учебник
Фронтальная, индивидуальная работа, тесты, работа с учебником.
3



191-197
Правописание: орфография и пунктуация
Сборник упр.
Активизация знаний, полученных в 6-м классе.
Работа с деформированным текстом (определить части речи, морфему, в которой пропущена буква, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, графически объяснить выбор орфограммы и пунктограммы)
7



198
Контрольная работа № 7 (диктант с языковым анализом по итогам повторения)

Диктант с грамматическим заданием
1



199
Анализ контрольных диктантов. Подведение итогов года.

Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольной работе с целью ликвидации пробелов в знаниях
1



200-204
Резервные часы
Учебник, тесты

5




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
Герасименко Н.А. Русский язык. Глагол. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
Капинос В.И и др. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2004.
Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2005.
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс. Под редакцией С.Н. Пименевой. - М.: Дрофа, 2005.
Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. - М.: Дрофа 2004.
Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 6 класс - М.: Дрофа , 2005.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Дрофа, 2005.
Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. - М.: Дрофа, 2001.
Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. - М.: Дрофа, 2004.
Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы - М.: Просвещение, 1998.






Для учащихся:
Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2005.
Граник Г.Г и др. Секреты орфографии. Книга для учащихся/Г.Г Граник, С.М Бондаренко. - М.: Просвещение, 1994.
Грехнева Г.М. Русский язык. Учимся анализировать текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Дейкина А.Д, Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005.
Львова С.И. За страницами школьного учебника русского языка. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005.
Львова С.И. Практикум по русскому языку: 6 класс. Пособие для учащихся./ С.И Львова. - М.: Просвещение, 2006.
Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. - М.: Дрофа, 2005.

Используемый учебно-методический комплект

Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобраз. учрежд./Автор-составитель С.И. Львова – М.:Мнемозина, 2010.
Русский язык. 6 кл. В 3 ч. Ч.1: учеб.для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2012.

Перечень учебно-методического обеспечения

Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. Дидактический материал к учебнику русского языка: 6 класс.: Пособие для учителя . - М.: Просвещение, 1989.
Беляева О.В. Методическое пособие.  «Поурочные разработки по русскому языку 6 класс». - М.: ВАКО, 2007.                                                                               
Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 288С.
Богданов Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. – М.: Просвещение, 2002 г.
Коркина Н.М. «Поурочные планы по русскому языку 6 класс»     Волгоград, «Учитель-АСТ» 2000.                                    
Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. и др. – М.:Дрофа, 2002. - 352с.
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку: 6 класс. – М.:ТЦ Сфера, 2003.
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: русский язык на уроке в 6 классе. М.: ВЛАДОС, 1995. – 120С.
Шанский Н.М. Учебно-методический журнал « Русский язык в школе».










13PAGE \* MERGEFORMAT143315




Заголовок 1 Заголовок 2€ђ Заголовок 715