Контрольно-оценочные средства для специальности 26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Министерство образования Нижегородской области
ГБПОУ «Борский Губернский колледж»
УтверждАЮ
Зам. Директора по СПО
_________Е.А.Лаптева
«____»__________2015 г.
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
ОДБ. 05 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
основной профессиональной образовательной программы
Для специальности СПО
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(Базовый уровень подготовки )
Городской округ город Бор
2014г.
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности СПО[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» (базовый уровень подготовки) программы учебной дисциплины ОДБ. 05 «Обществознание»
Разработчик:
Преподаватель ГБПОУ «БГК» Сорокина И.И.
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии _________________________________________________________
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель ПЦК ________________________ /______________/
СОДЕРЖАНИЕ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.3.Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины............................................................................................................ 5
1.3.1. Организация контроля освоения программы учебной дисциплины .. 5
1.3.2. Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины .5
Комплект материалов для оценки сформированности умений и знаний..........6
2.1. Пакет для экзаменующихся .. 6
2.2. Пакет для экзаменатора ..7
3. Литература ... 8
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1.1. Область применения
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины ОДБ.05 «Обществознание» основной профессиональной образовательной программы для специальности СПО [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
В результате освоения учебной дисциплины ОДБ.05 «Обществознание» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У 1: характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
У 2: анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
У 3: объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и
общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
У 4: раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
У 5: осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
У 6: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З 1: - основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
З 2: - сущность и причины локальных, региональных,
межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
З 3: - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития ведущих регионов мира;
З 4: - о роли науки, культуры и религии в сохранении и
укреплении национальных и государственных традиций;
З 5: - содержание и назначение важнейших правовых и
законодательных актов мирового и регионального значения.
1.2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
Комплекс контрольно-оценочных средств позволяет оценивать освоение умений и усвоение знаний:
Освоенные умения,
усвоенные знания
Показатели оценки результата
Форма контроля и оценивания
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
Давать характеристику основным социальным объектам, выделяя их существенные признаки, делать анализ закономерностей развития общества.
Устный опрос, тестирование
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
Делать анализ закономерностей развития общества, устанавливая соответствия между
существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
Устный опрос, тестирование, рефераты
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,
общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
Устанавливать и давать характеристику причинно-следственных и функциональных связей изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,
общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
Текущий контроль: письменный опрос методом тестирования.
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
Объяснение в письменной и устной форме изученных теоретических положений и понятий социально-экономических и гуманитарных наук с примерами из жизни общества.
Текущий контроль: письменный опрос методом тестирования,
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
Формирование и объяснение собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из полученной информации.
С помощью навыков анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации осознать, сформировать и доказать свою позицию как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Устный опрос, тестирование, рефераты
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
С помощью различных аудио-визуальных и мультимедийных технических средств путем создания компьютерных презентаций и других творческих проектов обосновать использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Знать:
- основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
Владение основными терминами, фактами, процессами и явлениями, характеризующие основные направления ключевых регионов мира.
Практические занятия, устный опрос
- сущность и причины локальных, региональных,
межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
Определение сущности и причин локальных, региональных,
межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв. Сравнивая различные межгосударственные конфликты современности, делать вывод о возможных альтернативных путях их решения.
Практические занятия, устный опрос
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития ведущих регионов мира;
Понимание основных процессов (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития ведущих регионов мира, их анализ.
- знать о роли науки, культуры и религии в сохранении и
укреплении национальных и государственных традиций;
Понимание и объяснение особенностей значения науки, культуры и религии в сохранении и
укреплении национальных и государственных традиций
Практические занятия, устный опрос
- содержание и назначение важнейших правовых и
законодательных актов мирового и регионального значения.
Знание содержания и назначения важнейших правовых и
законодательных актов мирового и регионального значения, их анализ.
Практические занятия, устный опрос. Итоговая аттестация – экзамен в форме тестирования.
1.3. Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплин
Система контроля и оценки освоения учебной дисциплины ОДБ.05 «Обществознания» соответствует «Положению об итоговой и промежуточной аттестации в ГБОУ СПО БГК и рабочим учебным планам.
1.3.1. Организация контроля освоения программы учебной дисциплины
Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация по дисциплине проводится с целью определения степени соответствия уровня освоения образовательных результатов требованием работодателей, предъявляемых к специалисту «электрик судовой».
Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка усвоения образовательных результатов, проводимая преподавателем на текущих занятиях согласно расписанию учебных занятий в соответствии с ОПОП по специальности.
Промежуточная аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части учебной дисциплины в рамках накопительной системы оценивания.
Итоговый контроль освоения дисциплины проводится форме экзамена, который преследует цель оценить освоение образовательных результатов по дисциплине. Условиями допуска к экзамену являются положительные результаты промежуточных аттестаций.
Комплект материалов для оценки сформированности умений и знаний представлен в виде экзаменационных билетов в количестве 30 штук. Каждый билет состоит из 3 вопросов: 2 теоретических вопроса и один практический. В экзаменационные задания включены все основные вопросы дисциплины «Обществознания».
1.3.2. Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины
Экзамен по всей дисциплине преследует цель оценить работу студента за курс, полученные им теоретические знания, прочность их, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач. Экзамен проводится в форме устного ответа на билеты по всему материалу учебной программы дисциплины «Обществознания» в соответствии с учебным планом.
Аттестационный комплект оценочных средств по дисциплине «Обществознание» включает 30 билетов, которые различаются по степени сложности. А именно:
1 и 2 вопросы экзаменационного билета способствуют определению базового уровня знаний учащихся, связанного с механическим запоминанием изученного материала.
Этот материал способствует выявлению уровня знаний учащихся, связанных с логическим мышлением при попытке установления причинно-следственных связей, как того требует данное задание.
3 вопрос экзаменационного билета - это материал повышенной сложности, так как здесь необходим мысленный анализ задания и на его основе формулирование конкретного ответа содержащего собственную точку зрения, ее обоснование и защита.
1 и 2 вопросы экзаменационного по билета позволяют оценить усвоенные знания -
З: 1-5.
3 вопрос экзаменационного билета позволяет оценить усвоенные умения – У: 1-5.
Оценка освоенных знаний и умений осуществляется с помощью устного ответа на задания экзаменационного билета.
Условием положительной аттестации дисциплины является положительная оценка освоения всех умений и знаний по всем контролируемым показателям.
2.1. Пакет для экзаменующихся
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 1
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК4.3,ОК3,ОК4,ОК8,ОК10
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
1.Глобальные проблемы современности и пути их решения.
2.Духовный мир личности. Мировоззрение.
3.Согласны ли вы с утверждением французского писателя Ф.Р.Шатобриана: Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположным предвидению»? Аргументируйте свой ответ. Чем объяснить, что результат не всегда совпадает намеченной целью?
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 2
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК1.3.,ПК2.1.,ОК3,ОК4,ОК8,ОК10
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
1. Правовое государство.
2. Свобода в деятельности человека.
3. Сформулируйте линии сопоставления различных экономических систем и заполните соответствующую графу таблицы.
Линии сравнения
Рыночная экономическая система
Командно-административная экономическая система
1
Частная собственность
Государственная собственность
2
Личный интерес свободных производителей
Государственный план
3
Цены устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения
Государство устанавливает цены на товары и услуги
Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных систем хозяйствования.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 3
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
1. Системное строение общества: элементы и подсистемы.
2. Религия как феномен культуры.
3. По мнению социологов, государственных и общественных деятелей, существует два пути численного увеличения населения страны: увеличение рождаемости и расширение иммиграции. Какой из этих путей вы считаете более реальным сегодня для России? Аргументируйте свою точку зрения.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 4
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
1. Социальное взаимодействие и общественные отношения.
2. Потребности и интересы.
3. Известно, что впервые в истории вопросы, каким должно быть справедливое государство, как наилучшим образом управлять им, обсуждались в Древней Греции. В ходе обсуждения было определено, что важнейшим правом и обязанностью гражданина, независимо от того, богат он или беден, знатен или незнатен, является участие в управлении государством. Какую форму правления характеризует, во-первых, сам факт широкого обсуждения этого вопроса и, во-вторых, содержание принятого решения. Приведите примеры из истории, которые бы характеризовали данную форму правления.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 5
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
1.Основные институты общества.
2.Познание мира. Виды человеческих знаний.
3.Укажите, что из предложенного ниже списка, на ваш взгляд, характеризует демократию:
- свобода высказывания мнений;
- свобода мысли и свобода выбора;
- равенство людей перед законом;
- справедливые, хорошие отношения между людьми;
- участие в управлении, в осуществлении власти всего народа;
- отсутствие бюрократизма;
- гласность.
Свой выбор обоснуйте.
Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать?
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 6
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
1.Многовариантность общественного развития.
2.Понятие истины, ее критерии.
3.У.Дуглас, член Верховного суда США, писал: «Мы много болтаем о Законе и Порядке, особенно когда говорим о мошенничестве, уличных преступлениях, грабежах и тому подобном. Но в глубине души у нас заложено презрение к закону, поскольку закон, ограничивая одних, попустительствует другим». Можно ли считать такие законы правовыми и соответственно говорить о правовом государстве? Обоснуйте свою точку зрения.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 7
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
1.Понятие общественного прогресса.
2.Политический процесс.
3.«Экономическая жизнь испытывает на себе влияние всех сторон общественной жизни и в свою очередь влияет на них». Раскройте данное утверждение с помощью конкретных примеров и социальных ситуаций.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 8
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
1.Экономика и экономическая наука.
2.Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
3.Сравните индустриальное и традиционное общество. Заполните таблицу.
Линии сравнения
Индустриальное общество
Традиционное общество
1. Определяющие сферы хозяйственной жизни
2. Основной элемент социальной структуры
3. Главные социальные институты в духовно-культурной сфере
Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику двух типов общества.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 9
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
1.Рынок труда. Безработица.
2.Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки.
3.Многие социологи считают, что семья в настоящее время переживает кризис и одним из доказательств «упадка семьи» является, на их взгляд, то, что семья утрачивает свои ведущие позиции в реализации всех функций, кроме первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации личности взрослых. Другие социологи этот же факт расценивают как доказательство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышения роли в обществе. Возможно, вам известны и другие аргументы и контраргументы по поводу «упадка семьи». Что вы сами думаете об этом? Поддерживаете вы или нет вывод об «упадке семьи»? Обоснуйте свою позицию.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 10
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
1.Спрос и предложение.
2.Мораль, ее категории.
3.Противоречат ли друг другу следующие утверждения о природе человека?
А) Аристотель, древний философ, ученый-энциклопедист писал: «Одни люди созданы природой быть свободными, другие – рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами и полезно, и справедливо».
Б) Ученый Антифонт, современник Аристотеля: «По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом – через рот и нос, и едим мы все одинаково – при помощи рук».
Подумайте: если бы Аристотель и Антифонт дожили до создания теории естественного происхождения прав человека, как бы они, на ваш взгляд, к этой теории отнеслись? Обоснуйте свое мнение.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 11
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
1.Роль государства в экономике.
2.Искусство, его формы, основные направления.
3.«Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других», - говорил К.Гельвеций. Опираясь на данное высказывание, раскройте взаимозависимость самопознания и развития личности.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 12
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
1.Государственный бюджет.
2.Избирательная кампания в Российской Федерации.
3.Перечислите любые три психологические причины вхождения индивида в малую социальную группу и каждую из них проиллюстрируйте конкретным примером.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 13
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
1.Экономический рост и развитие.
2.Социализация индивида.
3.На одной из дискотек подвыпивший 16-летний С.Ванеев приставал к девушкам, добивался, чтобы они с ним танцевали. Получая отказ, он обзывал всех нецензурной бранью. Можно ли считать, что С.Ванеев совершил правонарушение, и привлечь его к ответственности? Свой ответ обоснуйте.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 14
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Сформулируйте линии сопоставления чувственного и рационального познания и заполните соответствующую графу таблицы.
Линии
сопоставления
Чувственное познание
Рациональное познание
1.
Ощущение
Восприятие
Представление
Понятие
Суждение
Умозаключение
2.
Наглядный образ предмета
Понятие о предмете
3.
Степень обобщения невелика
Степень обобщения высокая
Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных видов познания.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 15
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
Социальные группы
Общественная значимость и личностный смысл образования.
Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 16
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
Социальная стратификация.
Отклоняющееся поведение и его типы.
У французского писателя и философа XYII в. Блеза Паскаля есть такие высказывания:
А) «Справедливо то, что установлено. Поэтому все наши законы, раз установленные, будут считаться за справедливые».
Б) «Справедливость без силы не имеет никакой власти; сила без справедливости обращается в деспотизм».
В) «Будучи не в состоянии сделать справедливое сильным, люди сделали сильное справедливым».
Оцените суждения философа с позиций демократических ценностей и принципов правового государства.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 17
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
Виды социальных норм. Социальный контроль.
Понятие власти.
Существует точка зрения: «Если органы государственной власти совершают какие-либо действия, посягающие на естественные права человека, народ в лице гражданского общества имеет право на сопротивление и низложение тех, кто это делает». Разделяете ли вы это мнение? Поясните, что имеется в виду под естественными правами человека. Приведите примеры из жизни различных народов и стран, подтверждающие неизбежность выступления гражданского общества против ущемления естественных прав граждан.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 18
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
Социальный конфликт.
Государство, его функции.
Экономисты утверждают, что отношения распределения и потребления людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Подтвердите данную связь с помощью конкретных примеров и ситуаций социальной жизни.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 19
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.
Типология политических режимов.
Из приведенных суждений выберите близкие по смыслу. В чем, по-вашему, проявляется эта близость? Чем суждения отличаются друг от друга?
А) «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины» (Протагор)
Б) «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды» (Я.А.Коменский).
В) «Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н.И.Пирогов).
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 20
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Политическая система.
О. де Бальзак писал, что воля «может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитая природная склонность, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Почему Бальзак считал волю предметом гордости? Разделяете ли вы его мнение? Аргументируйте свой ответ, опираясь на факты социальной жизни и личный опыт.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 21
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
Семья и брак.
Демократия, ее основные ценности и признаки.
Утверждают, что к концу ХХ в. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству и человеческий интеллект, его возможности превратились в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства. Разделяете ли вы данную точку зрения? Аргументируйте свою позицию.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 22
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
Право в системе социальных норм.
Гражданское общество и государство.
Изучая вопрос, почему люди объединяются в группы, а не работают каждый сам по себе, ученые отмечают, что группы помогают удовлетворению таких универсальных потребностей каждого индивида, как потребности во внимании, признании и самовыражении. Опираясь на знания курса и свой жизненный опыт, докажите, что группы действительно способны удовлетворить эти потребности.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 23
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
Система российского права.
Политические партии и движения.
В городе А. собирались разместить базу по уничтожению двигателей твердотопливных ракет стратегического назначения. Следствием этого неизбежно стало бы ухудшение экологического состояния местности. В то же время база предоставила бы несколько сотен новых рабочих мест жителям города, и это улучшило бы их материальное положение. В местной прессе началась дискуссия. Одни считали, что нельзя рисковать своей жизнью и здоровьем, другие настаивали на размещении базы при установлении контроля со стороны Комитета по экологии. Кого бы поддержали вы? Почему?
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 24
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Понятие культуры. Культура и духовная жизнь.
Французскому писателю А.Камю принадлежат слова: «Познать себя до конца – значит умереть». Данное высказывание в одном из выпускных классов стало предметом дискуссии о самопознании. Одни усматривали в высказывании идею бесперспективности самопознания, другие – мысль о необходимости самопознания на протяжении всей жизни человека. Кого бы поддержали вы? Аргументируйте свою позицию.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 25
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Научное познание. Основные особенности научного мышления.
Противоречат ли друг другу следующие утверждения?
А) «Смысл жизни заключается в наслаждении всевозможными материальными и духовными благами, создании своего личного уютного мира, обособленного от большого мира человеческих идеалов и страстей».
Б) «Человека не может радовать счастье общества, если у него нет своего личного счастья».
Аргументируйте свой ответ.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 26
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
1. Свобода в деятельности человека.
2. Право в системе социальных норм
3. Утверждают, что к концу ХХ в. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству и человеческий интеллект, его возможности превратились в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства. Разделяете ли вы данную точку зрения? Аргументируйте свою позицию.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 27
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
1. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки.
2. Религия как феномен культуры.
3. «Экономическая жизнь испытывает на себе влияние всех сторон общественной жизни и в свою очередь влияет на них». Раскройте данное утверждение с помощью конкретных примеров и социальных ситуаций.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 28
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
1. Основные институты общества
2. Познание мира. Виды человеческих знаний.
3. Экономисты утверждают, что отношения распределения и потребления людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Подтвердите данную связь с помощью конкретных примеров и ситуаций социальной жизни.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 29
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
1. Отклоняющееся поведение и его типы.
2. Многовариантность общественного развития.
3. Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 30
количество вариантов 30
Оцениваемые компетенции: ПК2,2, ОК3,ОК4,ОК8
Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - устный ответ; используемое оборудование - листок бумаги, ручка.
1. Понятие культуры. Культура и духовная жизнь
2. Научное познание. Основные особенности научного мышления.
3. У.Дуглас, член Верховного суда США, писал: «Мы много болтаем о Законе и Порядке, особенно когда говорим о мошенничестве, уличных преступлениях, грабежах и тому подобном. Но в глубине души у нас заложено презрение к закону, поскольку закон, ограничивая одних, попустительствует другим». Можно ли считать такие законы правовыми и соответственно говорить о правовом государстве? Обоснуйте свою точку зрения.
Инструкция
1.Последовательность выполнения частей задания студент определяет самостоятельно.
2. Вы можете воспользоваться схемами и таблицами, которыми оборудован кабинет.
3. Максимальное время выполнения задания 30 мин./час
2.1. Пакет для экзаменатора.
Количество вариантов (пакетов) заданий для экзаменующихся - 30
Время выполнения каждого варианта заданий - 30 мин.
Условия выполнения задания.
Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК».
Экзамен по всей дисциплине или ее части преследует цель оценить работу студента за курс полученные им теоретические знания, прочность их, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач. Экзамены проводятся по билетам в устной устанавливаемой в рабочей программе. Экзаменационные билеты содержат три теоретических вопроса либо два теоретических вопроса и одно практическое задание. По истечении 30 минут, данных для подготовки к ответу, студент отвечает на поставленные в билете вопросы.
По окончании ответа на вопросы билета студенту могут задавать дополнительные, уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен.
Оборудование: лист бумаги, шариковая ручка, схемы, таблицы, которыми оборудован кабинет.
Литература для экзаменующихся (справочная, методическая и др.)
1. Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2008.
2. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2013
3. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2013
4. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2009.
5. Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2009.
6. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2012.
7. Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2011
8. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2011.
9. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М.,2012.
10. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2011.
11. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2011.
12. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2012.
Литература для экзаменатора (учебная, нормативная и т.п.)
1. Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2011.
2. Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2013.
3. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2012.
4. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2013.
5. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2013.
6. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.
7. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
8. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2012.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
10. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
12. Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2012.
13. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2011.
14. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2009.
15. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2010.
16. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2010.
17. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2013.
Критерии оценки экзамена
Общая экзаменационная оценка ответа обучающего на экзамене складывается из трех оценок по каждому из трех вопросов билета и является их средним арифметическим.
Отметка “5” за каждый из первых двух вопросов ставится при условии, что экзаменуемый:
логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;
правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития (на профильном уровне также раскрыл их место и значение в жизни общества как целостной системы);
объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;
обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;
проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности (на профильном уровне проявил также умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук);
показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.
Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса.
Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.
Отметка «4» ставится, если экзаменуемый допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.
Отметка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или экзаменуемый не смог показать необходимые умения.
Оценка ответа на третий вопрос связана прежде всего с характером задания, требующего от экзаменуемого демонстрации определенных умений. В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы умения:
анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма и т.п.);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблема, доказывать надежность предлагаемого решения;
предвидеть последствия определенных социальных действий.
Отметка «5» по третьему вопросу ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.
Отметка «4» ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки.
Отметка «3» ставится, если экзаменуемый справляется с заданием лишь после наводящих вопросов экзаменатора.
Заголовок 1Заголовок 215