Методические рекомендации и фонд оценочных средств по учебной дисциплине Основы философии по специальности 09.02.02. Компьютерные сети
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий электрометаллургический техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР ДЭМТ и.о. директора ГПОУ ДЭМТ
_________Р.Н. Михненко ___________ И.А. Караван
«____» августа 2016 г. «_____» августа 2016 г.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОГСЭ. 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
по специальности:
09.02.02 Компьютерные сети
2016
Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий электрометаллургический техникум»
Разработчик:
Беда И.И., специалист второй категории, преподаватель истории
Фонд оценочных средств разработан на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.02 Компьютерные сети, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 25 сентября 2015 г. № 601, зарегистрированного Министерством юстиции (рег. № 600 от 08 октября 2015 года), по программе учебной дисциплины «Основы философии».
Одобрен и рекомендован
с целью практического применения
методической комиссией гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
протокол № __ от «___» августа 2016 г.
председатель ЦК ________________ А.А.Строгая
Пояснительная записка
Фонд оценочных средств (далее – ФОС) по дисциплине «Основы философии» предназначен для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, итогового контроля в форме дифференцированного зачета..
Задачами использования контрольно оценочных средств являются:
контроль и управление процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений и навыков, определенных в ФГОС по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения учебной дисциплины;
оценка результативности учебного процесса для каждого обучающегося.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине Основы философии
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.2. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
3. Комплект контрольно-оценочных средств
3.1. Комплект "Текущий контроль"
3.2. Комплект "Промежуточный (итоговый) контроль".
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине "Основы философии"
В результате освоения учебной дисциплины «Основы философии» обучающийся должен обладать предусмотренными ГОС СПО по специальности 09.02.02 Компьютерные сети следующими умениями, знаниями и общими компетенциями:
У 1. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
У 2 Определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков
У 3 Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей
У 4 Сформулировать представление об истине и смысле жизни
З 1. Основные категории и понятия философии.
З 2. Роль философии в жизни человека и общества.
З 3. Основы философского учения о бытии.
З 4. Сущность процесса познания.
З 5. Основы научной, философской и религиозной картин мира.
З 6. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.
З 7. О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
№
ппКонтролируемые разделы дисциплины (результаты по разделам) Код контролируемой компетенции (или еѐ части) Наименование оценочного средства
1. Введение. Предмет философии. ОК 1-9. Устный опрос, тесты, опорный конспект
2. Специфика и функции философии. ОК 1-9. Устный опрос, тесты, опорный конспект
3. Философия Древнего Мира. ОК 1-9. Устный опрос, тесты, эссе, опорный конспект
4. Философия Средних веков и эпохи Возрождения. ОК 1-9. Устный опрос, тесты, эссе, опорный конспект
5. Философия Нового времени. ОК 1-9. Устный опрос, тесты, эссе, опорный конспект
6. Современная философия Запада ОК 1-9. Устный опрос, тесты, эссе, опорный конспект
7. Русская философия ІХ-ХХ вв. ОК 1-9. Устный опрос, тесты, эссе, опорный конспект
8. Философская мысль в Украине. ОК 1-9. Устный опрос, тесты, опорный конспект
9. История философии. ОК 1-9. Реферат, доклады, презентации
10. Учение о бытии и теория познания. ОК 1-9. Устный опрос, тесты, опорный конспект
11. Этика и социальная философия. ОК 1-9. Устный опрос, тесты, опорный конспект
12. Духовные измерения человеческого бытия. Общечеловеческие ценности. ОК 1-9. Реферат, доклады, презентации
13. Основы философского учения о развитии. ОК 1-9. Устный опрос, тесты, опорный конспект
14. Основное содержание познавательной деятельности. ОК 1-9. Устный опрос, тесты, опорный конспект
15. Понятие истины и методы познания. ОК 1-9. Реферат, доклады, презентации
16. Философская концепция человека. ОК 1-9. Устный опрос, тесты, опорный конспект
17. Ценности в жизни человека и общества. ОК 1-9. Устный опрос, тесты, эссе, опорный конспект
18. Философия о глобальных проблемах современности. ОК 1-9. Устный опрос, тесты, опорный конспект
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции Показатели оценки результата Форма контроля и оценивания
Уметь: У 1. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Ориентируется в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. Устный опрос
Тестирование
У 2 Определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков Умеет определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков Устный опрос
Тестирование
У 3 Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей Умеет определять соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей Устный опрос
Тестирование
У 4 Сформулировать представление об истине и смысле жизни Формулирует представление об истине и смысле жизни Устный опрос
Тестирование
Знать: З1. Основные категории и понятия философии.
Знает основные категории и понятия философии. Устный опрос
Тестирование
З2. Роль философии в жизни человека и общества.
Имеет представление о роли философии в жизни человека и общества. Устный опрос
Тестирование
З3. Основы философского учения о бытии.
Знает основы философского учения о бытии. Устный опрос
Тестирование
З4. Сущность процесса познания. Знает сущность процесса познания. Устный опрос
Тестирование
З5. Основы научной, философской и религиозной картин мира.
Знает основы научной, философской и религиозной картин мира Устный опрос
Тестирование
З6. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.
Имеет представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды. Устный опрос
Тестирование
З7. О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Знает о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Устный опрос
Тестирование
2.2. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Элемент учебной дисциплины Формы и методы контроля
Текущий контроль Промежуточный контроль
Форма контроля Проверяемые ОК, У, З Форма контроля Проверяемые ОК, У, З
Раздел 1. Философия: смысл и предназначение. Контрольная работа,
Дифференцированный
зачет
У1, У2, У3,
З 1, З2,
ОК 3, ОК 4, ОК 5
Тема 1.1. Введение. Предмет философии. Устный опрос
Тестирование У1, У 2
З 1, З2,
ОК 3 Тема 1.2. Специфика и функции философии. Устный опрос
Тестирование
У1, У 2, У 3
З 1, З2,
ОК 4, ОК 5 Раздел 2. Основные этапы и направления развития философии. Контрольная работа,
Дифференцированный
зачет
У1,У 2, У 3, У 4
З 1, З2, З 3, З 5
ОК 2, ОК 3, ОК 6
Тема 2.1. Философия Древнего Мира. Устный опрос
Тестирование
Эссе У1, У 3
З 1, З 2, З 3, З 5
ОК 3 Тема 2.2. Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Устный опрос
Тестирование
Эссе У1, У 3
З 1, З 2, З 3, З 5
ОК 3 Тема 2.3. Философия Нового времени. Устный опрос
Тестирование
Эссе У1, У 3
З 1, З2, З 3
ОК 3 Тема 2.4. Современная философия Запада Устный опрос
Тестирование
Эссе У1, У 3
З 1, З2
ОК 3 Тема 2.5. Русская философия ІХ-ХХ вв. Устный опрос
Тестирование, Эссе У1, У 2, У 3, У 4
З 1, З2, ОК 3 Тема 2.6. Философская мысль в Украине. Устный опрос
Тестирование У1, У 2, У 3, У 4
З 1, З2,
ОК 3 Тема 2.7. История философии. Рефераты,
Доклад,
Презентации У1, У2, У 3, У 4
З 1, З2, З3, З 5
ОК 2, ОК 3, ОК 6 Раздел 3. Структура и основные направления философии Контрольная работа,
Дифференцированный
зачет
У1, У 2, У 3, У 4, У 6
З 3, З4, З5, З6, З7
ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7
Тема 3.1. Учение о бытии и теория познания Устный опрос
Тестирование У1,
З 3
ОК 3 Тема 3.2. Этика и социальная философия Устный опрос
Тестирование У1, У 2, У 3, У 6
З 1,
ОК 3, ОК 6, ОК 7 Тема 3.3. Духовные измерения человеческого бытия. Общечеловеческие ценности. Реферат,
Доклад,
Презентации У1, У 2, У 3
З 6
ОК 3, ОК 6, ОК 7 Тема 3.4. Основы философского учения о развитии. Устный опрос
Тестирование У1,
З 9
ОК 2, ОК 4, ОК 5 Тема 3.5. Основное содержание познавательной деятельности. Устный опрос
Тестирование У1,
З 4
ОК 4, ОК 5 Тема 3.6. Понятие истины и методы познания Устный опрос
Тестирование У1, У 4
З 4
ОК 4, ОК 5 Тема 3.7. Философская концепция человека. Устный опрос
Тестирование У1, У 3
З 6,
ОК 3, ОК 6, ОК 7
Тема 3.8. Ценности в жизни человека и общества Устный опрос
Тестирование
Эссе У1, У 3, У 4,
З 6
ОК 6, ОК 7 Тема 3.9. Философия о глобальных проблемах современности. Устный опрос
Тестирование
У1,
З 7
ОК 4, ОК 5
3. КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
3.1. КОМПЛЕКТ "ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ"
РЕФЕРАТ
1. Назначение
Реферат входит в состав фонда оценочных средств и предназначен для текущего контроля и оценки знаний и умений аттестуемых, соответствующих контролируемым компетенциям по программе учебной дисциплины Основы философии, программы подготовки специалистов среднего звена 09.02.02 Компьютерные сети.
2. Перечень тем рефератов
1. Развитие материалистических идей в античной философии и их значение.
2. Развитие диалектических идей в античной философии (объективная и субъективная диалектика). Развитие метафизических идей как альтернативы диалектики. Их значение.
3. Проблема человека в античной философии. (Специфика, основные аспекты – онтологический, гносеологический, этический, социально-политический. Персональный вклад определенных философов).
4. Социально-политические воззрения Платона и Аристотеля.
5. Теория идей Платона и ее критика Аристотелем.
6. Особенности развития античной философии в эллинистический период.
7. Борьба между номинализмом и реализмом в средневековой философии (круг проблем и основные представители).
9. Специфика развития арабской философии в средние века.
10. Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения.
11. Натурфилософия эпохи Возрождения. (Парацельс, Джордано Бруно, Николай Кузанский).
12. Социальные теории эпохи Возрождения.
13. Проблема метода в философии и науке Нового Времени.
14. Проблема субстанции в философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
15. Философы французского Просвещения о природе, обществе, человеке.
17. Этическое учение Канта и его значение.
19. Антропологический материализм Фейербаха.
21. Философия Сковороды и ее гуманистическое значение.
22. Украинская философия сердца: от Сковороды к Юркевичу.
23. Кризис европейской культуры и цивилизации в философии культуры О. Шпенглера, П. Сорокина, Н. Данилевского.
24. Становление и развитие психоанализа.(З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).
25. Основные идеи немецкого экзистенциализма (М. Хайдегер, К. Ясперс) и их значение.
26. Особенности и значение французского экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю).
27. Гуманистический психоанализ Э. Фромма - фундаментальная противоречивость человеческого существования и возможности ее преодоления.
28. Философия как мировоззренческая система (понятие мировоззрения, его структура и уровни, взаимосвязь философии и мировоззрения, специфика философского мировоззрения).
29. Мифология как исторический тип мировоззрения (образ мира и человека, основа, способ воспроизводства, функции, современные модификации).
30. Религия как исторический тип мировоззрения.
31. Происхождение и сущность сознания как философская проблема (История развития проблемы, ее значение, современные подходы к ее решению. Самосознание, его основные уровни, значение).
32. Феномен бессознательного, его место в духовном мире человека (Идея бессознательного в психоанализе З. Фрейда, архетипы коллективного бессознательного в философии К. Юнга. Современные подходы).
33. Проблема мышления в философии (Человек как мыслящее существо. Соотношение мышления и сознания, мышления и мозга, мышления и языка. Два уровня мышления - рассудок и разум. Два вида мышления - логическое и интуитивное. Значение интуиции. Культура мышления и проблемы ее формирования).
34. Познавательное отношение человека к миру. (Знание как ценность. О пользе познания. Утилитарные и бескорыстные предпосылки любознательности. Диалектика процесса познания: субъект и объект познания, единство чувственного иррационального в познании (история решения этого вопроса - эмпиризм (сенсуализм) и рационализм (теория “врожденных идей”), интуитивизм, иррационализм). Эмпирический и теоретический уровни познания.).
35. Проблема истины в философии (Философские концепции истины - история и современность. Истина и бытие. Истина и правда. Истина и заблуждение. Наука и ценность).
36. Человек как личность (Понятие индивид, индивидуальность, личность их взаимосвязь. Нравственные основы личности. Ценность человеческой личности. Свобода и ответственность личности, возрастание их меры в истории. взаимообусловленность личности и общества).
37. Человек в социуме.
38. Ценности человеческой жизни. (Природа ценностей. Ценность как социальное явление, ее место и роль в общественном развитии. Ценность, значимость, оценка, норма. Классификация ценностей. Становление системы общечеловеческих ценностей в современных условиях. Социальная обусловленность ценностных ориентаций. Проблема формирования ценностных ориентаций в процессе обучения и воспитания.).
60. Человек в поисках образа будущего. (Становление футурологии. Основные этапы ее развития. Значение утопий и антиутопий. Непосредственное, обозримое и отдаленное будущее: методы и средства познания. Научно-техническая революция и альтернативы будущего. Человечество перед лицом глобальных проблем.).
39. Культура как мера развития человека. (Понятие культуры в философии. Традиции и новаторство в культуре. Предметность и процессуальность. Социальные функции культуры. Ее человекосозидающая роль. Противоречивое единство культуры и цивилизации. Единство и многообразие культур и цивилизаций. Возможность диалога и взаимообогащения.).
40. Духовность как измерение человеческой жизни. (Проблема духовности в философии. Человек как духовное существо. Душевность и духовность - содержание понятий. Духовность как ценность и духовные ценности).
41. Понятие человека в истории философии.
42. Проблема смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.
43. Человек в поисках смысла, проблема смысла жизни в философии.
44. Проблема сущности и существования человека. (Постановка проблемы человека в истории философии. Современные подходы к ее решению. Специфика и актуальность, основные аспекты. Проблема происхождения человека. Основные факторы антропосоциогенеза. Основные сущностные характеристики человека. Целостность человека как космического существа в единстве социального и природного. Проблемы существования человека в современном мире. Его перспективы).
3. Алгоритм написания реферата
1. Определить тему реферата. Студент должен обосновать ее (показать актуальность).
2. Студент должен изучить состояние проблемы по данной теме. Подобрать литературу, составить список используемой литературы, план; определить цель и задачи работы.
3.Студент должен проанализировать изученные материалы, делая краткие записи; распределить материалы в определенной логической последовательности, согласно плану.
4. В обязательном порядке студент должен показать разные точки зрения на проблему.
5. Завершить реферат необходимо выводом, своим отношением к проблеме, сделать заключение.
4. Критерии оценки рефератов
- знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей;
- правильность формулирования цели, определения задач исследования, соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов;
- всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;
- использование литературных источников;
- культура письменного изложения материала;
- культура оформления материалов работы.
Критерии Показатели
1.Новизна реферированного текста
Макс. - 20 баллов - актуальность проблемы и темы;- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
2. Степень раскрытия сущности проблемыМакс. - 30 баллов - соответствие плана теме реферата;- соответствие содержания теме и плану реферата;- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;- обоснованность способов и методов работы с материалом;- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
3. Обоснованность выбора источниковМакс. - 20 баллов - круг, полнота использования литературных источников по проблеме;- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 15 баллов - правильное оформление ссылок на используемую литературу;- грамотность и культура изложения;- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;- соблюдение требований к объему реферата;- культура оформления: выделение абзацев.
5. Грамотность
Макс. - 15 баллов - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;- литературный стиль.
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»;
• 70 – 75 баллов – «хорошо»;
• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно;
• мене 51 балла – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
ЭССЕ
1. Назначение
Эссе входит в состав фонда оценочных средств и предназначено для текущего контроля и оценки знаний и умений аттестуемых, соответствующих контролируемым компетенциям по программе учебной дисциплины Основы философии, программы подготовки специалистов среднего звена 09.02.02 Компьютерные сети.
2. Перечень тем эссе
1. «Философия − мать всех наук» (Цицерон).
2. «Философия является медициной души» (Цицерон).
3. «Мудрость − это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость» (Д.С. Лихачев).
5. «Счастье − это когда тебя понимают, большое счастье − это когда тебя любят, настоящее счастье − это когда любишь ты» (Конфуций).
6. «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим» (Конфуций).
7. «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (Сократ).
8. «Корни образования горькие, но плоды сладкие» (Аристотель).
9. «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека).
10. «В человеке обязанности царя осуществляет разум» (Э. Роттердамский). 11. «У победителя много друзей, и лишь у побежденного они настоящие» (Н. Макиавелли).
12. «Знание – сила» (Ф. Бэкон).
13. «Мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт).
14. «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» (Д. Дидро).
15. «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья» (И. Кант).
16. «Совесть − это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают» (Г.В.Ф. Гегель).
17. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).
18. «Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский).
19. «Власть над собой – самая высшая власть, порабощенность своими страстями – самое страшное рабство» (Л.Н. Толстой).
20. «Быть личностью, быть свободным есть не легкость, а трудность, бремя, которое человек должен нести» (Н.А. Бердяев).
21. Влияет ли мировоззрение человека на его поведение?
22. Что современный человек может найти в восточной мудрости?
23. Кто прав в споре славянофилов и западников?
24. Есть ль польза от ошибок и заблуждений?
25. Существуют ли вечные истины?
3. Алгоритм написания эссе
Внимательно прочитать тему эссе. Для того чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, студент должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль.
В обязательном порядке студент должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобными по значению и смыслу фразами).
В обязательном порядке студент должен изложить свое понимание смысла высказывания.
Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной и личной жизни. Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов.
Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».
4. Критерии оценки эссе
- представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы
- раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;
- аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
№ Критерии оценивания ответа Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт.
ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании 20
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании 0
К2 Представление и пояснение собственной позиции студента
Представлена и пояснена собственная позиция студента 20
Представлена без пояснения собственная позиция студента (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания).
ИЛИ Собственная позиция студента не представлена 10
К3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.
В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы 20
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала.
ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы), и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал.
ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов.
ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации 20
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.
ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация 10
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.
ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису 0
Максимальный балл 100
Система оценки выполнения заданий: Для оценки образовательных достижений студентов применяется универсальная шкала оценки образовательных достижений.
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
ДОКЛАД
1. Назначение
Доклад (сообщение) входит в состав фонда оценочных средств и предназначен для текущего контроля и оценки знаний и умений аттестуемых, соответствующих контролируемым компетенциям по программе учебной дисциплины Основы философии, программы подготовки специалистов среднего звена 09.02.02 Компьютерные сети.
2. Перечень тем докладов (сообщений)
1. Особенности учений, несовместимых с канонами ортодоксальной религии: буддизма, джайнизма, локаяты (чарваки).
2. Эволюция буддийского учения и его влияние на развитие мировой культуры.
3. Отражение особенностей экономико-политического развития Китая и его национальных культурных традиций в древних религиозно-философских системах.
4. Размышления о душе, смерти и бессмертии в античной философии.
5. Средневековая философия мусульманского Востока.
6. Русская философия эпохи Просвещения (XVIII—первая четверть XIX в.). Черты русской философии.
7. Образ человека в философии русского Просвещения.
8. Духовность - один из интегрирующих элементов общества.
9. Роль ценностей в структуре бытия личности.
10.Понятие и природа ценностей.
11. Теории ценностей в философии.
12. Нравственные ценности.
13. Основы развития общечеловеческих ценностей.
14. Классификация ценностей в современном мире.
15. Истина и ее критерии.
16. Проблема истины в философии.
17. Феномен истины. Познание как процесс.
18. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания.
19. Рациональное и иррационально; интуиция.
3. Алгоритм написания доклада (сообщения)
Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
1. Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании сообщения, рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).
2. Составление библиографии.
3. Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений:
1) студент должен тщательно изучить первоисточник: его следует изучить в целом:
2) необходимо составить конспект первоисточника, выделяя узловые вопросы, касающиеся темы сообщения. На них будет уместно ссылаться и цитировать, готовя сообщение;
3) целесообразно обращаться к биографии автора и справочной литературе;
4) при написании сообщения можно включать туда основные этапы творчества мыслителя, характеристики исторической эпохи, учителей и последователей определенного философа
5) в заключительной части сообщения, делая выводы, необходимо указать то принципиально новое, что привнес мыслитель в развитие философского знания
4. Критерии оценки докладов (сообщений)
Зашита доклада или сообщения – одна из форм проведения устной промежуточной аттестации обучающихся. Она предполагает предварительный выбор обучающимся интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов.
В итоге оценка складывается из ряда моментов:
- соблюдения формальных требований к докладу или сообщению;
- грамотного раскрытия темы;
- способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.
- 5 баллов выставляется студенту, если доклад (сообщение) содержит полную информацию по представляемой теме, основанную на обязательных литературных источниках и современных публикациях; свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории; точно укладывается в рамки регламента (7-10 минут);
- 4 балла выставляется студенту, если представленная тема раскрыта, однако доклад содержит неполную информацию по представляемой теме; аргументировано отвечает на вопросы и замечания аудитории, однако выступающим допущены незначительные ошибки в изложении материала и ответах на вопросы.;
- 3 балла выставляется студенту, если «удовлетворительно» - выступающий демонстрирует поверхностные знания по выбранной теме, имеет затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии курса.;
- 2 балла выставляется студенту, если доклад не подготовлен либо имеет существенные пробелы по представленной тематике, основан на недостоверной информации, выступающим допущены принципиальные ошибки при изложении материала..
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Назначение
Тестовое задание входит в состав фонда оценочных средств и предназначено для текущего контроля и оценки знаний и умений аттестуемых, соответствующих контролируемым компетенциям по программе учебной дисциплины Основы философии, программы подготовки специалистов среднего звена 09.02.02 Компьютерные сети.
2. Тест
1. Философия – это
1) литературный жанр;
2) разновидность мифологии;
3) особая форма мировоззрения;
4) вспомогательная историческая дисциплина.
2. В дословном переводе с греческого языка философия есть
1) наставление предков;
2) любовь к мудрости;
3) искусство ведения хозяйства;
4) поучение детям.
3. Этот мыслитель в центр своего этико-политического учения ставил идеал «благородного мужа» (цзюнь-цзы), поступающего в согласии с «велением Неба» и моральным законом (дао), соблюдающего этикет (ли), обладающего сыновней почтительностью к родителям и старшим (сяо); сяо – основа гуманности (жэнь) и других добродетелей и наиболее эффективный метод управления страной (ибо страна – это большая семья). Взгляды этого мыслителя изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»), составленной его учениками и последователями.
1) Сиддхартха Гаутама (Будда);
2) Лао-Цзы;
3) Анаксимандр;
4) Конфуций.
4. В ряде философских систем так называют ту их часть, в которой излагается учение о бытии
1) Онтология;
2) Антропология;
3) Аксиология;
4) Гносеология.
5. Высшего расцвета древнегреческая философия достигла в лице
1) Фалеса Милетского;
2) Цицерона;
3) Фомы Аквинского;
4) Платона и Аристотеля.
6. В период Средневековья философия развивалась преимущественно под влиянием
1) науки;
2) религии (теологии);
3) мифологии;
4) науки и мифологии одновременно.
7. Характерной чертой философии эпохи Возрождения является
1) рационализм;
2) гуманизм;
3) эмпиризм;
4) идеология марксизма.
8. Какую фразу сказал основоположник рационализма Рене Декарт?
1) опыт всему учитель;
2) А всё-таки она вертится!
3) Вместе с ходом времени меняется значение вещей;
4) Мыслю, следовательно существую.
9. Официальной философской доктриной римско-католической церкви, основанной на модернизированном учении средневекового мыслителя Фомы Аквинского является
1) антропософия;
2) сциентизм;
3) неотомизм;
4) персонализм.
10. Процесс глубоких, качественных, скачкообразных изменений в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания называется
1) революция;
2) эволюция;
3) инволюция;
4) синергетика.
11. Раздел философии, изучающий человека, его развитие, взаимосвязь с природой,
обществом и культурой называется
1) гносеология;
2) онтология
3) антропология;
4) логика.
12. Отдельно взятым представителем человеческого рода, общества или социальной
группы является
1) индивид;
2) индивидуальность;
3) личность;
4) гражданин.
13. Этот учёный в рамках философии космизма разрабатывал теорию ноосферы – области биосферы, которая находится под влиянием разумной, духовной активности. Ноосфера – вершина космической эволюции, которая вначале охватывает Землю, а затем, когда человек проникнет в космос, выйдет и за её пределы. Ноосфера в понимании этого мыслителя – область взаимодействия человека и природы, не покорения природы, а совместного развития.
1) Владимир Иванович Вернадский;
2) Николай Александрович Бердяев;
3) Сергей Николаевич Булгаков;
4) Семён Людвигович Франк.
14. Раздел философии, определённым образом изучающий общество, его законы и идеалы, его зарождение, развитие и перспективы называется:
1) философская антропология;
2) социальная философия;
3) гносеология;
4) онтология.
15. Эта концепция говорит о том, что материя вечна, независима, неуничтожима и является источником всех вещей; существует и развивается по своим собственным законам. А дух в этой концепции является порождением высокоорганизованной материи
1) идеализм;
2) материализм;
3) пантеизм;
4) теософия.
16. Предметом этического знания; особым способом регуляции взаимоотношений между людьми, основанным на различении добра и зла, свободном выборе ценностных ориентиров является
1) этикет;
2) эстетика;
3) мораль;
4) право.
17. Философским исследованием природы ценностей занимается
1) философская антропология;
2) аксиология;
3) диалектика;
4) гносеология.
18. Согласно этой концепции духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание) первично, а материя возникает из духа и подчиняется ему
1) идеализм;
2) материализм;
3) пантеизм;
4) теософия.
19. Представителями цивилизационного подхода к изучению истории являются
1) О. Шпенглер и А. Тойнби;
2) К. Маркс и Ф.Энгельс;
3) Полибий и Августин;
4) Конфуций и Лао-Цзы.
20. Представителями формационного подхода к изучению истории являются
1) О. Шпенглер и А. Тойнби;
2) К. Маркс и Ф. Энгельс;
3) Полибий и Августин;
4) Конфуций и Лао-Цзы.
21. К законам диалектики не относится
1) Закон единства и борьбы противоположностей;
2) Закон перехода количественных изменений в качественные;
3) Закон двойного отрицания;
4) Закон рефлексивности материальной импликации.
22. Гносеологическая концепция, которая утверждает, что основу человеческого познания составляет опыт, называется
1) сенсуализм;
2) эмпиризм;
3) рационализм;
4) интуитивизм.
23. Гносеологическая концепция, которая утверждает, что основу человеческого
познания составляет разум, называется
1) сенсуализм;
2) эмпиризм;
3) рационализм;
4) интуитивизм.
24. К представителям немецкой классической философии не относится
1) Георг Гегель;
2) Иммануил Кант;
3) Иоганн Готлиб Фихте;
4) Рене Декарт.
25. Отметьте имя учёного, который ввёл в философию и психологию понятие бессознательного
1) Анна Фрейд;
2) Зигмунд Фрейд;
3) Альфред Адлер;
4) Эрих Фромм.
26. Учение о законах мышления называется
1) диалектика;
2) герменевтика;
3) логика;
4) этика.
27. Этот мыслитель являлся представителем политической философии эпохи Возрождения. В своей книге «Утопия» (нигде не существующее место) он описывает несуществующее государство, где всё основано на принципах равенства и справедливости – собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ
1) Томас Мор;
2) Николо Макиавелли;
3) Дени Дидро;
4) Жан-Жак Руссо.
28. К представителям экзистенциализма (философия существования) не относится
1) Френсис Бэкон;
2) Сёрен Кьеркегор;
3) Мартин Хайдеггер;
4) Альбер Камю.
29. Форма мышления, в результате которого из одного или нескольких известных нам суждений получается новое суждение (вывод), в котором содержится новое знание, называется
1) понятие;
2) рассуждение;
3) умозаключение;
4) представление.
30. Отметьте среди вариантов название этического принципа, который заключается в бескорыстной заботе о благе ближнего. Этот термин был введён Огюстом Контом
1) нравственность;
2) культура;
3) этикет;
4) альтруизм.
2. Критерии оценки
Ответы на тестовые задания оцениваются комплексно как среднее арифметическое по следующим критериям:
"Отлично" - не менее 90% правильных ответов.
"Хорошо" - не менее 80% правильных ответов.
"Удовлетворительно" - не менее 70 % правильных ответов.
"Неудовлетворительно" - менее 70% правильных ответов.
Система оценки выполнения заданий: Для оценки образовательных достижений студентов применяется универсальная шкала оценки образовательных достижений.
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
УСТНЫЙ ОПРОС
1. Назначение
Устный опрос входит в состав фонда оценочных средств и предназначен для текущего контроля и оценки знаний и умений аттестуемых, соответствующих контролируемым компетенциям по программе учебной дисциплины Основы философии, программы подготовки специалистов среднего звена 09.02.02 Компьютерные сети.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по основам философии.
2. Критерии оценки
Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа студента надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного.
Оценка "отлично" ставится если студент правильно и полно озвучил ответ на поставленный вопрос, четко и последовательно апеллировал основными понятиями дисциплины при освещении конкретной темы.
Оценка "хорошо" ставится студенту если он дает четкие ответы на поставленные вопросы, владеет понятийным аппаратом конкретной тематики, однако допускает несущественные ошибки в ответе на поставленные вопросы в рамках изучаемой темы.
Оценку "удовлетворительно" заслуживает студент с трудом ориентирующийся в понятиях и терминологии изученной темы, отвечает на вопросы не полно и поверхностно.
Оценка "неудовлетворительно" ставится в том случае, если учащийся совсем не ориентируется в изучаемом вопросе, не может сформировать ответы на вопросы темы, не знает понятия и термины.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
1. Назначение
Презентация входит в состав фонда оценочных средств и предназначен для текущего контроля и оценки знаний и умений аттестуемых, соответствующих контролируемым компетенциям по программе учебной дисциплины Основы философии, программы подготовки специалистов среднего звена 09.02.02 Компьютерные сети.
2. Перечень тем презентаций
1. История философии
2. Духовные измерения человеческого бытия. Общечеловеческие ценности.
3. Понятие истины и методы познания.
3. Алгоритм создания презентаций
1. Перед созданием презентации на компьютере важно определить:
- назначение презентации, ее тему – студент должен понять то, о чем собирается рассказывать;
- примерное количество слайдов - слайдов не должно быть много, иначе они будут слишком быстро меняться, и времени для осмысления у слушателей не останется;
- как представить информацию наиболее удачным образом; - содержание слайдов; - графическое оформление каждого слайда.
2. Этапы создания презентации:
1. Планирование презентации - определение целей, формирование структуры и логики подачи материала.
2. Составление сценария - логика, содержание.
3. Разработка дизайна презентации – определение соотношения текстовой и графической информации.
4. Проверка и отладка презентации.
4. Критерии оценки
Критерии 5 4 3
Решение проблем Сформирована проблема, проанализированы ее причины. Проанализированы результаты с позицией на будущее. Отсутствует система описания основной деятельности. Отсутствуют сведения о исследуемой теме.
Реализация задач основной деятельности Поставлены задачи. Четко и поэтапно раскрыты задачи по изучению исследуемой темы. Отсутствует система в описании темы исследования. Разрозненные сведения о деятельности.
Иллюстрированный материал Иллюстрации соответствуют содержанию, дополняет информацию о теме исследования Повторяет информацию о теме. Иллюстраций мало.
Выводы Логичны, интересны, обоснованы, соответствуют целям и задачам. В основном соответствуют цели и задачам. Отсутствуют или не связаны с целью и задачами сам результат работы.
Оригинальность и логичность построения работы Работа целостна и логична, оригинальна. Логика изложения нарушена. В работе отсутствуют собственные мысли.
Общее впечатление об оформлении презентации Оформление логично, эстетично, не противоречит содержанию презентации. Стиль отвлекает от содержания, презентации. Нет единого стиля.
Оценка студента (самооценка) _______________
Оценка группы ____________________________
Оценка преподавателя ______________________
3.3. КОМПЛЕКТ "ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ (ИТОГОВЫЙ) КОНТРОЛЬ"
КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
1. Назначение
Комплексная контрольная работа входит в состав фонда оценочных средств и предназначена для итогового контроля и оценки знаний и умений аттестуемых, соответствующих контролируемым компетенциям по программе учебной дисциплины Основы философии, программы подготовки специалистов среднего звена 09.02.02 Компьютерные сети.
Продолжительность выполнения: 80 минут
2. Задания контрольной работы
Вариант № 1
1. Раскройте понятие "Мировоззрение".
2. Предмет философии и ее функции.
3. Охарактеризуйте классические философские системы Древней Индии.
Вариант № 2
1. Раскройте понятие "Мифология".
2. В чем заключается идеализм Платона?
3. Определите особенности средневековой философии.
Вариант 3
1. Раскройте понятие "Религия".
2. Раскройте сущность буддизма.
3. Охарактеризуйте систему Абсолютного духа гегелевской философии.
Вариант 4
1. Раскройте понятие "Дуализм".
2. Приведите классификации глобальных проблем современности.
3. Охарактеризуйте методологию рационализма Р.Декарта.
Вариант 5
1. Раскройте понятие "Стоицизм".
2. Материя, ее свойства и формы существования.
3. Охарактеризуйте натуралистический этап в развитии древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Ксенофан, Парменид, Анаксагор.
Вариант 6
1. Раскройте понятие "Католицизм".
2. Перечислите основные законы и категории диалектики.
3. Охарактеризуйте философию эпохи Просвещения и ее особенности.
Вариант 7
1. Раскройте понятие "Коммунизм".
2. Проблема истины в философии.
3. Охарактеризуйте атомистическую философию Демокрита.
Вариант 8
1. Раскройте понятие "Материя".
2. Предмет и структура социальной философии.
3. Охарактеризуйте диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.
Вариант 9
1. Раскройте понятие "Скептицизм".
2. Охарактеризуйте философию эпохи эллинизма.
3. Религиозно-философские взгляды Фомы Аквинского.
Вариант 10
1. Раскройте понятие "Гностицизм".
2. Дайте краткую характеристику основных направлений современной философской антропологии.
3. Раскройте смысл и значение кантовского учения об антиномиях чистого разума.
Вариант 11
1. Раскройте понятие "Веды".
2. Философия стоицизма (Сенека, М.Аврелий).
3. Теория психоанализа З.Фрейда.
Вариант 12
1. Раскройте понятие "Дао".
2. Дайте определение понятия «мировоззрение», опишите его сущность и структуру.
3. Диалектический метод Гегеля.
Вариант 13
1. Раскройте понятие "Теология".
2. Охарактеризуйте учение об идеях Платона.
3. Определите суть предмета философии. Опишите структуру философского знания.
Вариант 14
1. Раскройте понятие "Экзистенциализм".
2. Охарактеризуйте истину как цель познания
3. Основные принципы (заповеди) буддизма.
Вариант 15
1. Раскройте понятие "Этика".
2. Основные этапы развития античной философии.
3. Патристика. Учение Августина Блаженного.
Вариант 16
1. Раскройте понятие "Диалектика".
2. Философия Фомы Аквинского.
3. Дайте характеристику обществу как развивающейся системе, опишите его сущность и специфические черты.
Вариант 17
1. Раскройте понятие "Бытие".
2. Проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма.
3. Дайте характеристику категории «бытие», опишите его аспекты и основные формы.
Вариант 18
1. Раскройте понятие "Аскетизм".
2. Философия эпохи Возрождения: основные идеи и базовые принципы.
3. Охарактеризуйте научное познание: его специфику, структуру, динамику.
Вариант 19
1. Раскройте понятие "Гелиоцентризм".
2. Охарактеризуйте основные этапы эволюции представлений о материи в истории философии.
3. Основные идеи Реформации.
Вариант 20
1. Раскройте понятие "Гуманизм".
2. Концепция "Сродного труда" Г.Сковороды.
3. Что такое монадология Лейбница и в чём сущность его универсального метода?
Вариант 21
1. Раскройте понятие "Дарвинизм".
2. Данте Алигьери – яркий представитель периода гуманизма.
3. Дайте описание основных подсистем общества.
Вариант 22
1. Раскройте понятие "Деизм".
2. Сенсуализм Т.Гоббса.
3. Охарактеризуйте роль философии в истории культуры.
Вариант 23
1. Раскройте понятие "Индивид".
2. Ж.Ж. Руссо и проблема отчуждения.
3. Дайте описание движения, пространства и времени как основных атрибутов материи.
Вариант 24
1. Раскройте понятие "Карма".
2. Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанелла.
3. Проблема человека и смысла жизни в философии экзистенциализма.
Вариант 25
1. Раскройте понятие "Космоцентризм".
2. Школы и течения русской философии (XVIII – XX вв.).
3. Дайте определение понятия «познание», опишите его основные характеристики.
Вариант 26
1. Раскройте понятие "Монизм".
2. Философские взгляды Г. Сковороды.
3. Определите суть понятия диалектика, дайте характеристику ее принципам, законам.
Вариант 27
1. Раскройте понятие "Неотомизм".
2. Опишите философские аспекты взаимовлияния человека и природы
3. Раскройте содержание концепции индустриального общества локальных цивилизации.
Вариант 28
1. Раскройте понятие "Нирвана".
2. Раскройте сущность учения Вернадского о ноосфере?
3. Дайте характеристику социальных начал в человеке: индивид, индивидуальность, личность.
Вариант 29
1. Раскройте понятие "Пантеизм".
2. Эволюция психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм).
3. Раскройте черты Немецкого идеализма.
Вариант 30
1. Раскройте понятие "Сенсуализм".
2. Как Вы думаете почему в Китае даосизм не получил широкого распространения в сравнении с конфуцианством?
3. Назовите культурно-исторические предпосылки Просвещения.
2. Образец ответа
Вариант № 1
1. Раскройте понятие "Мировоззрение".
Мировоззрение - это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью.
2. Предмет философии и ее функции.
Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Функции философии:
– мировоззренческая функция;
– методологическая функция;
– прогностическая функция;
– критическая функция;
– аксиологическая функция;
– социальная функция.
3. Охарактеризуйте классические философские системы Древней Индии.
История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода˸
- Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.);
- Классический или брахмано – буддистский (с V в.до н.э. по X в. н.э.).
Во второй, классический период, в условиях острых религиозно-философских споров, формируются основные классические школы Древней Индии – даршаны, а первыми систематическими изложениями индийской философии становятся сутры – сборники изречений и афоризмов.
Поскольку основным критерием классификации выступает отношение к Ведам, то эти школы принято делить на два базовых течения˸
- неортодоксальные (отвергающие авторитет Вед), к которым относятся материалистическая локаята или чарвака, буддизм и джайнизм;
- ортодоксальные (базирующиеся на Ведах), к которым относятся веданта͵ миманса, санкхъя, йога, ньяя и вайшешика.
В VI в. до н.э. в Индии зарождаются две значительные религиозно-философские системы – буддизм и джайнизм.
По легенде буддизм основал Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будды (пробуждённый, просветлённый). В случае если брахманизм учил, что страдание – наказание за грехи прошлых воплощений и что благочестие избавляет от страданий, то буддизм стал утверждать, что любая жизнь – страдание˸ кем бы ни был человек, он обречён на болезни, старость, смерть.
Единственное средство избавиться то страданий – полностью выйти из сансары, осознав изменчивость и иллюзорность индивидуального бытия и приобщившись к четырём благородным истинам˸
- жизнь есть страдание;
- причина страдания – привязанность к жизни, приводящая к круговороту рождений;
- крайне важно избавление от этой привязанности;
- следует придерживаться пути пресечения корня страданий, срединного пути, отвергающего крайности как аскетизма (полного самоотречения), так и гедонизма (чувственных наслаждений). Это – восьмиступенчатая программа духовного возвышения, позволяющая преодолеть страдания и достичь нирваны (затухания, угасания). Достижение нирваны, ᴛ.ᴇ. трансцендентного перехода к полному бесстрастию и абсолютной отрешённости от внешнего бытия, очень трудно и означает победу человека над самим собой.
Джайнизм имеет своей центральной проблемой бытие личности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет два проявления – духовное (джива) и материальное (аджива). Их связывает карма – тонкая материя, сопровождающая душу в бесконечной цепи перерождений.
Закон кармы нельзя умилостивить жертвами богам, но его можно победить. Джина – тот, кто победил карму и приблизился к совершенству – мокше (нирване).
Для освобождения от кармы ещё при жизни нужен путь монашества, аскетизма, длительных постов, изучение священных текстов и соблюдение пяти обетов, запрещающих убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние и владения собственностью. Но наиболее важным считается принцип ахимсы – ненанесенния ущерба живым существам.
2. Критерии оценки
Контрольные задания оцениваются следующим образом в баллах.
Для оценивания ответов используется пятибалльная система:
за правильный ответ на первый вопрос - максимальная оценка 1 балл;
за правильный ответ на второй вопрос - максимальная оценка 2 балла;
за правильный ответ на третий вопрос - максимальная оценка 2 балла;
________________________________
Вместе: 5 баллов
«отлично» - студент свободно владеет программным материалом, правильно и в достаточном количестве подбирает необходимые для ответа факты, ответ аргументирован, обоснован и дана самостоятельная оценка изученного материала;
«хорошо» - ответ студента аргументирован, последователен, но допущены некоторые неточности; в целом материал излагается полно, грамотно; выводы обоснованы и последовательны;
«удовлетворительно» - студент пользуется лишь отдельными знаниями и умениями, ответ является неполным и имеет существенные логические несоответствия; недостаточно полно и не структурировано отвечает по содержанию вопроса; возникли проблемы в обосновании выводов, аргументаций;
«неудовлетворительно» - студент не знает основные определения категорий и понятий дисциплины, в ответе отсутствует аргументация, тема не раскрыта.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБНОВЛЕНИЮ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Обновлять Фонд оценочных средств – ежегодно.
Преподаватель, ведущий данную дисциплину, имеет право вносить коррективы, учитывая уровень подготовленности студентов и сообразуясь с собственной методикой.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Дополнения и изменения к комплекту ФОС на учебный год
Дополнения и изменения к комплекту ФОС на учебный год
по дисциплине
В комплект ФОС внесены следующие изменения:
Дополнения и изменения в комплекте ФОС обсуждены на заседании ПЦК
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ).
Председатель ПЦК