Конспект урока Слова, обозначающие предмет
Слова, обозначающие предмет.
ЦЕЛЬ: - формировать умение выделять из речи имена существительные, отличать
одушевлённые предметы от неодушевлённыхЗАДАЧИ: - Уточнять знания детей об имени существительном.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать внимание, память, мышление. речь
ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные, предметные картинки, карточки с заданиями.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I.Орг. момент.
- Дети, вам тепло? да
- В классе светло? да
- Прозвенел уже звонок? да
- Уже закончился урок? нет
- Только начался урок? да
- Хотите учиться? да
-Хотите успеха добиться? да
- Значит можно всем садиться.
II. Повторение пройденного материала. .
- Что такое текст?
- Что такое предложение?
- Как обозначается на письме начало предложения?
- Какие знаки препинания можно поставить в конце предложения на письме?
- Из чего состоит предложение?
- Как пишутся слова в предложении?
- Что больше, предложение или слово?
Л. Логопед называет слова и соответствующие им по структуре звукосочетания, н-р., дерево, дер, банан, нат, сом, выт, солнце, цне, экскаватор, cкав., велосипед, лосипед. Ребенок поднимает соответствующую картинку и объясняет, почему услышав слово «банан» - подняли картинку, а услышав « выт» -нет. ( банан –это слово, а выт – набор звуков)
Так что такое слово?
Д. слово- ….
III .Объяснение нового материала.Л. У вас на столах карточки со словами. К своей карточке подберите слова- названия из стихотворения.
- овощи - посуда - игрушки.
- животные - одежда. - инструменты.
Поиграем в группы слов
Кто из вас играть готов?
Пёс, петух, корова, кошка,
Кукла , мячик и картошка,
Лук, редиска, огурцы,
Молоток, топор, щипцы,
Платье, юбка и рубашка,
Бак, стакан, кастрюля, чашка.
Подбери ещё названий
Овощей, одежды, тканей,
Фруктов, мебели, цветов.
Улиц, речек, городов!
Подбери еще названий
Овощей, одежды, тканей,
Фруктов, мебели, цветов.
Улиц, речек, городов!
Л. Как вы думаете, какая тема нашего урока.
Д. Слова ….
Л. Правильно. Слова, которые обозначают предмет, называются существительные.
Л. Внимательно послушайте стихотворение.
Песенка про существительное
Вещи, люди и цветы,Носороги и коты,Джинсы, майки и штиблеты –Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,Гвозди, гайки и винты,Сёла, города, планеты –Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!Ах, какие все слова восхитительные!Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Небоскрёбы и мосты,Уши, ноги и хвосты,Булки, яблоки, котлеты –Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ручки, ластики, листы,И отвёртки, и болты,Звёзды, облака, кометы –Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!Ну какие же слова поразительные!Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Зайцы, мышки и кроты,Пальмы, ёлки и кусты,Мухоморы и конфеты –Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Кубики и колобки,Куклы и снеговики,И компьютер, и дискеты –Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
До чего же все слова изумительные!Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Мухи, комары, сверчки,Мотыльки и светлячки,Книжки, письма и газеты –Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Да, давно сказать пора:Доктора и повара,Журналисты и поэты –Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Все младенцы, и банкиры,Лётчики и пассажиры,Дяди Коли, тёти Светы(И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!
(Т. Рик)
Назовите как можно больше слов, обозначающих предметы, которые прозвучали в стихотворении.
Л. На какие две группы мы можем разделить ваши картинки?.
Д. Живые и неживые.
Л. Какой вопрос мы можем задать к 1-ой группе слов?
Д. Кто?
Л. А какой вопрос зададим ко 2-ой группе слов?
Д.Что?
Л. Правильно. Слова, обозначающим людей и животных, отвечают на вопрос « кто?» и эти слова называются одушевлёнными. . А слова, обозначающим все остальные предметы, отвечают на вопрос «что?» и называются неодушевлёнными
5. Прочитай слова. Вдумайся в их значение и попытайся объяснить .
Циркач – (человек, который выступает в цирке).
Фигурист 3. Грузовик. 4. Отпуск.
5. Балерина. 6. Перемена. 5. Вратарь.
7. Театр. 8. Дрессировщик. 9. Магазин.
Запишите только те слова, которые отвечают на вопрос « кто?»
6. Физкультминутка
А теперь давайте встанем.
«Поиграем в группы слов,
Кто из вас играть готов?»
Сейчас будут звучать слова, отвечающие на вопросы кто? или что? Услышав слово, отвечающее на вопрос что? – вы приседаете, вытягивая руки перед собой. Если услышите слово, отвечающее на вопрос кто? – встаёте на носочки ног, руки над головой.
Вьюга, снегурочка, сугроб, снегирь, коньки, олень, санки, пингвин, шуба, морж.
7. «Собери слова» Слайд №11
-- Ребята, а давайте ещё дополним наш зимний лес. Слайд
-ТИККУС СИЛИЦА БЫСУГРО
- ЯЦЗА РАНО ЛОЧКАБЕ
- Найдите спрятанные словечки и отнесите их к нужной группе одушевлённых или
неодушевленных имён существительных. Запишите слова.
- Учащиеся называют слова, а учитель прикрепляет картинку на доску.
- Составьте и запишите предложение с записанными словами.
8. В левом столбике записаны слова ( имена существительные, неодушевлённые) придумайте и запишите слова так, чтобы они стали одушевлёнными
Что? Кто?
лес лесник
туризм турист
вертолёт вертолётчик
компьютер компьютерщик
хитрость хитрец
танк танкист
звонок звонарь
школа школьник
лифт лифтёр
камень каменщик
9. Итог урока
-Какая тема была на уроке?-Какое задание было самое интересное? Почему?
-Какое задание было самое легкое? Почему?
-Какое задание было трудным? Почему?
в) Оценивание работы учащихся на уроке.
10. Рефлексия. «Тепло ладоней». Логопед предлагает детям взяться за руки , осторожно пожать их и передать друг другу тепло своих рук.