Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности


Игнатьева Наталья Николаевна
учитель физики
МОУ «Ясенковская основная общеобразовательная школа муниципального образования Арсеньевский район»
«Новые педагогические технологии:
организация и содержание проектной
деятельности учащихся»
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед образованием новые цели. В современной начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, его должны научить учиться. Для этого надо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные – универсальные способы деятельности и способы регуляции своей деятельности, и личностные – развитие мотивации и системы ценностных ориентаций школьников.
Поэтому актуальным становится внедрение проектно - исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления на всех ступенях образования.
(слайд 2) Краткая историческая справка. Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В.Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».
Основоположники метода проектов предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании для достижения именно этой цели. Очень важным, даже принципиальным, было предложить детям проблему, взятую из реальной жизни и значимую для них. Для решения такой проблемы ученику будет необходимо применить как уже имеющиеся у него знания, так и новые знания, которые ему предстоит приобрести непосредственно в ходе работы.
Роль учителя в этой ситуации меняется: он перестает быть единственным источником знаний, а лишь подсказывает детям пути поиска необходимой информации и опыта. Так, работая над исходной проблемой проекта, при чем проблемой животрепещущей, ученики совершенствуют уже имеющиеся знания и приобретают новые знания, добывают информацию из различных областей и интегрируют ее в собственный жизненный опыт. При этом мерилом успеха проектной работы становится не отметка, поставленная учителем, а реальная жизнь – отметка лишь фиксирует фактическое положение дел.
(слайд 3) В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т.Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века.
Родившись из идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования. Но суть этого метода остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.
Необходимо отметить, что уровень базовых умений, необходимых для ведения проектно – исследовательской деятельности не высок. Причины этого различны. Прежде всего, они заключаются в психологических особенностях школьника и во фрагментарности у учащихся предметных знаний, умении и навыков, направленных на познание окружающего ребёнка мира.
(слайд 4) Анализ курса начальной школы на предмет содержания в нём понятий, законов и явлений, которые находятся в основе знаний и умений, позволяющих использовать проектную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе, выбор средств, методов и форм работы с учащимися, определяет роль для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, педагогов).
Модель системы организации проектной деятельности учащихся начальной школы, которая отражена на рисунке 1. (слайд 5)
Обучение. Воспитание. Развитие
Результат: повышение мотивации учащихся к обучению, социальная адаптация, успешная организация собственной жизнедеятельности; самореализация учащихся; формирование индивидуальной образовательной траектории
Образовательный процесс
Требования ФГОС
Здоровый образ жизни
Цель: формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми ученик может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях
Проектная деятельность
Содержание: формирование ключевых компетентностей учащихся, актуализация межпредметных связей, принцип интеграции дисциплин
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формы организации деятельности
Средства обучения
Методы обучения
Социальное сотрудничество
Деятельность родителей

(слайд 6) Есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать, организуя проектную деятельность учащихся. Для работы над проектом учащийся должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и, соответственно, не дающая возможности приобрести новые знания и умения.
(слайд 7, важно) Есть и другая особенность. Чтобы проблема проекта мотивировала ученика на активную работу, его цель поначалу должна носить скрытый характер, порождать проблему. Проблематизация является первым этапом работы над проектом – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему.
(слайд 8, осущ. плана) Следующие этапы работы над проектом – это целеполагание, планирование, реализация, рефлексия.
Я не случайно подробно остановилась на теории проектной деятельности, эти азы закладываются в начальной школе.
(слайд 9) В текущем учебном году 1-6 классы нашей школы обучаются по стандартам второго поколения, и мы готовим с учащимися базу для плодотворной работы в старших классах.
При работе над проектом ребята должны будут использовать информационно-коммуникационные технологии, приобретают навыки работы с различными компьютерными программами, а также учатся работать в сети Интернет и находить необходимую информацию. С этой целью в образовательном учреждении организована внеурочная деятельность 1-6 классы, направленная на осуществление метопредметных связей, формирование практических умений и навыков использования информационно-коммуникационных технологий при ведении проектной деятельности. (слайд 11) На занятиях учащиеся учатся составлять алгоритмы простых действий, оформлять текcты в форматах Word, PowerPoint, делать презентации.
(слайд 12, дети) Для реализации данной деятельности мною разработаны программы дополнительного образования для учащихся 2,4 классов «Алгоритмик», 1,3 класса «Информатика вокруг нас», 5,6 класса «Эрудит», содержание которого способствует формированию целостного представления школьников о проектной деятельности, этапах работы над проектом, критериях оценивания.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Формы проектной деятельности обучающихся при изучении физики могут быть самыми разнообразными. Эти формы зависят от интересов и склонностей учащихся. Постановка задач, выдвижение гипотезы, решение проблемы повышает мотивацию к проектной деятельности.
Традиционный процесс обучения физике предусматривает такие виды деятельности, как наблюдение демонстрации, подготовленной учителем, решение задачи, предложенной учителем, выполнение лабораторной работы, ход которой подробно изложен в учебнике. В результате интерес к предмету заметно пропадает.
(слайд 13, портфолио) Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых, творческих методов, ориентированных на практический результат, значимый для ученика. Применение проектной методики особенно актуально при обучении школьников, так как в этом возрасте они хотят активно участвовать в организации процесса обучения, получать знания, связанные с реальностью, самостоятельно находить и решать проблемы. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, сравнения, активной деятельности.
(слайд 14) Тематика проектов чаще всего относятся к актуальной практической жизни. Проект моделирования - это внедрение во внеурочную и урочную деятельность тех элементов, которые поверхностно раскрываются на уроках физики и дают возможность учащимся углубить свои знания по предмету через практическую деятельность.
Роль учителя в работе учащихся над проектом заключается в снабжении обучающихся необходимыми материалами, обсуждении различных способов преодоления возникающих трудностей, обучении фиксированию результатов деятельности, анализе результатов выполнения проекта.
(слайд 15, пуб. защита) Основными этапами осуществления проектной деятельности являются:
Программирование замысла проектной деятельности;
Реализация проектной деятельности;
Получение результата.
Этап программирования замысла проектной деятельности.
На данном этапе ученики обозначают проблему и выдвигают гипотезу и пути ее решения, обсуждают возможные источники получения информации для проверки данной гипотезы, планируют работу.
Этап реализации проектной деятельности.
На данном этапе учащиеся участвуют в практической деятельности, собирают и обрабатывают материал, интерпретируют результаты.  
(слайд 16) Этап получения результата.
Учащиеся анализируют успехи и неудачи, занимаются поиском способов коррекции и устранения ошибок. Разрабатывают и создают собственный творческий продукт с последующей его защитой.
Проектная деятельность в МОУ «Ясенковская ООШ» стремительно набирает темп. И это понятно: для того, чтобы быть успешным в современном мире, необходимо, чтобы вся наша деятельность была проективной. То есть, начиная что-либо делать, нужно обязательно планировать свою работу, ставить определенную цель и, самое главное, нужно определить, где, когда, кому и зачем результаты этой работы могут быть полезны. Поэтому формированию у наших учеников проектного мышления в школе уделяется особое внимание.
Участие в такой форме работы способствует моему профессиональному росту, позволяет лучше узнать учеников, их творческие возможности, расширяет круг профессионального общения.Во II полугодии 2015-2016 учебного года обучающиеся 7 класс активно участвовали в интегрированной проектной деятельности по ИКТ и физике, например самостоятельно разработали анимационные презентации по истории развития вычислительной технике, автобиографии ученых-физиков. По окончании проекта обучающимися проведена защита презентаций. (слайд 17)
При выполнении проектов ученики учатся наблюдать, исследовать и описывать свойства изучаемых объектов, видеть изучаемый объект во всем многообразии исходящих от него связей с другими объектами. Итогом совместной деятельности над проектами, конечно, является готовый к использованию на уроках или во внеурочной работе готовый программный продукт. Это видимая сторона работы. Скрытые ее стороны рано или поздно проявятся - качественный рост показателей всех участников образовательного процесса, повышение мотивации к учению, возрастание эффективности урока, развитие творческих и исследовательских способностей, повышение интереса к физике и, безусловно, повышение качества знаний по предмету.
… (слайд 18)