Фонд оценочных средств по дисциплине ОДБ.02 Литература для профессии 23.01.03 Автомеханик
Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Фонд оценочных средств
по учебной дисциплине
ОДБ.02 ЛИТЕРАТУРА
«общеобразовательный цикл»
основной профессиональной образовательной программы
по профессии
190631.01 Автомеханик
Уровень подготовки: базовый
Тольятти 2014г.
Составлена в соответствии с требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессиям НПО 190631.01, 140446.03.
Руководитель ОП А.Н. Мазаев
____________________________
«___»__________20___
Одобрен МК литературы
Протокол №
от «____» _______20__г.
____________ /Шмелева Н.П./
Утверждено решением Научно-методического совета
Протокол №______
от ____________» ________ 200 г.
Руководитель НМО _____________________ Т.Н. Луценко
Разработчик
__________/Попова Л. Н. /
«____» _______20__г.
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии: 190631.01 Автомеханик Уровень подготовки: базовый, программы учебной дисциплины литература.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств…………………………4
2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке………...6
3 Оценка освоения учебной дисциплины……………………………………...10
4 Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине (зачёт)……………………………………………………..9
5 Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине (диф. зачёт)………………………………………………………...26
Приложение А: Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине литература
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1.1 В результате освоения учебной дисциплины литература обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС
основной профессиональной образовательной программы
по профессии 190631.01 Автомеханик
Уметь:
У1. Воспроизводить содержание литературного произведения;
У2. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
У3. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
У4. Определять род и жанр произведения;
У5. Сопоставлять литературные произведения;
У6. Выявлять авторскую позицию;
У7. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
У8. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
У9. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
Знать:
З1. Образную природу словесного искусства;
З2. Содержание изученных литературных произведений;
З3. Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
З4. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
З5. Основные теоретико-литературные понятия;
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели
оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Уметь: У1. Воспроизводить содержание литературного произведения; Анализировать художественное произведение.Самостоятельная работа. Оценка за диф. зачет. Устный опрос. Оценка за анализ худ. произведения.
У2. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; Устанавливает соответствия между худ. литературой и социальными явлениями жизни.
Самостоятельная работа. Оценка за диф. зачет. Устный опрос. Оценка за тестирование.
У3. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; Подбирает примеры из жизни, СМИ, худ. литературы. Составляет литературные викторины. Оценка за диф. зачет. Викторина. Оценка за литературную викторину.
У4. Определять род и жанр произведения; Объясняет теорию литературы(род, вид, жанр произведения).
Самостоятельная работа. Оценка за диф. зачет. Тестирование.
Оценка за выполненную работу.
У5. Сопоставлять литературные произведения; Составляет таблицы на соответствие худ. образа. Оценка за диф. зачет. Устный опрос. Оценка за составление таблицы.
У6. Выявлять авторскую позицию; Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху. Оценка за диф. зачет. Индивидуальный опрос. Оценка за выполненную работу.
У7. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; Анализировать худ. произведение, развивать понятия литературного героя.Самостоятельная работа. Оценка за диф. зачет. Фронтальный опрос. Оценка за сжатый пересказ.
У8. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; Анализировать худ. произведения, отвечать на вопросы. Оценка за диф. зачет. Тестирование .Оценка за ответы на вопросы.
У9. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; Аргументировать ответы, выявлять основные приемы описания характеров героев. Оценка за диф. зачет. Сочинение .Оценка за сочинение-рассуждение.
Знать: З1. Образную природу словесного искусства Анализировать худ. произведение. Отвечать на вопросы, используя материал урока. Оценка за диф. зачет. Индивидуальный опрос .Оценка за составление теста по данному произведению.
З2. Содержание изученных литературных произведений;
Интерпретировать худ. произведения. Пространственно-временная организация текста. Оценка за диф. зачет. Наблюдение. Оценка за выполненную работу.
З3. Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
Составлять литературную викторину, биохронику, конспект. Оценка за диф. зачет. Фронтальный опрос. Оценка за литературную викторину.
З4. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
Составлять письменный план историко-литературного процесса, литературных направлений. Оценка за диф. зачет. Наблюдение .Оценка за сравнительную таблицу литературных течений.
З5. Основные теоретико-литературные понятия; Роль теории литературы, знание понятий (жанр, композиция, вид, род). Оценка за диф. зачет. Устный опрос. Оценка за знание теории литературы.
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине литература, направленные на формирование общих компетенций.
При изучении учебной дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля знаний обучающихся:
Тесты- контроль, проводимый после изучения материала, предполагает выбор и обоснование правильного ответа на вопрос;
Устный опрос- контроль, проводимый после изучения материала в виде ответов на вопросы, позволяет не только проконтролировать знание темы урока, но и развивать навыки свободного общения, правильной устной речи;
Письменный контроль- написанием сочинений по отдельным темам, позволяет выявить уровень усвоения теоретического материала и умение применять полученные знания на практике.
Итоговый контроль по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета.
Тестовые задания для промежуточного контроля
Тема: "Обобщающее повторение по литературе XIX века"
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме.
№ п/п Тестовые задания
Вариант- 1 Эталон ответа
Блок А
Инструкция по выполнению заданий № 1-5: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,
№ задания Вариант ответа
1 1-В, 2-А, 3-Б
1. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы "Гроза"
1. "Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле!"
2. "Бла-алепие, милая, бла-алепие! В обетованной земле все живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный"
3. "Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала"
4. "Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало" а. Кабаниха
б. Катерина
в. Варвара
г. Феклуша1-б
2-г
3-а
4-в
2. Найдите соответствие героев романа и их портретных описаний
1. Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах.
2. Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось неловкой улыбкой и выражало самоуверенность.
3. На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро, лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, являло следы красоты замечательной.
4. Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял. а. Аркадий Кирсанов
б. Евгений Базаров
в. П.П. Кирсанов
г. Н.П. Кирсанов 1-г
2-б
3-в
4-а
3. Найдите соответствие героев романа Тургенева "Отцы и дети" социальному положению
1. русский аристократ
2. толковый лекарь
3. студент – барин
4. студент - демократ а. Базаров
б. Аркадий Кирсанов
в. В. И. Базаров
г. П. П. Кирсанов 1-г
2-в
3-б
4-а
4. По приведенным характеристикам соответствующих им героев романа Достоевского "Преступление и наказание"
1. Носитель протестующего начала, сильная личность, ярко выраженный наполеонизм.
2. Предел кротости и страдания, христианское всепрощение.
3. Черствый и расчетливый делец.
4. Цинизм и внутренняя опустошенность а. Соня
б. Лужин
в. Раскольников
г. Свидригайлов 1-в
2-а
3-б
4-г
5. Роман Л. Н. толстого "Война и мир". По портретным характеристикам найдите соответствия.
1. "…Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти."2. "Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами, с усталым, скучающим взглядом."3. "…Был человек среднего роста, курчавый и со светлыми голубыми глазами. Ему было лет 25. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он не пил, он никогда не терял ясности головы."4. "Генерал – аншеф, по прозванию в обществе Прусский король, с того времени… жил безвыездно в Лысых Горах… с людьми окружавшими его, от дочери до слуг, был резок и неизменно требователен, и потому не был жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность". а. Пьер Безухов
б. Андрей Болконский
в. Н. А. Болконский
г. Долохов 1-а
2-б
3-г
4-в
Инструкция по выполнению заданий № 6-24: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.
6. Какова основная проблема романа "Обломов"?
а. проблема народа;
б. проблема личности;
в. проблема деградации русского дворянства. в
7. К какой разновидности романа относится "Обломов"?
а. это социально-психологический роман;
б. это политический роман;
в. это любовный роман. а
8. Какая художественная деталь служит для символического выражения духовного мира Обломова?
а. диван;
б. книга;
в. халат. в
9. Что такое "обломовщина"?
а. свойство русского национального характера?
б. свойство русского дворянства середины 19 века;
в. слово "обломовщина" вообще не имеет смысла. б
10. И. С. Тургенев написал:
а. "Записки врача";
б. "Записки на манжетах";
в. "Записки охотника";
г. "Записки из мертвого дома". в
11. Споры героев романа "Отцы и дети" Тургенева велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:
а. отношение к дворянскому культурному наследию;
б. об искусстве, науке;
в. о системе проведения человека, о нравственных принципах;
г. о положении рабочего класса. г
12. В сказке "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" есть эпизод, где мужик сам вьет веревку, чтобы генералы привязали его к дереву. Как называется такой прием?
а. гиперболой;
б. аллегорией;
в. сарказмом. в
13. Кому адресованы следующие строки Н. А. Некрасова?
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
а. Якиму Нагому;
б. Ермилу Гирину;
в. Григи Добросклону;
г. Савелию. в
14. Какой из фактов не связан с биографией Ф. М. Достоевского?
а. активное участие в революционном кружке;
б. подготовка противоправительственных террористических актов;
в. арест, смертный приговор, отмененный непосредственно перед казнью;
г. каторга, служба рядовым в армии, ссылка. б
15. Какой цвет преобладает в описании Петербурга в "Преступлении и наказание"?
а. желтый;
б.серый;
в. зеленый;
г. черный. а
16. В чем видел свою главную цель герой романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Раскольников, отправляясь на преступление?
а. обогащение;
б. месть;
в. проверка себя;
г. спасение угнетенных. в
17. Как сам Л. Н. Толстой определил жанр "Войны и мира"?
а. повесть;
б. роман-эпопея;
в. исторический роман;
г. семейная хроника. б
18. Кому принадлежат слова:
"Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!"
а. Пьеру Безухову;
б. Борису Друбецкому;
в. Андрею Болконскому;
г. Николаю Ростову. в
19. Где родился А. П. Чехов?
а. в Таганроге;
б. в Симбирске;
в. в Петербурге;г. в Москве. а
20. Персонажами какого произведения А. П. Чехова является Гаев, Петя, Трофимов, Лопахин, Раневская, Фире, Аня.
а. "Стрекоза";
б. "Чайка";
в. "Попрыгунья";
г. Вишневый сад". г
21. Кто из героев А. М. Горького говорит: "В жизни всегда есть место подвигам!"
а. Лука;
б. Старуха изергиль;
в. Данко;
г. Сатин. б
22. Чем заканчивается рассказ И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"?
а. Главный герой ссорится с женой и продолжает путешествовать один;
б. Главный герой умирает;
в. Главный герой отправляется в Японию;г. Корабль с путешественниками тонет. б
23. Назовите автора этих строк:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как много лет назад.
а. Фет;
б. Есенин;
в. Тютчев;
г. Блок. б
24. В каком из своих произведений Шолохов Изображает казачество?
а. "Судьба человека";
б. "Поднятая целена";
в. "Тихий Дон";
г. "Они сражались за родину". в
Блок Б
Инструкция по выполнению заданий №25-30: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенный слова.
25. __________________ - "это не искусственная реальность, а отсутствие деления реальностей на истинные и иллюзорные" виртуальность
26. __________________ - литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая эволюцию жанров, тематики. литературный процесс
27. __________________ - литературная и общекультурная общность художественных явлений, принципов миропонимания и творчества, обновляющая (или отрицающая) язык реалистического искусства. модернизм
28. __________________ - термин, используемый в языкознании и литературоведении, важный для текстологии, означающий собственно речевую грань литературного произведения. текст
29. __________________ - центральная проблема построения, композиции произведения, ракурс восприятия и оценки мира, способ наблюдения героев извне. точка зрения
30. __________________ - памятник древнерусской письменности, содержащий свод этнических правил и нравоучений. домострой
Ответственный за составление: Преподаватель: Попова Л.Н. «____»_______________ 20 г.
Согласовано: на заседании МК
___________(___________________)
«____»______________20 г.
Тема: "Обобщающее повторение по литературе XIX века"
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме.
Вариант – 1
1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?
А)романтизм В)сентиментализм
Б)классицизм Г)реализм
2.Укажите основоположников «натуральной школы».
А)В.Г.Белинский, И.С.Тургенев В)М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев
Б)А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь Г)В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь
3.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?
А)И.С.Тургенев В)Л.Н.Толстой
Б)А.Н.Островский Г)Ф.М.Достоевский
4.Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:
А)Анна Петровна В)Катерина Львовна
Б)Марфа Игнатьевна Г)Анастасия Семеновна
5.Укажите, какой художественный прием использует А.А.Фет в выделенных словосочетаниях:
«Снова птицы летят издалека//К берегам, расторгающим лед,//Солнце теплое ходит высоко//И душистого ландыша ждет.»А)олицетворение В)эпитет
Б)инверсия Г)аллегория
6.Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?
А)Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей В)И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров
Б)А.Н.Островский, «Гроза»,Катерина Кабанова Г)Н.С.Лесков, «Очарованный странник». Флягин 7.В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?
А)А.Н.Островский «Лес» В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Б)И.С.Тургенев «Отцы и дети» Г)И.А.Гончаров «Обломов»
8.Катерина Измайлова – это героиня:
А)очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Б)пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»
В)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Г)романа И.А.Гончарова «Обломов»
9.Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?
А)А.Н.Островский В)М.Е.Салтыков-Щедрин
Б)Ф.М.Достоевский Г)Л.Н.Толстой
10.Кто из героев романа «Война и мир» предложил М.Кутузову план партизанской войны?
А)Долохов В)Болконский
Б)Денисов Г)Друбецкой
11.Какому герою «Война и мир» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнется завтра»?
А)князю Андрею В)Наполеону
Б)императору Александру 1 Г)М.И.Кутузову
12.Какого героя романа «Преступление и наказание» Разумихин характеризует следующими словами: «Угрюм, мрачен, надменен и горд»?
А)Порфирия Петровича В)Раскольникова
Б)Зосимова Г)Свидригайлова
13.Укажите, кто из героев романа Толстого «Война и мир» проходит путь исканий.
А)Платон Каратаев В)Пьер Безухов
Б)Федор Долохов Г)Анатоль Курагин
14.Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
А)А.С.Пушкину В)Ф.И.Тютчеву
Б)Н.А.Некрасову Г)М.Ю.Лермонтову
15.К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?
А)лирика В)эпос
Б)драма Г)лиро-эпика
16.Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)
А)жертвенность В)лицемерие
Б)легкомыслие Г)свободолюбие
17. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?
А)Л.Н.Толстой В)И.А.Гончаров
Б)А.П.Чехов Г)Ф.М.Достоевский
18.Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».
А)В.Г.Белинский В)Н.Г.Чернышевский
Б)Н.А.Добролюбов Г)Д.И.Писарев
19.Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».
А)А.С.Пушкин В)Н.А.Некрасов
Б)А.А.Фет Г)М.Ю.Лермонтов
20. Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)
А)Ягодное В)Марьино
Б)Заманиловка Г)Отрадное
21.Как был наказан Долохов (Л.Н.Толстой «Война и мир») за шутку с квартальным?
А)выслан из Петербурга В)не был наказан, так как дал взятку
Б)разжалован в рядовые Г) не был наказан, так как имел поддержку среди власть имущих
22.Теория Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») – это
А)строгое научное обоснование разделения людей на разряды
Б)разделение людей на разряды в зависимости от их социальной принадлежности, образования
В)разделение людей на разряды: материал и собственно людей
23.Иван Флягин (Н.С.Лесков «Очарованный странник») в своей жизни не был
А)нянькой грудного ребенка В)солдатом
Б)садовником Г)артистом
24.Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета:
А) «Гроза», «Очарованный странник»
Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»
В) «Кому на Руси жить хорошо», «Человек в футляре»
Г) «Гроза», «Человек в футляре»
Вариант – 2
1.Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление.
А)А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин
Б)И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой
В)И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов
Г)Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев
2.В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?
А)Н.А.Некрасов В)А.А.Фет
Б)Ф.И.Тютчев Г)А.К.Толстой
3.Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления?
А)А.Н.Островский «Гроза» В)Л.Н.Толстой «Живой труп»
Б)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Г)Н.С.Лесков «Леди Макбет…»
4.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»А)аллегория В)антитеза
Б)метафора Г)гипербола
5.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
А)гордость и самолюбие В)естественность и нравственность
Б)благородство и доброта Г)щедрость и мужество
6.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?
А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Ф.М.ДостоевскийБ)А.И.Герцен Г) Н.А.Некрасов
7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?
А)тип «маленького человека» В)самодур
Б)тип «лишнего человека» Г)романтический герой
8.В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?
А) И.А.Гончаров В) М.Е.Салтыков-Щедрин
Б) Н.А.Некрасов Г)А.П.Чехов
9.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.
А)участник происходящих событий
Б)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события
В)бесстрастный наблюдатель
Г)повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе
10.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
А)Преображенский В)Измайловский
Б)Павлоградский Г)Семеновский
11.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?
А)лирика В)эпос
Б)драма Г)лиро-эпика
12.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».
А)И.А.Гончаров В)Л.Н.Толстой
Б)А.П.Чехов Г)Ф.М.Достоевский
13. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?
А)Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина
Б)Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.Гоголя
В)Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова
Г)капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого
14.Агафья Пшеницына – это героиня:
А)романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Б)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Г
В)романа И.А.Гончарова «Обломов»
Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
15.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить://У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»
А)А.С.Пушкин В)Ф.И.Тютчев
Б)Н.А.Некрасов Г)А.А.Фет
16.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?
А)Соня Мармеладова В)Р.Раскольников
Б)Петр Лужин Г)Лебезятников 17. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»
А)Н.А.Некрасов В)Ф.И.Тютчев
Б)А.С.Пушкин Г)А.А.Фет
18.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
А)Савелий В)Матрена Корчагина
Б)Григорий Добросклонов Г)Ермил Гирин 19.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.
А)география В)словесность
Б)греческий язык Г)закон Божий
20.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это
А)Пьер Безухов В)Андрей Болконский
Б)Платон Каратаев Г)Василий Денисов
21.Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?
А)забыл закрыть дверь квартиры В)оставил шляпу на месте преступления
Б)забыл взять орудие преступления Г)испачкался в крови
22.Жанровое определение «роман-эпопея» означает:
А)роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряженных с судьбой нации
Б)роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица
В)роман, посвященный историческому событию, влияющему на судьбу страны
23.Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда
А)он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием
Б)он отказывается от веры и перестает молиться
В)по его вине погибает человек
24.Не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова следующий персонаж
А)Гуров В)Коваленко
Б)Буркин Г)Беликов
Итоговый тест за курс 10 класс
Вариант – 3
1.Укажите, с чем связаны изменения в характере Д.И.Старцева (А.П.Чехов «Ионыч»).
А)влияние его невесты В)влияние среды
Б)воздействие родителей Г)профессия врача
2.Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».
А)романтизм В)классицизм
Б)сентиментализм Г)реализм
3.Укажите произведение А.П.Чехова, которое является лирической комедией.
А) «Человек в футляре» В) «Медведь»
Б) «Чайка» Г) «Дама с собачкой»
4.Укажите, кому из писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Л.Н.ТолстойБ) Ф.М.Достоевский Г) А.П.Чехов
5.Укажите, где происходит основное действие романа И.А.Гончарова «Обломов».
А)Петербург В)город NN
Б)Москва Г)тульское имение Обломова
6.Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?
А)Лебезятников В)Лужин
Б)Соня Г)Свидригайлов
7.Какому персонажу чеховского рассказа принадлежит следующая реплика «Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий»
А)Беликов («Человек в футляре») В)Очумелов («Хамелеон»)
Б)Туркин («Ионыч») Г)Ипполит Ипполитыч («Учитель словесности»)
8.Назовите имя писателя, который был артиллерийским офицером и принимал участие в обороне Севастополя в 1854 году.
А)И.А.Гончаров В)Ф.М.Достоевский
Б)Л.Н.Толстой Г)И.С.Тургенев
9.Укажите второе название гоголевского направления в литературе.
А)чистое искусство В)декадентство
Б)натуральная школа Г)социалистический реализм
10.Укажите, какая из перечисленных композиционных частей не является обязательной.
А)пролог В)кульминация
Б)завязка Г)развязка
11.Как в Художественном театре назвали характерное для чеховских пьес развитие действия?
А) «бурный поток» В) «подводное течение»
Б) «поток сознания» Г) «невидимая жизнь»
12.Какая тема является преобладающей в творчестве Н.А.Некрасова?
А)тема города В)любовь
Б)одиночество Г)гражданственность
13.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».
А)Ф.М.Достоевскому В)И.А.Бунину
Б)Л.Н.Толстому Г)А.П.Чехову
14.Какой порок обличает А.П.Чехов в рассказе «Ионыч»?
А)душевную пустоту В)раболепие
Б)чинопочитание Г)лицемерие
15.Назовите автора и произведение, в котором не встречается образ странника.
А)Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» В)Н.С.Лесков «Очарованный странник»
Б)А.Н.Островский «Гроза» Г)И.А.Гончаров «Обломов»
16.В каком из перечисленных произведений действие протекает на фоне панорамы Волги?
А) «Вишневый сад» В) «Мертвые души»
Б) «Гроза» Г) «Крыжовник»
17. Укажите, кому посвящены следующие строки из стихотворения Н.А.Некрасова: «Наивная и страстная душа,//В ком помыслы прекрасные кипели,//Упорствуя, волнуясь и спеша,//Ты честно шел к одной, высокой цели…»
А)Н.Г.Чернышевскому В)В.Г.Белинскому
Б)Н.В.Гоголю Г)М.Ю.Лермонтову
18.Укажите, к какому литературному направлению можно отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».
А)классицизм В)романтизм
Б)реализм Г)сентиментализм
19.Укажите, каков социальный статус Марфы Игнатьевны Кабановой (А.Н.Островский «Гроза»)
А)мещанка В)крестьянка
Б)дворянка Г)купчиха
20.Какой литературный прием использован автором в данном отрывке: «Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь…»
А)гротеск В)аллегория
Б)олицетворение Г)сравнение
21.Сон Обломова (И.А.Гончаров «Обломов») – это
А)история рода Обломовых
Б)реалистическое изображение российской деревни времен крепостничества
В)поэтическая картина русской жизни, где смешались явь и сказка
22.Утверждение, содержащее фактическую ошибку (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
А)фрейлину А.П.Шерер Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской
Б)геройский поступок князя Андрея определил исход Аустерлицкого сражения
В)Данило Купор – это танец, который танцуют на именинах у Ростовых
23.Для Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») характерно следующее из названных качеств
А)бездушие В)простодушие
Б)равнодушие Г)высокомерие
24.Назовите произведения, в которых есть герои, образы которых восходят к образам былинных богатырей
А) «Очарованный странник», «О любви»
Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»
В) «Кому на Руси жить хорошо», «Гроза»
Г) «Гроза», «О любви»
Вариант – 4
1.Почему А.П.Чехов назвал свою пьесу «Вишневый сад» комедией?
А)забавный сюжет В)фарсовые ситуации
Б)комичный финал Г)претензии персонажей противоречат их возможностям
2.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»
А)А.К.Толстой В)А.А.Фет
Б)А.С.Пушкин Г)Ф.И.Тютчев
3.Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя.
А)Ф.М.Достоевский В)Ф.И.Тютчев
Б)Л.Н.Толстой Г)И.А.Гончаров
4.Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
А) А.А.Фет В)Н.А.Некрасов
Б) Ф.И.Тютчев Г) А.К.Толстой
5.Укажите, какое из названных произведений не входит в цикл «Записки охотника» И.С.Тургенева.
А) «Малиновая вода» В) «Певцы»
Б) «Муму» Г) «Бирюк»
6.Укажите, кому был посвящен роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
А)Н.Г.Чернышевский В)В.Г.Белинский
Б)Н.А.Некрасов Г)А.А.Григорьев
7.Кто из русских писателей отбывал каторгу в Омском остроге?
А)Н.Г.Чернышевский В)Ф.М.Достоевский
Б)М.Е.Салтыков-Щедрин Г)Н.А.Некрасов 8.Назовите писателя, который совершил кругосветное путешествие на борту фрегата «Паллада»
А)И.С.Тургенев В)Л.Н.Толстой
Б)И.А.Гончаров Г)А.П.Чехов
9.Укажите имя писателя, который совершил поездку на остров Сахалин.
А) Л.Н.Толстой В) А.П.Чехов
Б) И.А.Гончаров Г) М.Е.Салтыков-Щедрин
10.Назовите имя писателя, который не является уроженцем Москвы.
А)А.С.Пушкин В)Ф.М.Достоевский
Б)М.Ю.Лермонтов Г)А.П.Чехов
11.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.
А)сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм, модернизм
Б)модернизм, романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм
В)классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм
Г)реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм
12.Излюбленным жанром поэзии Н.А.Некрасова является:
А)ода В)элегия
Б)баллада Г)послание
13.Назовите поэта, в творчестве которого не встречается стихотворение «Пророк»
А)А.С.Пушкин В)Н.А.Некрасов
Б)М.Ю.Лермонтов Г)Ф.И.Тютчев
14.Что подразумевает Л.Н.Толстой под понятием «народ»?
А)всех трудящихся, создающих материальные ценности
Б)крепостных крестьян, работающих на земле
В)совокупность представителей всех социальных групп и сословий, проявляющих духовность, патриотизм
Г)мастеровых, ремесленников
15.Кому из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир! Принадлежат слова «Надо жить, надо любить, надо верить»?
А)Андрею Болконскому В)Пьеру Безухову
Б)Николаю Ростову Г)Платону Каратаеву
16.Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?
А)гипербола В)экспозиция
Б)гротеск Г)кульминация
17.Укажите, чем определяется деятельность Лопахина в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».
А)желание разорить Раневскую и присвоить себе ее состояние
Б)стремлением отомстить впавшим в нищету хозяевам
В)попыткой помочь Раневской поправить свое материальное положение
Г)мечтой уничтожить вишневый сад, напоминающий ему о тяжелом детстве
18.Укажите произведение, в сюжете которого отсутствует эпизод дуэли.
А)А.С.Пушкин «Выстрел» В)А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Б)Л.Н.Толстой «Война и мир» Г)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
19.Определите автора и произведение по заключительным словам: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной»
А)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание
Б)Л.Н.Толстой «Война и мир» Г)И.С.Тургенев «Отцы и дети»
20.Какой художественный прием использует А.А.Фет в следующем отрывке: «Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод…»А)олицетворение В)анафора
Б)антитеза Г)эпитет
21.Базаров (И.С.Тургенев «Отцы и дети) говорит Аркадию о своем отце: «Такой же чудак, как твой, только в другом роде». Отцы схожи тем, что они
А)близки по возрасту и социальному положению
Б)любят природу, музыку и поэзию
В)любят своих сыновей и стремятся не отставать от века
22.В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть следующие персонажи:
А)Ермил Гирин, Кулигин, Яким Нагой В)Ермил Гирин, Утятин, Яким Нагой
Б)Яким Нагой, Кудряш, Утятин Г)Феклуша, Утятин, Кулигин 23.В концепции Лескова не рассматривается следующая из сторон понятия «праведник».
А)умение довольствоваться малым, но никогда не поступать против совести
Б)религиозная отрешенность от земных страстей, служение Богу
В)способность обыкновенного человека к самопожертвовании.
24.Не поднимается в рассказе «Крыжовник» А.П.Чехова следующая проблема
А)взаимоотношений человека и природы
Б)деградации личности
В)личной ответственности за происходящее в мире
Г)русской интеллигенции
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
В.1 Г Г Б Б В Г Б А В Б В В В Б В А В Б Б В Б В Б Б
В.2 Б В Б В В В В В Б Б В Б А В В В В В Б В Г А А А
В.3 В Г Б В А Г А Б Б А В Г А А Г Б В Б Г Б А Б В Б
В.4 Г Г Б В Б В В Б В Г В В Г В В Г В В Г В В В Б А
«5» 21-24 85%-100%
«4» 17-23 70%-84%
«3» 12-16 51%-69%
«2» Ответственный за составление: Преподаватель: Попова Л.Н. «____»_______________ 20 г.
Согласовано: на заседании МК
___________(___________________)
«____»______________20 г.
Федор Михайлович Достоевский
№ п/п Тестовые задания Эталон
ответа
Инструкция по выполнению заданий № 1: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,
№ задания Вариант ответа
1 1-В,2-А,3-Б
1 Кому из названных героев соответствуют приведенные определения, характеристики, особенности? 1-г
2-а
3-б
4-в
1) "Божия правда, земной закон берет свое, и он – кончает тем, что принужден сам на себя донести"
2) Связь с людьми, следование евангельским заповедям, покаяние позволяют выжить и сохранить любовь и надежду в душе
3) Собирается, по сути, продать себя циничному дельцу, чтобы вырваться из бедности
4) Убийца, циник, как кажется, вполне сжился со своей ролью, наслаждается существованием а) Соня Мармеладова
б) Евдокия Романова
в) Свидригайлов
г) Раскольников Инструкция по выполнению заданий № 2 -9: Выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.
2. Какой из фактов не связан с биографией Ф.М. Достоевского? б
а) Активное участие в революционно кружке;
б) Подготовка противоправительственных террористических актов;
в) Арест, смертный приговор, отмененный непосредственно перед казнью.
г) Каторга, служба рядовым в армии, ссылка. 3. Какой из названных романов Ф.М. Достоевского главным образом посвящен изображению разрушительных революционных теорий и практики современной ему молодежи?
а) Бедные люди;
б) Бесы;
в) Братья Карамазовы;
г) Идиот. б
4. Кто из названных ниже героев романа "Преступление и наказание" является своеобразным "двойником" Раскольникова, так или иначе копируя некоторые его идеи и поступки? г
а) Заметов;
б) Зосимов;
в) Разумихин;
г) Свидригайлов. 5. Что, по словам Сони Мармеладовой, удерживает ее от самоубийства? в
а) страх;
б) боязнь совершить религиозный грех, погубить собственную душу;
в) осознание ответственности за жизни близких людей;
г) слабость, нехватка воли для осуществления самоубийства. 6. Кому из героев "Преступления и наказания" Раскольников впервые признался в убийстве? г
а) Матери;
б) Разумихину;
в) Порфирию Петровичу;
г) Соне Мармеладовой. 7. В чем видел свою главную цель герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Раскольников, отправляясь на преступление? в
а) обогащение;
б) месть;
в) проверка себя;
г) спасение угнетенных. 8. Как называются приведенные части повествования из романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"? б
а) "Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу…"
б) "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль…"
в) "Он взглянул – и увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом…"
г) "- А вчера со двора выходили?
- Выходил" 9. Какой вопрос, проблема более всего волнует автора в романе "Преступление и наказание"? в
а) Устройство быта жителей Петербурга
б) Уголовно-детективные события
в) Нравственное состояние российского общества и отдельных людей
г) Проблемы взаимоотношений ненавидящих друг друга людей Инструкция по выполнению заданий № 10 : В соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.
10. Укажите автора и название произведения, героя, о котором идет речь в приведенном отрывке. Достоевский "Преступление и наказание"Раскольников
"Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру". «5» 9-10 85%-100%
«4» 7-8 70%-84%
«3» 5-6 51%-69%
«2» 4. Контрольно- оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине (дифференцированный зачёт)
для обучающихся по профессии:
2190631.01 Автомеханик
2014/2015 учебный год
Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века
Раскройте основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.
Расскажите о поэтическом мире М. Ю. Лермонтова.
В чём особенность композиции, сюжета сборника Н.В. Гоголя «Петербургские повести»?
Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века
В чём заключается самобытность замысла драмы А.Н. Островского «Гроза»?
Охарактеризуйте образ Катерины, как воплощение лучших качеств женской натуры.
И.А. Гончаров. Творческая история романа«Обломов».
Смысл названия и основной конфликт романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Базаров в системе действующих лиц романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Философичность – основа лирики Ф.И. Тютчева
Гармоничность и мелодичность лирики Фета.
Гражданский пафос лирики Н.А. Некрасова
Расскажите о замысле поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Жанр. Композиция. Сюжет.
В чём заключается художественное своеобразие повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».
В чём заключается роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.
Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова
Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Жанровое своеобразие.
Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.
Как Л.Н.Толстой описывает картины войны 1812 года.
Светское общество в изображении Толстого.
Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова.
«Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова.
Раздел 3. Зарубежная литература
Расскажите о творчестве зарубежных писателей 19 века
Раздел 4. Русская литература на рубеже веков
Художественное своеобразие лирики И.А. Бунина
Кризис цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско»
Раздел 5. Русская литература начала XX века
Тема любви в творчестве А.И. Куприна
Серебряный век русской поэзии.
Правда жизни в рассказах Горького.
Тема родины в творчестве А.А. Блока.
В.В. Маяковский. Поэтическая новизна ранней лирики.
С.А. Есенин. Тема природы в лирике.
Тема 5.17 Тема Родины в лирике Есенина.
Основные темы творчества Цветаевой.
Раздел 6. Русский исторический роман 20 века
Своеобразие жанра романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова.
«Петр Первый». Тема русской истории в творчестве А.Толстого.
Трагический пафос «Донских рассказов» М.Шолохова.
Раздел 7. Литература периода Великой Отечественной войны
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.
Ранняя лирика Ахматовой
Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы
Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского.
Раздел 8. Литературный процесс 60-х годов
А.И.Солженицын. «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого.
Шаламов «Колымские рассказы»
Раздел 9. Художественные поиски и традиции в современной поэзии, прозе и драматургии
Н.М.Рубцов. Тема родины в лирике поэта.
Р.Гамзатов. Тема родины
А.В.Вампилов «Старший сын»
Русская литература последних лет.