Фонд оценочных средств по дисциплине Информатика
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)»
ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра математики и информатики
(наименование кафедры)
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ОВ
______ В.А. Михайлов
«_____»__________ 201__ г.
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Информатика
(наименование дисциплины)
190109 - «Наземные транспортно-технологические средства»
(код и наименование направления подготовки)
«Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование»
(наименование специальности / специализации)
______________________________
Составитель: к.ф.-м.н., доцент кафедры математика и информатика
Санаева Т.А.
Эксперт:
Чебоксары 2014
Паспорт
фонда оценочных средств
по дисциплине Информатика
(наименование дисциплины)
№ п/п
Контролируемые разделы (темы) дисциплины*
Код контролируемой компетенции
(или ее части)
Наименование
оценочного средства
1.
Теоретическая информатика: основные понятия
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Устный опрос
2.
Технические и программные средства реализации информационных процессов.
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Устный опрос, коллоквиум
3
Операционные системы персональных компьютеров
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Устный опрос, коллоквиум
4.
Обработка текстовой информации. Текстовые процессоры
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Защита лабораторной работы
5.
Обработка табличной информации. Табличные процессоры
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Защита лабораторной работы
6.
Алгоритмы и способы их описания
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Защита лабораторной работы,
7.
Основы программирования
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Защита лабораторной работы, коллоквиум
8.
ПО. Классификация программного обеспечения
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Устный опрос
9.
Базы данных. Системы управления базами данных
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Защита лабораторной работы
10.
Интернет и мультимедиа технологии
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Защита лабораторной работы
Оценочные средства текущего контроля успеваемости 1 семестра.
Занятия по дисциплине «Информатика» представлены следующими видами работы: лекции (18 ч.), практические занятия (18ч), лабораторные занятия (18ч), самостоятельная работа (18ч.).
Выполняя полный объем видов работ студент набирает в течение семестра 60 баллов.
2.1. Критерии оценивания работы студентов на лекционных занятиях
Оцениваемые
параметры
Что оценивается
Баллы
Работа студента на лекции
Активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, конспект лекции, посещаемость
1
Самостоятельная работа по лекции
Конспектирование первоисточников т.д.
1
Итого
2
Максимальное количество баллов – 18 баллов (18 ч лекций).
Критерии оценки работы студентов на практических занятиях
Оцениваемые
параметры
Что оценивается
Баллы
Работа студента на практическом занятии
Активность на занятиях, посещение, выполнение практических заданий.
0,5
Самостоятельная работа
Самостоятельное решение задач, подготовка презентации
0,5
Итого
1
Максимальное количество баллов – 9 баллов (18 практических занятий).
Критерии оценки работы студентов на лабораторных занятиях
Темы лабораторных занятий:
Форматирование текста в редакторе Word. Таблицы, сортировка таблиц, вычисление в таблицах.
Создание и редактирование диаграмм в документах word. Применение стилей, автотекста, автозамены и макрокоманд.
Слияние документов. Вставка и редактирование формул.
Вставка и редактирование рисунков, схем и чертежей.
Формулы, имена, массивы. Формулы над массивами.
Создание, заполнение, редактирование и форматирование таблиц. Логические переменные и функции
Построение графиков, поверхностей и диаграмм в Excel. Применение текстовых и календарных функций
Построение и обработка списков (Баз данных)
Сводные таблицы
Критерии оценки одной лабораторной работы
Критерий
Баллы
Работа выполнена в полном объеме, оформлен отчет согласно всем требованиям, студент может ответить на все дополнительные вопросы.
2
Работа выполнена в полном объеме, отчет оформлен с недочетами, и негрубыми ошибками, студент может ответить на все или часть дополнительных вопросов.
1
Работа выполнена в полном объеме, отчет оформлен с недочетами, грубыми ошибками, студент не ответил на дополнительные вопросы.
0
Максимальная оценка одной лабораторной работы – 2 балла.
Максимальное количество баллов за все лабораторные работы – 18 баллов (9 лабораторных работ).
2.3. Задания для текущего контроля
Коллоквиум
Предмет информатики. Виды информационных процессов.
Принципы получения, хранения, обработки и использования информации.
Классификация персональных компьютеров.
Состав вычислительной системы (вычислительного комплекса).
Аппаратное и программное обеспечение.
Классификация служебных и прикладных программных средств.
Устройство персонального компьютера.
Базовая аппаратная конфигурация.
Запоминающие устройства, устройства ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики.
Понятие и назначение операционных систем.
Функции и режимы работы операционных систем.
Виды операционных систем.
Организация файловой системы.
Обслуживание файловой структуры
Критерии оценки коллоквиума
Критерий
Баллы
Содержание ответа в целом соответствует теме вопроса. В ответе отражены все дидактические единицы, предусмотренные вопросом. Продемонстрировано уверенное владение освоенным материалом, отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения.
15
Содержание ответа в целом соответствует теме вопроса. В ответе отражены все дидактические единицы, предусмотренные вопросом. Присутствуют ошибки в употреблении терминов, связей между ними, недочеты в формулировках свойств, критериев, правил и т.д.
8
Содержание ответа не в полном объеме соответствует теме вопроса. Присутствуют ошибки в употреблении терминов, связей между ними, в формулировках свойств, критериев, правил и т.д.
4
Содержание ответа не соответствует теме вопроса. Присутствуют ошибки в употреблении терминов, связей между ними, в формулировках свойств, критериев, правил и т.д.
0
Максимальная оценка – 15 баллов.
2.4.Задания для промежуточного контроля
Перечень вопросов для экзамена
№
п/п
Формулировка вопроса
Код компетенций
Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации. Системы передачи информации
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Меры и единицы количества и объема информации
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Кодирование данных в ЭВМ
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Позиционные системы счисления
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Основные понятия алгебры логики
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Логические основы ЭВМ
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
История развития ЭВМ.
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ. Принципы работы вычислительной системы
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики. Центральный процессор. Системные шины. Слоты расширения
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Устройства ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Классификация программного обеспечения. Виды программного обеспечения и их характеристики
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Понятие системного программного обеспечения. Виды программного обеспечения и их характеристики
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Служебное (сервисное) программное обеспечение
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Файловая структура операционной системы. Операции с файлами
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Технологии обработки текстовой информации
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Электронные таблицы. Формулы в MS Excel
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Формулы в MS Excel. Работа со списками в MS Excel
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Технологии обработки графической информации.
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Моделирование как метод познания.
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Классификация и формы представления моделей
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Методы и технологии моделирования моделей
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Информационная модель объекта.
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Компоненты вычислительных сетей
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Принципы организации и основные топологии вычислительных сетей. Принципы построения сетей
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Промежуточная аттестация – экзамен осуществляется в виде компьютерного тестирования.
АННОТАЦИЯ ТЕСТА
1. Продолжительность тестирования 80 мин.
2. Количество тестовых заданий для одного вариант 30.
3. Названия разделов и тем дисциплины, включенных в тестовые задания, количество заданий в одном варианте по каждой теме дисциплины:
Элементы содержания дисциплины
Количество вопросов
Теоретическая информатика: основные понятия.
4
Технические и программные средства реализации информационных процессов.
4
Операционные системы персональных компьюте-ров
6
Обработка текстовой информации. Текстовые процессоры
8
Обработка табличной информации. Табличные процессоры
8
4. Уровень сложности каждого задания 1-2 балла.
Критерии оценки результатов теста
Количество правильных ответов
Балл
26-30
33-40
22-26
27-34
16-21
20-28
15 и меньше
0
Максимальное количество – 40 баллов
Примерные тестовые задания 1 семестра
Задание 1.
Под обработкой информации понимают...
процесс передачи информации от одного объекта к другому
процесс организации сохранности информации
процесс взаимодействия носителя информации и внешней среды
процесс планомерного изменения содержания или формы представления информации
Задание 2.
Выберите вариант, в котором объемы памяти расположены в порядке
возрастания.
1)10 бит, 2 байта, 20 бит, 1 Кбайт, 1010 байт
2)10 бит, 20 бит, 2 байта, 1 Кбайт, 1010 байт
3)10 бит, 2 байта, 20 бит, 1010 байт, 1 Кбайт
4)10 бит, 20 бит, 2 байта, 1010 байт, 1 Кбайт
Задание 3.
Укажите упорядоченную по убыванию последовательность значений.
1)558 5516 557
2)557 558 5516
3) 558 557 5516
4)5516 558 557
Задание 4.
Для того, чтобы логическое выражение (a v b)?(-a v -b)
при любых значениях логических переменных а и b всегда принимало значение "истина", вместо знака вопроса ...
1)нельзя поставить ни знак дизъюнкции (v), ни знак конъюнкции (v)
2)можно поставить знак конъюнкции (v ), но не знак дизъюнкции (v)
3)можно поставить знак дизъюнкции (v), но не знак конъюнкции (v )
4)можно поставить как знак дизъюнкции(v), так и знак конъюнкции(v )
Задание 5.
Арифметико-логическое устройство (АЛУ) является составной частью...
1) микропроцессора
2) системной шины
3) основной памяти компьютера
4) генератора тактовых импульсов
Задание 6.
Для объединения функциональных устройств персонального компьютера в
вычислительную систему используется...
1) системная шина или магистраль
2) шифратор / дешифратор
3) блок управления
4) интерфейсный блок
Задание 7.
Для временного хранения информации в персональном компьютере используется...
1) операционная система
2) ПЗУ
3) BIOS
4) оперативная память (ОЗУ)
Задание 8.
Устройством ввода является...
1) винчестер
2) принтер
3) модем
4) сенсорный монитор
Оценочные средства текущего контроля успеваемости 2 семестра.
Занятия по дисциплине «Информатика» представлены следующими видами работы: лекции (18 ч.), лабораторные занятия (36), самостоятельная работа (18ч.).
Выполняя полный объем видов работ студент набирает в течение семестра 60 баллов.
3.1. Критерии оценивания работы студентов на лекционных занятиях
Оцениваемые
параметры
Что оценивается
Баллы
Работа студента на лекции
Активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, конспект лекции, посещаемость
1
Самостоятельная работа по лекции
Конспектирование первоисточников т.д.
1
Итого
2
Максимальное количество баллов – 18 баллов (18 ч лекций).
Критерии оценки работы студентов на лабораторных занятиях
Темы лабораторных занятий:
Алгоритмизация.
Написание программы на Паскале с использованием операторов ввода-вывода данных, операторов присваивания и безусловного перехода.
Написание программы на Паскале с использованием условных операторов и оператора выбора Case.
Написание программы на Паскале с использованием операторов повтора (For, Repeat).
Написание программы на Паскале для решения задач на ввод-вывод линейных и двумерных массивов.
Создание однотабличной базы данных.
Заполнение базы данных.
Создание новых таблиц.
Ввод и просмотр данных посредством формы.
Создание схем данных.
Создание многотабличной формы.
Формирование запросов на выборку.
Создание сводных таблиц и диаграмм.
Создание отчетов.
Разработка мультимедийного приложения с использованием Web-технологий в среде MS PowerPoint.
Интернет и мультимедиа технологии.
Критерии оценки одной лабораторной работы
Критерий
Баллы
Работа выполнена в полном объеме, оформлен отчет согласно всем требованиям, студент может ответить на все дополнительные вопросы.
2
Работа выполнена в полном объеме, отчет оформлен с недочетами, и негрубыми ошибками, студент может ответить на все или часть дополнительных вопросов.
1
Работа выполнена в полном объеме, отчет оформлен с недочетами, грубыми ошибками, студент не ответил на дополнительные вопросы.
0
Максимальная оценка одной лабораторной работы – 2 балла.
Максимальное количество баллов за все лабораторные работы – 32 баллов (16 лабораторных работ).
3.3. Задания для текущего контроля
Коллоквиум
Языки программирования.
Трансляторы (компиляторы и интерпретаторы) языков программирования. Языки программирования высокого и низкого уровня.
Основы программирования языка высокого уровня. Основные операторы.
Операции с символами в языках высокого уровня.
Языки высокого уровня: массивы, условные операторы.
Языки высокого уровня: операторы цикла.
Компьютерная графика (растровая и векторная). Определение пикселя, глубина цвета.
Понятие алгоритма и программы. Виды алгоритмов. Основные элементы блок-схемы.
Свойства алгоритмов.
Определение блок-схемы. Блок-схема арифметического цикла, цикла с предусловием, цикла с постусловие.
Структурное программирование.
Критерии оценки коллоквиума
Критерий
Баллы
Содержание ответа в целом соответствует теме вопроса. В ответе отражены все дидактические единицы, предусмотренные вопросом. Продемонстрировано уверенное владение освоенным материалом, отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения.
10
Содержание ответа в целом соответствует теме вопроса. В ответе отражены все дидактические единицы, предусмотренные вопросом. Присутствуют ошибки в употреблении терминов, связей между ними, недочеты в формулировках свойств, критериев, правил и т.д.
7
Содержание ответа не в полном объеме соответствует теме вопроса. Присутствуют ошибки в употреблении терминов, связей между ними, в формулировках свойств, критериев, правил и т.д.
3
Содержание ответа не соответствует теме вопроса. Присутствуют ошибки в употреблении терминов, связей между ними, в формулировках свойств, критериев, правил и т.д.
0
Максимальная оценка – 10 баллов.
3.4.Задания для промежуточного контроля
Перечень вопросов для экзамена
№
п/п
Формулировка вопроса
Код компетенций
1.
Языки программирования.
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
2.
Трансляторы (компиляторы и интерпретаторы) языков программирования. Языки программирования высокого и низкого уровня.
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
3
Основы программирования языка высокого уровня. Основные операторы.
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
4.
Операции с символами в языках высокого уровня
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
5.
Языки высокого уровня: массивы, условные операторы
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
6.
Языки высокого уровня: операторы цикла
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
7.
Базы данных. Классификация баз данных
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
8.
Состав и функции СУБД
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
9.
Общее понятие о базах данных. Основные понятия систем управления базами данных. Модели данных
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
10.
Основные понятия реляционных баз данных
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
11.
MS Access. Объекты баз данных
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
12.
Объекты баз данных. Основные операции с данными в СУБД.
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
13.
Компьютерная графика (растровая и векторная). Определение пикселя, глубина цвета
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
14.
Компьютерные сети (общие понятия, локальные, глобальные, применение).
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
15.
Топология компьютерных сетей. Сервер
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
16.
Основы работы в Интернет: Веб-страница, сайт, веб-обозреватель (браузер). Гипертекстовая сетевая информационная система WWW
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
17.
Характеристика компьютерных вирусов. Защита от вирусов.
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
18.
Интеллектуальные системы. Определение экспертных систем. Области применения экспертных систем. Экспертные системы первого и второго поколения. Критерии использования ЭС для решения задач.
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
19.
Ограничения в применение экспертных систем. Преимущества ЭС перед человеком-экспертом
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
20.
Моделирование. Классификация моделей.
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
21.
Понятие алгоритма и программы. Виды алгоритмов. Основные элементы блок-схемы
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
22.
Свойства алгоритмов
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
23.
Определение блок-схемы. Блок-схема арифметического цикла, цикла с предусловием, цикла с постусловие.
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
24.
Структурное программирование
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
25.
Классификация программного обеспечения (системное, служебное, прикладное).
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
26.
Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях. Электронная подпись.
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
27.
Электронные презентации
ПК-2, ПК-8, ПК-15, ПК-16
Промежуточная аттестация – экзамен осуществляется в виде компьютерного тестирования.
АННОТАЦИЯ ТЕСТА
1. Продолжительность тестирования 80 мин.
2. Количество тестовых заданий для одного вариант 30.
3. Названия разделов и тем дисциплины, включенных в тестовые задания, количество заданий в одном варианте по каждой теме дисциплины:
Элементы содержания дисциплины
Количество вопросов
Алгоритмы и способы их описания
5
Основы программирования
5
ПО. Классификация программного обеспечения
4
Базы данных. Системы управления базами данных
10
Интернет и мультимедиа технологии
6
Уровень сложности каждого задания 1-2 балла.
Критерии оценки результатов теста
Количество правильных ответов
Баллы
26-30
33-40
22-26
27-34
16-21
20-28
15 и меньше
0
Максимальное количество – 40 баллов
Примерные тестовые задания 2 семестра
Задание 1. Программы для просмотра Web-страниц называют:
A) брадмауэрами; B) дигитайзерами; C) рендерингами; D) операндами; E) броузерами.
Задание 2. Протокол IMAP используется для
A) доступа к Интернет страницам; B) для картографирования Интернета; C) для поиска информации на поисковых серверах; D) доступа к почтовому серверу; E) доступа к серверу WWW.
Задание 3. Укажите три типа протоколов, которые используются в сети Интернет для передачи данных
A) ТСР/IP (Transmission Control Protocol/ Internet Protocol); B) FTP (File Transfer Protocol; C) E-mail (Electronic mail); D) DNS (Domain Name System); E) HTTP (Hipertext Transfer Protocol).
Задание 4. Для отправки электронной почты используются протоколы:
A) FTP; B) IMAP; C) POP3; D) SMTP; E) все ответы верны.
Задание 5. В блок-схеме, внутри данного символа следует напи-сать:
А) Х > Y; В) Вывести X; С) Конец программы; D) X = X + 1.
Задание 6. Реализация циклов в алгоритмах
А) увеличивает объем памяти, используемый программой, выполняющей алгоритм и сокращает количество записей одинаковых последовательностей команд;
В) уменьшает объем памяти, используемый программой, выполняющей алгоритм и сокращает количество записей одинаковых последовательностей команд;
С) не уменьшает объем памяти, используемый программой, выполняю-щей алгоритм оперативной памяти и не увеличивает количество записей одинаковых последовательностей команд;
D) уменьшает объем памяти, используемый программой, выполняющей алгоритм и увеличивает длину записей одинаковых последовательностей команд.
Задание 7. После выполнения алгоритма
b: = 11; d:= 46
нц пока d>= b
| d:= d-b
кц
значение переменной d равно
А) 2; В) 24; С) 35; D) 13.
Оценка экзамена
(стандартная)
Набранные баллы за семестр и за экзамен в сумме
(рейтинговые баллы)
«отлично»
81-100
«хорошо»
66-80
«удовлетворительно»
50-65
«неудовлетворительно»
менее 50
Лист регистрации изменений и дополнений ФОС
по дисциплине «Информатика»
№ изменения
Номера листов
Основания для внесения изменений
Дата
№ протокола заседания кафедры
Дата введения изменений
Подпись
Расшифровка подписи
Замененных
Новых
специалист
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315