Фонд оценочных средств по дисциплине Русский язык для специальностей СПО.


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Самарский техникум промышленных технологий
Фонд оценочных средств
по оценке освоения образовательных результатов
учебной дисциплины Русский язык
основной профессиональной образовательной программы
по специальности среднего профессионального образования
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Самара
2014
Фонд оценочных средств разработан:
- на основе примерной программы учебной дисциплины Русский язык для специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» «10» апреля 2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России «16» апреля 2008 г.;
- на основе рабочей программы учебной дисциплины Русский язык, разработанной преподавателем Котовой Т.А.
Разработчик
ГБОУ СПО СТПТ преподаватель Котова Т.А.
Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии преподавателей гуманитарных дисциплин
Протокол №_______ от «_____» _________ 20 г.
Председатель ПЦК _________ /_Котова Т.А./
Экспертизу выполнил(а) _______ Сомова В.Я., методист ГБОУ СПО СТПТ

Содержание
1. Пояснительная записка 4
2. Паспорт фонда оценочных средств 5
3. Содержание контрольно-оценочных средств для проведения текущего контроля 7
3.1 Тестовое задание для проведения экзамена 22
3.2 Инструкция для обучающего при выполнении тестового задания 22
3.3 Эталон ответа 37
3.4 Бланк выполнения задания 40
4. Инструкция для эксперта-экзаменатора 41
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий фонд оценочных средств предназначен для оценки образовательных результатов по дисциплине Русский язык в рамках специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий. Фонд оценочных средств разработан на основе требований:
ФГОС СПО по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «25» февраля 2010 года № 144.
Методических рекомендаций по разработке рабочей программы учебной дисциплины цикла ОБД основной профессиональной образовательной программы.
Методических рекомендаций по формированию фондов оценочных средств ОПОП для обучающихся по специальностям СПО.
Положения о промежуточной аттестации и текущем контроле знаний студентов ГБОУ СПО СТПТ.
График проведения оценочной процедуры составлен в соответствии с графиком учебного процесса.
Формой проведения оценочной процедуры для оценки образовательных результатов учебной дисциплины является экзамен.
2. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Область применения
Фонд оценочных средств предназначен для контроля образовательных результатов освоения учебной дисциплины Русский язык основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (уровень подготовки базовый).
2.2 Требования ФГОС по освоению дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины Русский язык обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (уровень подготовки базовый) следующими умениями и знаниями:
2.2.1 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Формой текущего контроля знаний по учебной дисциплине является:
- фронтальный опрос;
- контрольная работа;
- самостоятельная работа;
- лабораторная работа;
- исследовательская работа;
- практическое занятие.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен .2.3 Фонд оценочных средств для текущего контроля по дисциплине «Русский язык»
Урок 2. Контрольный диктант. Диагностика умений обучающихся.
Горит костер рябины красной.
Кружит разноцветная метелица. Обрывает осень роскошный наряд деревьев, бросает его на дороги, несет в реки и лужи, словно стараясь смыть яркую веселую краску. Холодно по утрам. Нет-нет да и покроется трава серебристой пылью. Правда, выдаются погожие и теплые дни. И тогда кажется, будто снова вернулось лето. Но ненадолго. И вот снова мелкий холодный дождь, низкое свинцовое небо, прощальные крики перелетных птиц.
С каждым днем прозрачнее становится лес. Теряет он свою таинственность, роняет на землю роскошный убор. И тогда запылают на лесных опушках рябиновые костры. Долго будут гореть они, озаряя лес своим холодным пламенем, пока не налетят на них шумные и шустрые ватаги дроздов.
Нарядна рябина с весны до осени. Весной светло-желтые, почти белые пушистые шапки цветов украшают это дерево с ажурной кроной. «Почему ажурной?» - вы спросите. Присмотритесь внимательнее. Ажурной делают ее листья. Не правда ли, кажется, что кто-то набросил на рябину сплетенное кружево? Потом на рябине начнут поспевать ягоды, делаясь с каждым днем все оранжевее и ярче. Пока наконец не вспыхнет рябиновый костер. (161 слово.) (По Т. Горовой.)
Критерии оценивания:
Обучающийся получает оценку «5», если допускает 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка).
Обучающийся получает оценку «4», если допускает 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 1/3, 0/4; 3/0.
Обучающийся получает оценку «3», если допускает 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6.
Обучающийся получает оценку «2», если допускает 5/9, 6/8, 7/7, 8/6 и более.
Урок 8. Контрольная работа по теме «Функциональные стили речи».
Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания, буквы, раскрывая скобки. Определите функциональный стиль речи, к которому относится данный текст. Прокомментируйте свой ответ письменно, используя примеры из текста.
Вариант 1.
1. Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет ум..рающего старца юноше начинающего жить; приказ, передава..мый часовым отправляющимся на отдых, часовому заступающему на его место… 2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге; племена люди государства исчезали, а книга ост..валась. 3. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения потрясавшие умы, и все страсти, потр..савшие сердца… 4. Но в книге ни одно прошлое: она сост..вляет документ, по которому мы входим во владения настоящего, во владения всей сум..ы истин и усилий, найден..ых страданиями и облитых иногда кровавым потом; она программа буду..щего. 5. Итак будем ув..жать книгу!
Вариант 2.
1. «Земля колыбель человечества» - говорил К.Э. Циолковский. 2. Земля родина человечества. 3. А что для человека может быть дороже Родины 4. Ведь Родина это не только место, где ты родился, не только точка на географической карте. 5. Холмы и овраги луга и озера реки и степи стога и скирды хлеба – все это в зрелом возр..сте складывается в совершен..о конкретное понятие – Родина, и чу..ства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и сост..вляют ту основу, которая опр..деляет человека как лич..ность.
Вариант 3.
1. Сначала все было тихо нормально, я уже соб..рался было леч.., да вдруг как св..ркнет молния, бабахнет гром! 2. И с такой силищей, что весь наш дом задр..жал. 3. А потом развер..лись хляби небес..ные. 4. Я уже подумал, не разл..малось ли небо над нами на куски которые вот(вот) обрушатся на мою несчас..ную голову.    
Вариант 4.
1. Солнце является одиночной звездой. 2. Но иногда две или (не)сколько звезд расположен..ы близко друг к другу и обр..щаются одна вокруг другой. 3. Их называют двойными или кратными звездами. 4. Их в Галактике очень много. 5. Так, у звезды Мицар в созвездии Большой Медведицы есть спутник – Алькор. 6. Некоторые двойные звезды повернуты к Земле ребром плоскости своей орбиты, тогда одна звезда регулярно затм..ает собой другую. 7. При этом общая ярк..сть звезд ослабевает. 8. Мы восприн..маем это как перемену блеска звезды.
Вариант 5.
1. Безумно насл..ждаясь вернувшейся к ней жизнью Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснут..ся руками все огл..деть. 2. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветк.. яблони, покрытой б..рхатистым налетом, хотелось перешагнуть через разрушен..ое прясло и пойти по грязи туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле.  Ответы:
Вариант 1.
1. Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающего жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место… 2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге; племена, люди государства исчезали, а книга оставалась. 3. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца… 4. Но в книге ни одно прошлое: она составляет документ, по которому мы входим во владения настоящего, во владения всей суммы истин и усилий, найденных страданиями и облитых иногда кровавым потом; она программа будущего. 5. Итак, будем уважать книгу!
Данный текст относится к публицистическому стилю речи. В тексте выражена авторская позиция и оценка автором явления, о котором он сообщает. Автор убеждает читателя, формирует у него представление о проблеме, поднятой в тексте: «будем уважать книгу!». В отрывке широко используется высокая лексика: «духовное завещание», «кровавым потом», лексические повторы (предложения 3, 4), восклицательное предложение, выражающее призыв (предложение 5).
Вариант 2.
1. «Земля – колыбель человечества», - говорил К.Э. Циолковский. 2. Земля – родина человечества. 3. А что для человека может быть дороже Родины! 4. Ведь Родина – это не только место, где ты родился, не только точка на географической карте. 5. Холмы и овраги, луга и озера, реки и степи, стога и скирды хлеба – все это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное понятие – Родина, и чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как личность.
Данный текст относится к публицистическому стилю речи. В тексте выражена авторская позиция и оценка автором явления, о котором он сообщает. Автор убеждает читателя, формирует у него представление о проблеме, поднятой в тексте: уважение Родины. В отрывке широко используется высокая лексика: «колыбель человечества, лексические повторы (предложения 4, 5), побудительные предложения, выражающее призыв.
Вариант 3.
1. Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! 2. И с такой силищей, что весь наш дом задрожал. 3. А потом разверзлись хляби небесные. 4. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову.    
Данный текст относится к разговорному стилю речи. Текст отличает непринужденная обстановка, необдуманность речи, что сказывается на использовании разговорной лексики: «бабахнет». В отрывке широко используются побудительные или  восклицательные предложения, выражающие эмоциональное состояние автора текста (предложение 5).
Вариант 4.
1. Солнце является одиночной звездой. 2. Но иногда две или несколько звезд расположены близко друг к другу и обращаются одна вокруг другой. 3. Их называют двойными или кратными звездами. 4. Их в Галактике очень много. 5. Так, у звезды Мицар в созвездии Большой Медведицы есть спутник – Алькор. 6. Некоторые двойные звезды повернуты к Земле ребром плоскости своей орбиты, тогда одна звезда регулярно затмевает собой другую. 7. При этом общая яркость звезд ослабевает. 8. Мы воспринимаем это как перемену блеска звезды.
Данный текст относится к научному стилю речи. В тексте автор объясняет, что такое двойные звезды. Для отрывка характерна логичность, точность, отсутствие эмоциональности (все предложения повествовательные). Все слова использованы в прямом значении, есть термины («двойные звезды»).
Вариант 5.
1. Безумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. 2. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле.  
Данный текст относится к художественному стилю речи. Автор воздействует на читателя, передавая эмоциональное состояние героини: «испытывала огромное желание», «ей хотелось потрогать». В тексте используются изобразительно-выразительные средства: олицетворение («зеленело поле»), эпитеты («почерневший куст»).
Критерии оценивания:
Обучающийся получает оценку «5», если допускает при списывании текста 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка).
Обучающийся получает оценку «4», если допускает при списывании текста 1/1, 1/2, 2/1.
Обучающийся получает оценку «3», если допускает при списывании текста 2/2, 1/3, 0/4; 3/0.
Обучающийся получает оценку «2», если допускает при списывании текста 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 и более.
Стиль речи определен верно; приведены не менее трех доказательств и примеров из текста; при составлении собственного письменного высказывания допущено 0/0, 0/1, 1/0.
Стиль речи определен верно; приведены два-три доказательства и примера из текста; при составлении собственного письменного высказывания допущено 1/1, 1/2, 2/1.
Стиль речи определен верно; приведено одно доказательство и пример из текста; при составлении собственного письменного высказывания допущено 2/2, 1/3, 0/4, 3/0.
Стиль речи определен неверно или задание не выполнено.
В случае правильного выполнения задания по определению функционального стиля речи и допущении при составлении собственного письменного высказывания 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 и более ошибок возможно выставление двух оценок (например, «5/3»).
Урок 12. Контрольная работа.  Лингвостилистический анализ текста.
Задание: выполнить лингвостилистический анализ текста по следующему плану:
Тема.
Идея.
Форма:
стиль текста;
тип текста;
композиция;
лексические средства выразительности;
стилистические фигуры речи;
синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений)
Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодежь и старики, рабочие и профессора.
Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те скромные духовные глубины, которые в нем подспудно содержатся.
Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причем он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.
Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. Недаром он предположил: «Зато в глазах моих прозрений дивный свет». Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.
Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание, за предельную одухотворенность чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.
Поэт – это сейсмограф, компас. Он передает колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. А Есенин был обнаженной совестью нации.
(Е. Винокуров.)    
Примерный вариант ответа:
Тема этого текста – размышление о личности Есенина и его значении в судьбе русского народа.
Идея – «чтобы стать настоящим поэтом, необходимо быть «обнаженной совестью нации», чутко воспринимающей потребности и боль своего народа».
Текст принадлежит к публицистическому стилю речи, тип текста – рассуждение, включающее тезис (1 абзац), аргументы (3-5 абзацы) и вывод (6 абзац). Предложения в тексте преимущественно сложные. Способ связи предложений – различные виды цепной связи: лексический повтор (…в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества…), цепная синонимическая (Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт…), цепная местоименная (Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит…). Связь между абзацами параллельная.
В тексте использованы различные тропы и стилистические фигуры: сравнение (…в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации…), цитирование (Недаром он предположил: «Зато в глазах моих прозрений дивный свет».), риторический вопрос (Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина?), лексические повторы (Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды…), антитеза (Есенина любят разные слои общества: молодежь и старики, рабочие и профессора.), синонимы (Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит…), метафоры (взрыв эмоций, обнаженная совесть), эпитеты (безграничная любовь, великая интуиция).
Критерии оценивания:
Обучающийся получает оценку «5», если выполняет анализ текста (исходя из примерного варианта ответа) на 90-100 %; при составлении собственного письменного высказывания допущено 0/0, 0/1, 1/0.
Обучающийся получает оценку «4», если выполняет анализ текста (исходя из примерного варианта ответа) на 70-89 %; при составлении собственного письменного высказывания допущено 1/1, 1/2, 2/1.
Обучающийся получает оценку «3», если выполняет анализ текста (исходя из примерного варианта ответа) на 50-69 %; при составлении собственного письменного высказывания допущено 2/2, 1/3, 0/4, 3/0.
Обучающийся получает оценку «2», если выполняет анализ текста (исходя из примерного варианта ответа) менее 50 %.
В случае правильного выполнения задания по определению функционального стиля речи и допущении при составлении собственного письменного высказывания 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 и более ошибок возможно выставление двух оценок (например, «5/3»).
Урок 20. Контрольная работа « Лексика и фразеология»
Продолжите определение, выбрав правильный ответ.
Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий …
А) строение слов и способы их образования.
Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.
В) слово как часть речи.
Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.
Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв.
1. прямое значение слова А) весёлый ребёнок
2. переносное значение слова Б) ветер воет
В) быстрый олень
Г) горит костёр
Д) горит закат
Е) золотые руки
Ж) высокие горы
Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный…
А) безжизненный, мёртвый
Б) безалаберный, безответственный
В) бесцеремонный, прямолинейный
Г) беспощадный, жестокий
В каком ряду слова являются диалектизмами?
А) глагол, грядущее, десница, зеница, изречь, лик, око, отрок, перст
Б) перестройщики, силовики, планетолог, космохимик, ракетодром, микропроцессор
В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хатаГ) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин
Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)
А) сбросить концы в воду
Б) обвести вокруг носа
В) хоть глаз вырви
Г) не в своей кастрюле
Продолжите определение, выбрав правильный ответ.
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий …
А) строение слов и способы их образования.
Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.
В) слово как часть речи.
Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.
Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки антонимы из правой колонки. Каждой цифре может соответствовать только одна буква.
1) аккуратный А) безобразный
2) трудиться Б) неволя
3) жизнерадостный В) ослабить
4) говорун Г) небрежный
5) свобода Д) молчун
6) усилить Е) бездельничать
7) красивый Ж) угрюмый
В каком ряду слова являются профессионализмами?
А) скальпель, мольберт, аккорд, гамма, зубило, акварель, шприц, наждак, стамеска
Б) клёвый, крутой, наехать, телек, слинять, беспредел, балдеть, водила, колбаситьсяВ) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хатаГ) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин
9. Укажите слова с отрицательной эмоциональной окраской.
А) старичок
Б) сыночек
В) пустомеля
Д) обожать
Е) физиономия
10. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой. 1. Я понимаю, кого вы имеете в виду (1), когда говорите, что эта книга плохая.
2. Станция железной дороги находится совсем близко (2) отсюда.
3. У каждого человека есть слабое место (3).
4. Он тяжело дышал, потому что бежал очень быстро (4), чтобы сообщить сестре новость.
5. Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить (5).
_____________________________________________________________________________
Ахиллесова пята, со всех ног, водой не разлить, бросить камешек в чей-либо огород, подать рукой.
11. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)
А) душа в ноги ушла
Б) мурашки по спине прыгают
В) вставлять спицы в колёса
Г) опустить нос
12. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.1. Встали очень рано (1) и отправились в путь.
2. Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2).
3. «Запомни крепко-накрепко (3): каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
4. Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания (4)
5. Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было (5).
_____________________________________________________________________________
От корки до корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то.
Критерии оценки:
оценка «отлично» - выполнено не менее 90 % предложенных заданий;
оценка «хорошо» - выполнено не менее 80 % предложенных заданий
оценка «удовлетворительно» -выполнено не менее 70 % предложенных заданий;
оценка «неудовлетворительно» - выполнено не менее 60 % предложенных заданий
Урок 22. Тест по разделу «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография».
Вариант 1.
1. Спишите слова, поставьте в них ударения:
Досуг, афера, сироты, ходатайство, обеспечение, искра, кухонный.
2. Запишите слова в фонетической транскрипции.
Якорь, черный, домов.
3. Запишите слова в 3 столбика:
1) одинаковое количество букв и звуков;
2) звуков больше, чем букв;
3) букв больше, чем звуков.
Вскользь, юбиляр, просьба, местность, тапки, всё, маячить.
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква О? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Напишите названия пропущенных орфограмм.
    1) прик..сновение, отл..жить, г..реть                
    2) возг..рание, прил..житься, р..сти         
    3) неук..снительный, р..сток, прик..саться    4) прил..гательное, предпол..жение, оз..ренный5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. В какой части слова пропущена данная орфограмма? При каком условии на месте пропуска пишется буква Ё?
    1) ш..кировать, ч..порный, ш..пот                        3) изж..га, ш..лковый, ч..рный    2) ж..кей, маж..рный, ш..ссе                                4) ш..в, ш..фер, ж..лтый
6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска нужно вставлять букву? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Каким образом проверяется данная орфограмма?
    1) сума..шедший, искусс..ный, уча..ствовать                
    2) окрес..ный, захолус..ный, я..ства        
    3) аген..ство, гиган..ский, здра..ствовать    4) комендан..ский, чудес..ный, опас..ность7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Перечислите пропущенные орфограммы этого ряда.
    1)  пос..деть (на крыльце), опт..мизм, взб..раться    2)  разр..дить (ружьё), эксп..риментировать, выт..реть    3)  уд..сятерить (силы), ап..лляция, прид..раться    4)  ум..лять, пар..докс, перег..реть8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Напишите 3 причины, по которым Ь не ставится.
    1) доч.. рыбака, пожилой врач.., чай горяч.., питаеш..ся плохо
    2) мяч.. для волейбола, спряч..ся в траве, надееш..ся на успех, выйти замуж..
    3) идти проч.., пробежиш..ся по стадиону, полевая мыш.., жеч.. костер
    4)  сжеч.. мусор, чертеж.. студента, открывать двери настеж.., громкий плач..
Вариант 2.
1. Спишите слова, поставьте в них ударения:
Форзац, щавель, туфля, свекла, эксперт, оптовый, жалюзи.
2. Запишите слова в фонетической транскрипции.
Ёрш, синева, мороз.
3. Запишите слова в 3 столбика:
1) одинаковое количество букв и звуков;
2) звуков больше, чем букв;
3) букв больше, чем звуков.
Картина, пыль, чудная, стать, воет, вьюга, родня.
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква А? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Напишите названия пропущенных орфограмм.
    1) выр..щенный, к..сательная, к..снуться                
    2) р..стительность, изл..жение, г..рючий                 
    3) неприк..саемые, з..ря, предпол..гать
    4) отр..стить, прир..щение, отл..жить
5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. В какой части слова пропущена данная орфограмма? При каком условии на месте пропуска пишется буква О?
    1) деш..вый, крыж..вник, пощ..чина                         3) неч..тный, тяж..лый, обж..ра    2) щ..лочь, печ..нка, ш..лковый                                 4) ш..у, ш..кировать, пощ..лкивать6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска нужно вставлять букву? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Каким образом проверяется данная орфограмма?
    1) завис..ник, захолус.ный, бессловес..ный    2) злос..ный, лаборан..ский, блес..нуть    3) извес..няк, ненавис..ник, безжалос..ный    4) опас..ливый, безвкус..ный, горес..ный
7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Перечислите пропущенные орфограммы этого ряда.
   1)  разв..вать (ум), р..цензия, зап..реться   2)  доб..ваться (успехов), д..кларация, перест..лать   3)  выч..слить, д..апазон, изб..рательный   4)  ст..рожить, ан..логия, соприк..саться8.  В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Напишите 3 причины, по которым Ь ставится.
   1)  запреш..ся в комнате, промокшая вещ.., спелая рож.., береч..ся от огня
   2) отреж.. пирога, нет телепередач.., черная туш.., ветер свеж..
   3) очень тощ.., брееш..ся плохо, отвлеч..ся отдела, пять дач..
   4) несеш..ся с горы, разреж..те на две части, упасть навзнич.., компот из груш..
Вариант 3.
1. Спишите слова, поставьте в них ударения:
Каталог, красивее, черпать, торты, задолго, звонит, бармен.
2. Запишите слова в фонетической транскрипции.
Ёжик, пошёл, дуб.
3. Запишите слова в 3 столбика:
1) одинаковое количество букв и звуков;
2) звуков больше, чем букв;
3) букв больше, чем звуков.
Лесник, грязь, подъезд, мальчик, наездник, жёлтая, яблоко.
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква А? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Напишите названия пропущенных орфограмм.
   1) предл..жение, прор..сли, выр..щенный                 3) выр..сти, оз..рить, прик..саться   2) прик..сновение, заг..рать, пол..гаться                         4) заг..реть, з..ря, отл..жить
5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. В какой части слова пропущена данная орфограмма? При каком условии на месте пропуска пишется буква Ё?
   1) ч..лка, ж..сткий, реш..тка                                3) ш..колад, щ..чка, ж..нглер   2) беч..вка, ноч..вка, ч..каться                                    4) щ..тка, ш..рох, печ..нка6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска нужно вставлять букву? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Каким образом проверяется данная орфограмма?
   1) облас..ной, взгрус..нулось, безвкус..ный   2) бескорыс..ный, жизнерадос..ный, доблес..ный   3) парламен..ский, рес..ницы, великовозрас..ный   4) деепричас..ный, беспристрас..ный, опас..ный7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Перечислите пропущенные орфограммы этого ряда.
   1)  аб..туриент, герм..тичный, подст..лать   2)  обв..вать (ветром), ген..альный, сж..мание
   3)  сп..шить (к поезду), д..ликатесный, обм..реть   4)  оп..здание, асс..циация, р..сти8.  В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Напишите 3 причины, по которым Ь не ставится.
   1)  растечеш..ся во все стороны, с узких плеч.., душистый ландыш.., чувствовать фальш..
   2)  атлет могуч.., увлеч..ся всерьез, боевой клич.., красивая брош..
   3)  надееш..ся на лучшее, ждать невтерпеж.., суп горяч.., покориш..ся приказу
   4)  просыпаеш..ся ночью, увлеч..ся спортом, разреж..те полностью, купить щелоч..
        Ответы:
Вариант 1.
1. Досуг, афера, сироты, ходатайство, обеспечение, искра, кухонный.
2. [й’акар’], [ч’орный’], [дамоф]
3.
1) одинаковое количество букв и звуков: тапки, всё, маячить,
2) звуков больше, чем букв: юбиляр
3) букв больше, чем звуков: вскользь, просьба, местность.
4. 1) прикОсновение, отлОжить, гОреть.
Чередование гласных в корнях слов.                            
5. 2) жОкей, мажОрный, шОссе.
Орфограмма пропущена в корне слова. Буква «Ё» пишется в корне слова после шипящих, если можно подобрать однокоренное слова с буквой «Е» на этом месте.                         
6. 3) агенТство, гиганТский, здраВствовать.
Орфограмма проверяется однокоренным словом, в котором данная согласная будет четко произноситься: агентство – агент.
7. 1)  посИдеть (на крыльце), оптИмизм, взбИраться.
Проверяемая безударная гласная в корне, непроверяемая безударная гласная в корне, чередование гласной в корне слова.
8. 3) идти прочЬ, пробежишЬся по стадиону, полевая мышЬ, жечЬ костер.
«Ь» не ставится в существительных мужского рода, в кратких прилагательных, в наречиях-исключениях.
Вариант 2.
1. Форзац, щавель, туфля, свекла, эксперт, оптовый, жалюзи.
2. [й’орш], [с’ин’ива] [марос]
3.
1) одинаковое количество букв и звуков: картина, воет, вьюга, родня
2) звуков больше, чем букв: чудная3) букв больше, чем звуков: пыль, стать.
4. 3) неприкАсаемые, зАря, предполАгать.
Чередование гласных в корнях слов.                
5. 2) щЁлочь, печЁнка, шЁлковый.
Орфограмма пропущена в корне слова. Буква «О» пишется в корне слова после шипящих, если нет проверочного слова (однокоренное слово с буквой «Е» на этом месте.)                                 
6. 3) извесТняк, ненависТник, безжалосТныйОрфограмма проверяется однокоренным словом, в котором данная согласная будет четко произноситься: известняк – известь.
7. 3)  вычИслить, дИапазон, избИрательный.
Проверяемая безударная гласная в корне, непроверяемая безударная гласная в корне, чередование гласной в корне слова.
8. 1)  запрешЬся в комнате, промокшая вещЬ, спелая рожЬ, беречЬся от огня
«Ь» ставится в существительных женского рода, в инфинитивах, глаголах повелительного наклонения.
Вариант 3.
1. Каталог, красивее, черпать, торты, задолго, звонит, бармен.
2. [й’ожык], [пашол] [дуп]
3.
1) одинаковое количество букв и звуков: лесник, подъезд, наездник
2) звуков больше, чем букв: жёлтая, яблоко
3) букв больше, чем звуков: грязь, мальчик
4. 3) вырАсти, озАрить, прикАсаться.
Чередование гласных в корнях слов.        
5. 1) чЁлка, жЁсткий, решЁтка        
Орфограмма пропущена в корне слова. Буква «Ё» пишется в корне слова после шипящих, если можно подобрать однокоренное слова с буквой «Е» на этом месте.                         
6. 2) бескорысТный, жизнерадосТный, доблесТныйОрфограмма проверяется однокоренным словом, в котором данная согласная будет четко произноситься: доблестный – доблесть.
7. 3)  спЕшить (к поезду), дЕликатесный, обмЕретьПроверяемая безударная гласная в корне, непроверяемая безударная гласная в корне, чередование гласной в корне слова.
8. 4)  просыпаешЬся ночью, увлечЬся спортом, разрежЬте полностью, купить щелочЬ.
«Ь» не ставится в существительных мужского рода, в кратких прилагательных, в наречиях-исключениях.
Критерии оценивания:
Обучающийся получает оценку «5» при выполнении 95-100 % заданий правильно.
Обучающийся получает оценку «4»  при выполнении 75-94 % заданий правильно.
Обучающийся получает оценку «3» при выполнении 60-74 % заданий правильно.
Обучающийся получает оценку «2» при выполнении менее 60 % заданий правильно.
Урок 34. Контрольная работа по теме « Морфемика. Словообразование».
Вариант 1.
Выпишите слова, которые состоят из приставки, корня, одного суффикса и окончания.  Разберите слова по составу.
                Выглядывая, раскачка, прослушавший, подробность, выворачивая, разрушение, прослушавший, подробности.
Спишите пары слов. Определите, где формы одного и того же слова, а где однокоренные слова.
                Шагать – шагнуть, мандарин – мандариновый, охота – охотник.
Разберите слова по составу. Определите, каким способом образованы данные слова.
                Бесприданница, лесопарк, героизм.
Определите, какие слова являются родственными. Выпишите эту группу слов.
Упрямство, упрямый, упрямиться; водолаз, земноводный, водить; дар, дарить, подарок.
Образуйте от слова «море» новые разными способами. Укажите эти способы. Составьте из этих слов текст, состоящий из 5-7 предложений.
Вариант 2.
Выпишите слова, которые состоят из приставки, корня, одного суффикса и окончания. Разберите слова по составу.
                Посадка, заморгавший, соловушка, складывая, заботливый, разобщение, вычеркнутый, прилепляя.
Спишите пары слов. Определите, где формы одного и того же слова, а где однокоренные слова.
Брат – братья, думать – думал, зависть – завистливый.
Разберите слова по составу. Определите, каким способом образованы данные слова.
Отголосок, соавтор, взрывоопасный.
Определите, какие слова являются родственными. Выпишите эту группу слов.
Славить, слава, прославлять; носить, переносица, носатый; игра, переигрывание, выиграть.
Образуйте от слова «земля» новые разными способами. Укажите эти способы. Составьте из этих слов текст, состоящий из 5-7 предложений.
Вариант 3.
Выпишите слова, которые состоят из приставки, корня, одного суффикса и окончания. Разберите слова по составу.
                Разрезая, рассекреченный, вычеркнутый, заботливый, раздумья, замерзнув, обладаешь, подсыпающий.
Спишите пары слов. Определите, где формы одного и того же слова, а где однокоренные слова.
Принц – принцесса, решать – решил, степь – степной.
Разберите слова по составу. Определите, каким способом образованы данные слова.
Каменный, созвездие, хит-парад.
Определите, какие слова являются родственными. Выпишите эту группу слов.
Заречье, наречие, междуречье; словарь, острословить, слово; обсудить, суд, судоходство.
Образуйте от слова «небо» новые разными способами. Укажите эти способы. Составьте из этих слов текст, состоящий из 5-7 предложений.
Критерии оценивания:
Обучающийся получает оценку «5» при выполнении 95-100 % заданий правильно.
Обучающийся получает оценку «4»  при выполнении 75-94 % заданий правильно.
Обучающийся получает оценку «3» при выполнении 60-74 % заданий правильно.
Обучающийся получает оценку «2» при выполнении менее 60 % заданий правильно.
Урок 58. Контрольная работа «Служебные части речи»
1. В каком предложении не является частицей?
А. Он (не)отступно шел за ними.Б. Ты явился (не)вовремя.В. Далеко (не)спокойно было в доме.
2. Укажите словосочетания, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных:
а) обсудил о работе;б) уйти из завода;в) платить за проезд;г) отзыв на рассказ;д) вернуться из Москвы.
3. В каких предложениях выделенные слова – предлоги?
А. Все ушли, благодаря хозяйку за праздник.Б. Ребята не пошли в лес ввиду ненастья.В. Земля вращается вокруг солнца.Г. Несмотря на дождь, мы пошли в поход.Д. Впереди шел командир отряда.
4. Какую букву нужно вставить? Е или И?
А )в течени.. каникул
Б)в продолжени.. суток
В)в продолжени.. романа
Г)в продолжени.. часа
5. Какую букву нужно вставить?
А)вопреки ожидани..
Б)согласно решени..
В)говорить по прибыти..
Г)отдыхать по окончани..
6. Назови предложение, в котором бы пишется раздельно:
А. Он думал о том, что(бы) ему нарисовать.Б. Мы делали все, что(бы) праздник запомнился.В. Что(бы) ребенок не плакал, ему дали игрушку.
7. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы и пишутся слитно.
А. Молодые сыны его то(же) оглядывали себя.Б. Я благодарил друга за(то), что он мне помог.В. Было холодно, при(том) и тучи появились.Г. Он узнавал время по(тому), как двигалось солнце.
8. Укажите, в каких предложениях бы – частица.
А. Что(бы) вы ни делали, вы вспомните обо мне.Б. Что(бы) это могло быть?В. Что(бы) хорошо исполнить танец, ребята много репетировали.Г. Что(бы) их примирить, понадобились усилия.
9. Где не, где ни?
Что н..(1) говори, а от н..(2)го н..(3) было н..(4) слуху н..(5) духу.
Выберите правильный ответ:
а) не – 1, 2, 3; ни – 4, 5;б) не – 2, 3; ни – 1, 4, 5;в) не – 2, 3, 4, 5; ни – 1;г) не – 1, 2, 3, 4, 5.
10. В каких предложениях не – частица?
А. В (не)раскрытые окна заглядывала (не)большая птичка.Б. Ему (не)(за)чем было приезжать.В. Собака завыла и, (не)помня себя, бросилась через дорогу.Г. На экзамене нужно было переводить текст (не)смотря в словарь.
11. Чем является то в данных предложениях: местоимением, союзом, частицей или суффиксом?
Было (то)же кино.
Кто(то) пришел.
Было то тесно, то уютно.
Открой секрет(то).
Выберите правильный ответ:
а) 1 – мест., 2 – суф., 3 – союз, 4 – част.; б) 1, 2 – мест., 3 – союз, 4 – суф.;в) 1, 4 – част., 2, 3 – суф;г) 1, 3 – союз, 2, 4 – част.
12. В каких предложениях выделенные слова – предлоги?
А. Вокруг было тихо.Б. Я проходил мимо школы.В. Они вышли навстречу друзьям.Г. Шел, (не)смотря под ноги.Д. Впоследствии он прочитал роман.
13. Назови предложение, в котором же – частица.
А. Я то(же) писал сочинение.Б. Я писал то(же) сочинение, что и ты.
14. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы.
А. И так(же) неподвижно светил месяц.Б. Что(бы) мне сделать?В. Мы опоздали, за(то) посмотрели новый фильм.Г. Мы делали все, что(бы) праздник запомнился.
15. Укажите, в каких предложениях бы – частица.
А. Что(бы) сократить путь, мы пошли к реке.Б. Трудности существуют, что(бы) их преодолевать.В. Что(бы) мне сказать отцу?Г. Выполни во что(бы) то ни стало.
16. Где не, где ни?
Что н..(1) говори, он н..(2) мог н..(3) знать об этом, но вел себя как н..(4) в чем н..(5) бывало. Выберите правильный ответ:
а) во всех случаях – не;б) не – 2, 3, 5; ни – 1, 4;в) во всех случаях – ни.г) не – 1, 3, 4, ни – 2, 5.
17. В каких предложениях не – частица?
А. С минуту он оставался (не)подвижен.Б. Отец (не)имел никакой должности.В. У порога стояла (не)замечаемая никем бабушка.Г. Рисунок показался мне очень (не)брежен.
18. Определите, в каком предложении то является частицей.
А. Что(то) должно произойти.Б. Лодочки в волнах (то)покажутся, (то)спрячутся.В. Спрячься за(то) дерево.Г. “А какой большой(то) вырос!” – воскликнула мама.
19. В каких предложениях не – частица?
А. В (не)раскрытые окна заглядывала (не)большая птичка.Б. Ему (не)(за)чем было приезжать.В. Собака завыла и, (не)помня себя, бросилась через дорогу.Г. На экзамене нужно было переводить текст (не)смотря в словарь.
20. Чем является то в данных предложениях: местоимением, союзом, частицей или суффиксом?
Было (то)же кино.
Кто(то) пришел.
Было то тесно, то уютно.
Открой секрет(то).
Выберите правильный ответ:
а) 1 – мест., 2 – суф., 3 – союз, 4 – част.; б) 1, 2 – мест., 3 – союз, 4 – суф.;в) 1, 4 – част., 2, 3 – суф;г) 1, 3 – союз, 2, 4 – част.
Критерии оценки:
оценка «отлично» - выполнено не менее 90 % предложенных заданий;
оценка «хорошо» - выполнено не менее 80 % предложенных заданий
оценка «удовлетворительно» -выполнено не менее 70 % предложенных заданий;
оценка «неудовлетворительно» - выполнено не менее 60 % предложенных заданий
2.4 Требования к кадровому обеспечению оценки
Кадровое обеспечение
(перечисляется кадровый состав, реализующий и обеспечивающий процедуру оценки) Характеристика
(указывается статус/должность кадров, реализующих и обеспечивающих процедуру оценки)
Промежуточная аттестация обучающихсяЭксперт-экзаменатор Представитель администрации ГБОУ СПО СТПТ
Эксперт-экзаменатор Преподаватель дисциплин общеобразовательного цикла
Ассистент Преподаватель дисциплин общеобразовательного цикла

3.ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ
СОДЕРЖАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА
3.1 Тестовое задание
Вариант №1
Блок А№ Задание (вопрос) Эталон
ответа Слож-ностьЦена
Инструкция по выполнению заданий 1-5: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например:
№ задания ответ
1. 1-А, 2- Б, 3-В.
1. Установите соответствие между словом и его значением
1) Компетентный
А. Точный до мелочей, чрезвычайно тщательный
2) Маститый
Б. Решительный, коренной
3) Скрупулезный
В. Почтенный, заслуженный,
преклонных лет
4)  Радикальный
Г. Знающий, осведомленный, авто-
ритетный в какой-нибудь области
8
1
2. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:
1) вернуться к разбитому корыту;
2) Демьянова уха;
3) рыльце в пуху;
4) человек в футляре. А. А.Пушкин;
Б. А.Чехов;
В. Н.Некрасов;
Г. И.Крылов.
8 1
3. Установите соответствие между словами и морфологическим способом их образования:
1) перегрузка
2) долгожданный
3) восхождение
4) коневодческий
А. приставочный;
Б. суффиксальный;
В. приставочно-суффиксальный;
Г. бессуффиксный;
Д. сложение.
8 1
4. Укажите, к какой части речи относится каждое изотмеченных слов. Цифра стоит после слова.
Поэтом(1) можешь (2) ты (3) не быть (4), но (5) гражданином быть обязан (6). (Некрасов)
А.Существительное Е. Наречие

Б. Прилагательное Ж. Причастие

В. Числительное З. Деепричастие
Г.Местоимение
И. Союз.
Д. Глагол 18 1
5. Определите синтаксическую характеристику предложений.
1. Ты ступай за мною в сени.
2.Как упоителен
летний день в Малороссии!
3. Да разве можно
так поступать
с честным человеком?!
4. Кто из вас предаст меня?
А. Двусоставное вопросительное невосклицательное.
Б.Двусоставное повествовательное восклицательное.
В. Односоставное вопросительное восклицательное.
Г.Двусоставное побудительное
невосклицательное.
8 1
Инструкция по выполнению заданий № 6-21: выберите букву (буквы), соответствующую (щие) правильному варианту ответа, и запишите в колонку ответов.
6. В каком слове букв больше, чем звуков?
А. дерзкий
Б. боюсь
В. зреют
Г. расчет 8 1
7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А. закупОритьБ. облегчИтьВ. щАвельГ. стОляр. 8 1
8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
А. опытные бухгалтеры
Б.более сильнееВ. обоих студентов
Г. около полутора километров. 8 1
9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Знакомясь с городом,

А. туристам понравились архитектурные памятники.
Б. мы удивлялись его архитектуре.
В. уже разрабатывался наш дальнейший маршрут.
Г. у нас возникли интересные планы пребывания в нем. 8 1
10. В каком слове есть суффикс –ЕЧК- со значением «маленький»?
А. колечко
Б. овечка
В. ситечко.
Г. свечка 8 1
11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
на месте которых пишется одна буква Н?
Об увиде(1)ом в стари(2)ом городе рассказа(3)о в недавно чита(4)ой мною книге известного путешестве(5)ика.А. 1,3
Б. 3,4
В. 2,5
Г. 3 8 1
12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
А. Вл…деть, в…пиющий, в…нтиляторБ. Недор…зумение, неув…дающий, пок…яниеВ. Тв…рение, подсл…щенный, опр…вержениеГ. Бест…лесный, л…цезреть, бл…стящий. 8 1
13. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
А. Пре…писание, о…дать, бе…пошлинныйБ. Бе…вкусный, ра. щедриться, бе…пошлинный.
В. Пре…увеличить, непр…менный, пр..рвать
Г. Дез…нфекция, супер…нтересный, без…скусный. 8 1
14. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
А. Зажига…шь, обессил…нныйБ. Выруч…шь, постел…нныйВ. Разбуд…шь, размер…нныйГ. Оформ…шь, невид..мый. 8 1
15. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
А. ЧТО(БЫ) ни говорили (ПО)ЭТОМУ поводу, я выполню всю работу.
Б. Мой друг ТО(ЖЕ) долго думал, ЧТО(БЫ) предпринять.
В. Ася отвечала ТАК(ЖЕ) тихо, (НЕ)СМОТРЯ на меня.
Г. Мои спутники ТО(ЖЕ) осматривали берег, ЧТО(БЫ)
найти удобное место для переправы. 8 1
16. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении : Лениво и бездумно стоят подоблачные дубы ( ) и ослепительные удары солнечных лучей зажигают живописные массы листьев.
А. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Б. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
В. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Г. Простое предложение с однородными членами,
перед союзом И нужна запятая. 8 1
17. Определите стиль речи данного текста:
Этот стиль считается вершиной литературного языка. Важной чертой этого стиля является индивидуальность слога. Точность, ясность, выразительность, обилие художественно-изобразительных средств языка- все это присуще стилю.
А. Научный
Б. Публицистический
В. Художественный
Г. Официально-деловой. 8 1
18. Определите, какой жанр не относится к художественному стилю:
А. Ода;
Б. роман;
В. репортаж;
Г. рассказ;
Д.элегия. 10 1
19. Назовите стиль по его особенностям.
Наиболее общими особенностями лексики этого стиля
Является употребление слов в их прямом значении, отсутствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики и терминологии.
А. Научный;
Б. художественный;
В. публицистический;
Г. официально-деловой. 8 1
20. В каких предложениях нарушены речевые нормы?
А. Ты позвонишь мне завтра?
Б. Кто из учеников читали эту книгу?
В. В стихах Есенина особую роль имеют сравнения.
Г.Самолет с восьмидесятью пассажирами на борту совершил посадку. 8 1
21. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну
запятую.(Знаки препинания не расставлены.)
А. Сердце застыло и плачет и плачет невольно.
Б. Хочу видеть горы и леса или реки и моря.
В. Хочу лететь и видеть горы и леса.
Г. Скрывайся и таи и чувства и мечты свои. 8 1
Блок БИнструкция по выполнению заданий № 22-30: впишите в колонку ответов окончание предложения или пропущенное слово (слова)
22. В представленном ниже предложении допущена орфографическая ошибка в слове ………………..
Роман «Герой нашего времени» является горьким раздумьем над историей души человеческой, погубленной блеском обманчевой столицы, ищущей и не находящей ни дружбы, ни любви, ни счастья. 10 1
23. Глаголы в настоящем времени изменяются по числам и ………………….. 2 1
24. Звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды, называются …………………… 2 1
25. Количество букв и количество звуков совпадает в слове (укажите на одно из трех слов):
ЮРКИЙ, ТЯНУТЬ, ЗАСТОЛЬЕ.
……………………………………….. 6 1
26. Слова ЛАНИТЫ, УЗРЕТЬ, ОТРОК относятся к типу лексических единиц (по времени употребления) ………………………… 4 1
27. Слова УДОБЕН, СОГЛАСНА, УМНЕЕ относятся к …………. (укажите часть речи). 6 1
28. Подчеркнутые слова в предложении являются ………………. (указать каким членом предложения).
Быть человеком – значит бороться, искать, найти и не сдаваться. 4 1
29. В представленном ниже предложении ……. (укажите цифрой количество) грамматических основ.
Если бы те, кто порою за стаканом вина вспоминал забавные истории о сумасбродной карьере Изабеллы, видели бы ее сегодня вечером в мирном ореоле счастливой семейной жизни, они либо стали бы отрицать , либо постарались бы забыть навеки эти живописные события из биографии той, ради кого еще недавно многие готовы были пожертвовать и родиной, и добрым именем. 8 1
30. Словарь, в котором описывается происхождение слов, называется.……………………………
2 1
Общая сложность теста: 224
Вариант №2
Блок А№ Задание (вопрос) Эталон
ответа Слож-ностьЦена
Инструкция по выполнению заданий 1-5: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например:
№ задания ответ
1. 1-А, 2- Б, 3-В.
1. Установите соответствие между словом и его значением.
1. Напыщенный А. Завзятый, с увлечением отдающийся какому-нибудь занятию
2. Заядлый Б. Внушительный, производящий впечатление своим видом, представительный
3. Пунктуальный В. Преувеличенно важный ( о человеке)
4. Импозантный Г. Крайне точный, аккуратный в исполнении чего-либо.
8
1
2. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:
1. тришкин кафтан; А. А.Пушкин
2. подковать блоху; Б. И.Крылов


3.вертеться как белка в колесе;
4. есть еще порох в пороховницах. В. Н.Гоголь

Г. Н.Лесков.
8 1
3. Установите соответствие между словами и морфологическим способом их образования.
1. восходить;
А. приставочный;
2. подоконник;
Б. суффиксальный;
3. гниль;
4. спецкор. В. приставочно-суффиксальный;
Г. бессуффиксный;
Г. сложение.
8 1
4. Укажите, к какой части речи относится каждое из отмеченных слов.Цифра стоит после слова.
Следовать (1) за (2) мыслями (3) великого (4) человека есть (5) наука самая занимательная (6)
А - существительное Д - глагол
Б - прилагательное Е - наречие
В - числительное Ж - причастие
Г - местоимение З - деепричастие
И - предлог.
18 1
5. Определите синтаксическую характеристику предложений.
1. Тускло горят фонари.
А. Односоставное повествовательное восклицательное
2. Сегодня нам вручают дипломы лауреатов!
Б. Двусоставное повествовательное невосклицательное
3.Прочтите мне пушкинское стихотворение.
4. Вы, пожалуйста,
говорите, не стесняйтесь! В. Двусоставное побудительное восклицательное
Г. Односоставное побудительное невосклицательное
8 1
Инструкция по выполнению заданий № 6-21: выберите букву (буквы), соответствующую (щие) правильному варианту ответа, и запишите в колонку ответов.
6. В каком слове букв больше, чем звуков?
А. соловьи
Б. мечта
В. приятель
Г. взволнованный 8 1
7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А. свЕклаБ. кухОнныйВ. вклЮчитьГ. стОляр. 8 1
8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
А. рота солдат
Б. двоих дочерейВ. хорошие инженеры
Г. быстрее 8 1
9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Посещая музеи,
А. запомнятся скульптуры итальянских мастеров эпохи Возрождения.
Б. вам будет очень интересно.
В. у вас появится возможность познакомиться с искусством мастеров живописи.
Г. я поражаусь сложному искусству мастеров, влюбленных в свою профессию. 8 1
10. В каком слове есть суффикс –ЧИК- со значением «маленький»?
А. пальчик
Б. ключик
В. разносчик
Г. стульчик. 8 1
11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
на месте которых пишется буква Н ?В мали(1)ике, огороже(2)ом некраше(3)ыми досками,
Валялись броше(4)ые оцинкова(5)ые ведра.
А. 1,2
Б. 3,4
В. 2,5
Г. 3 8 1
12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
А. Т…ржество, прихв…стнуть, т…желый, м…лчание.
Б. Хар..ктеристика, огр..ничить, предст…вление, оч..рованный.
В. Насл…ждение, сл..яние, пос..тить, претв..рить.
Г. Неотд…лимый, в…дение, препод..ватель, с..лют. 8 1
13. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
А. В..помнить, чере..полосица, ..десь, ра..судить.
Б. Дез..нфекция, бе..скусный, сверх..нтересный, про..грать.
В. Пр..родина, ультр..модный, р..звалиться, …пробировать.
Г. Пр..дчувствовать, пр..оритет, пр..обрести, пр..коснуться. 8 1
14. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
А. Вид..шь, стел..шь.
Б. Добива..шься, вылеч..нный.
В. Кле..шь, держ…шь.
Г. Реша..мый, вспомн..те. 8 1
15. В каком предложении оба выделенных слова пишутсяслитно?
А. (НА)СЧЕТ предстоящей работы мы не говорим (ПО)
ПРИЧИНЕ нехватки времени.
Б. ЧТО(БЫ) ни произошло, мы пойдем (НА)ВСТРЕЧУ.
В. (В)НАЧАЛЕ осени (В)ТЕЧЕНИЕ недели мы отдыхали на море.
Г. (В)НАЧАЛЕ подумайте, (ЗА)ЧЕМ вам это нужно. 8 1
16. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Великий художник горячо любил Родину и сумел увидеть и поэтично изобразить на своих полотнах красоту
русской природы.
А. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Б.Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
В. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Г. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
8 1
17. Определите стиль данного текста:
В России он начал складываться в первые десятилетия 18 в., значительную роль в его формировании сыграли М.В.Ломоносов и его ученики. Но окончательно этот стиль сложился во 11 половине 19 века.
А. публицистический;
Б. научный;
В.официально-деловой;
Г. художественный. 8 1
18. Определите, какой жанр не относится к публицистическому стилю:
А. интервью;
Б. устные выступления;
В. юмористические рассказы;
Г. репортажи. 8 1
19. Назовите стиль по его синтаксическим особенностям:
В этом стиле часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения. Для синтаксиса этого стиля характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.
А. публицистический;
Б. научный;
В.официально-деловой;
Г. художественный. 8 1
20. В каких предложениях нарушены речевые нормы?
А. В школе объявлен конкурс о лучшем сочинении, посвященном юбилею города.
Б. Инцидент удалось предотвратить благодаря вмешательству милиции.
В. Соня жалела и переживала за Раскольникова.
Г. В своем романе Толстой не только рисует картины
великих сражений, но мирный быт семьи Ростовых. 8 1
21. Укажите предложение, в котором нужно поставить однузапятую. (Знаки препинания не расставлены).
А. У дороги растет ромашка и полынь и красная кашка.
Б. Уныло юноша глядел на опустелую равнину и грусти тайную причину истолковать себе не смел.
В. В школе мне встретился замечательный учитель и научил меня вере в победу светлого начала в жизни.
Г. Повсюду раздавался стук топоров и молотков визг пил и рубанков. 6 1
Блок БИнструкция по выполнению заданий № 22-30: впишите в колонку ответов окончание предложения или пропущенное слово (слова)
22. В представленном ниже предложении допущена орфографическая ошибка в слове ……………………....
Поравнявшись с некрашенной дощатой оградой, он повернул направо, к небольшому деревянному домику под крышей из черепицы. 10 1
23. Закончите фразу и впишите недостающее слово.
По строению и значению выделяют два типа сказуемых: простое и ………….. 2 1
24. Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка, называется
……… 2 1
25. Количество букв и количество звуков совпадает в слове ……………..
ЯГОДА, ЛЕСТНЫЙ, МАЯЧИТЬ. 6 1
26. Слова ЧЕЛНОК(космический корабль), ПРАЙС-ЛИСТ, КЕЙС по времени употребления относятся к типу лексических единиц …………………… 6 1
27. Слова ЗРЯ (сделал), ВЧЕРА, НАВЕК (расстались) относятся к части речи……………………….. 6 1
28. В представленном ниже предложении подчеркнутые слова являются ………………. (указать член предложения)
Мы стояли у края, глядя в пропасть.
2 1
29. В следующем предложении ……… (укажите цифрой количество) грамматических основ.
Тщетно я упрашивал Холмса остаться у меня ночевать: мне было ясно, что он боится навлечь неприятности на приютивший его дом и что это единственная причина, которая гонит его прочь. 10 1
30. Словарь, предназначенный для фиксации норм правильного написания слов, называется ………………………………… 2 1
Общая сложность теста: 204

Вариант бланка для студентов
Вариант № 1
Блок А№ Задание (вопрос)
Инструкция по выполнению заданий 1-5: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например:
№ задания ответ
1. 1-А, 2- Б, 3-В.
1. 2. 3. 4. 5. Инструкция по выполнению заданий № 6-21: выберите букву (буквы), соответствующую (щие) правильному варианту ответа, и запишите в колонку ответов
6. 7. 8. 9 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20.
21. Блок БИнструкция по выполнению заданий № 22-30: запишите в колонку ответов окончание предложения или пропущенное слово (слова)
22. 23. 24. 25. 26. 27. 28.
29.
30. ГБОУ СПО САМАРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ЭТАЛОН ОТВЕТА
Вариант № ___1____

Блок А№ задания Эталон ответа № задания Эталон ответа
1. 1-Г
2-В
3-А
4-Б 13. В
2. 1-А
2-Г
3-В
4-Б 14. Г
3. 1-Б
2-Д
3-Б
4-Б 15. Г
4. 1-А
2-Д
3-Г
4-Д
5-И
6-Б 16. Б
5. 1-Г
2-Б
3-В
4-А 17. В
6. Г 18. В
7. Б 19. А
8. Б
20. Б,В,Г
9. Б 21. Г
10. В 11. Г 12. Б
Блок Б№ задания Эталон ответа
22. Обманчивый
23. лицам
24. Гласные
25. Застолье
26. Устаревшие( архаизмы)
27. прилагательные
28. Подлежащее
29. 4
30. Этимологический.
Вариант № ___2____

Блок А№ задания Эталон ответа № задания Эталон ответа
1. 1-В
2-А
3-Г
4-Б 13. В
2. 1-А
2-Г
3-Б
4-В 14. В
3. 1-А
2-В
3-Г
4-Д 15. Г
4. 1-Д
2-И
3-А
4-Б
5-Д
6-Б 16. А
5. 1-Б
2-А
3-Г
4-В 17. Б
6. Г 18. В
7. А 19. А
8. Б 20. А.В.Г
9. Г 21. Г
10. Г 11. Г 12. Б Блок Б№ задания Эталон ответа
22. некрашеной
23. Составное
24. Лексика
25. Маячить
26. Неологизмы
27. Наречия
28. обстоятельство
29. 5
30. орфографический
ГБОУ СПО САМАРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
БЛАНК ОТВЕТА
Специальность _________________________________
Группа ________________________________________
Фамилия, имя __________________________________
Дисциплина ____________________________________
Вариант № _______ Дата _______________________
Блок А№ задания Ответ № задания Ответ
1. 13. 2. 14. 3. 15. 4. 16. 5. 17. 6. 18. 7. 19. 8. 20. 9. 21. 10. 11. 12. Блок Б№ задания Ответ
22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Сумма баллов:
оценка:
Преподаватель: _________________________
Ассистент: _____________________________
4. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРТА-ЭКЗАМЕНАТОРА
Тестовое задание проводится для установления качества усвоения знаний и умений по дисциплине Русский язык в рамках требований ФГОС СПО по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (уровень подготовки базовый).
Согласно учебному плану экзамен проводится во 2 семестре. Качество выполненной работы оценивается по пятибалльной системе в зависимости от процентного соотношения выполненных заданий.
Комплект тестовых заданий включает в себя два блока.
Блок А включает задания закрытого типа ( по 21 вопросу в каждом варианте):
- 5 вопросов на соответствие;
- 16 вопросов – выбор правильного ответа.
Блок Б – задания открытого типа ( по 9 вопросов в каждом варианте).
Время выполнения тестового задания -45 минут.
При выполнении заданий № 1-5 обучающийся должен соотнесите содержание левого столбца с содержанием правого столбца и записать в соответствующие строки бланка ответов букву из правого столбца, обозначающую правильный ответ на вопросы левого столбца. В результате выполнения должна получиться последовательность из пары «цифра-буква». Например: 1-А, 2-Б, 3-В.
При выполнении заданий № 6-21 обучающийся должен выбрать букву, соответствующую правильному варианту ответа и записать ее в бланк ответов.
При выполнении задания № 22-30 обучающийся должен ставить пропущенное в скобках слово и записать ответ в соответствующей строке бланка ответов. Если требуется вставить два и более слов,обучающемуся следует соблюдать их порядок в предложении. Если отсутствует правильный ответ, обучающийся ставит прочерк на поле ответа на месте предполагаемого слова.
Проверка тестового задания проводится в соответствии с представленным эталоном ответа и критериями оценивания.
Максимальное количество баллов за правильно выполненное тестовое задание - 55.
Оценка "отлично" ставится при правильном выполнении 90-100 % задания (55 вопросов).
Оценка "хорошо" ставится при правильном выполнении 70-89 % задания (50 вопросов).
Оценка "удовлетворительно" ставится при правильном выполнении 50-69 % задания (45 вопросов).
Оценка "неудовлетворительно" ставится при правильном выполнении менее 50% задания (менее 44 вопросов).