Урок телепередача по литературному чтению на тему Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»у


ГБОУ ЛНР
«Ровеньковская общеобразовательная школа №9»

Из опыта педагогической деятельности
Урок телепередача
Тема: Д. Мамин-Сибиряк
«Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши,
Косые Глаза, Короткий Хвост»

Шумакова Юлия Николаевна
учитель начальных классов
II категории
Адрес учебного заведения:
Кв. Гагарина, 26.
2016
Тема: Литературная сказка. Дмитрий Наркисович Мамин–Сибиряк “Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”.
Содержание урока направлено на развитие речи и совершенствование навыка выразительного чтения, развитие чувственного восприятия окружающего мира.
Форма проведения урока (урок-телепередача) увлекает детей, заставляет думать, анализировать, сопоставлять, воспитывает любовь к чтению дополнительной литературы.
Цель: познакомить детей с творчеством Д.Н. Мамина и его сказками.Работать над выразительным чтением. Воспитывать смелость и храбрость у детей.
Задачи урока:
• активизировать вдумчивое чтение, формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;
• развивать умение анализировать текст, понимать и сравнивать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным;
• воспитывать внимательное отношение к мнению одноклассника, умение работать дружно.
Урок направлен на развитие у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):
• Личностные УУД:
учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
• Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
• Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
основам смыслового восприятия художественных текстов;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
• Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: учебник, текст народной сказки, портрет автора, выставка произведений автора, иллюстрации детей, мультимедиа-презентация к уроку, текст пословицы.
Ход урока
I. Организационный момент.Учитель:
А сейчас проверь, дружок,Ты готов начать урок?Всё на месте, всё в порядке:Книжка, ручка и тетрадка? - Садитесь.Все ли правильно сидят ?Все ль внимательно глядят?
Учитель:
- Сегодня у нас необычный урок чтения. Почему необычный, узнаете отгадав загадку:
Живет в нем вся вселенная, А вещь обыкновенная: В нем ты увидишь море и тайгу, Жирафов, близко солнце и луну. Вот Скрудж Макдаг нас всех заворожил. Рекламой Якубович рассмешил. (Телевизор.)
- Ребята, а кто из вас любит смотреть передачи по телевизору?
- Давайте сегодня попробуем провести урок “В гостях у телепередач”.
Но одно условие: зрителями будут наши гости, а мы будем режиссерами-постановщиками. Мне позвольте быть главной ведущей. Итак, начинаем.
II. Речевая разминка.
Первая телепередача которая врывается в наш эфир “Умники и умницы».
-Прочитайте, отгадайте, о ком или о чем идет речь.
Прикинулся бы он козой, да хвост не такой.
Как его ни корми, он все в лес глядит.
Его ноги кормят.( Волк.)
Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведет. (Язык.)
Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (Заяц.)
-Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем пословицы, вставив нужное слово, скороговоркой.
(Чтение учащимися скороговоркой под руководством учителя)
III. Проверка домашнего задания.
Работа над выразительным чтением.
Учитель:
- Сейчас в передаче “Голоса Ровенек” вы услышите присказку к “Аленушкиным сказкам”.
Представьте, что вы - старший брат, сестра, мама или бабушка Аленушки, и прочитайте присказку, передав интонацией голоса нежность и любовь к малютке.
Баю-баю-баю...
Один глазок у Алёнушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое - слушает.
Спи, Алёнушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух.
Спи, Алёнушка, сейчас сказка начинается. Вон уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились жёлтыми огоньками; медведь Мишка сосёт свою лапу. Подлетел к самому окну старый Воробей, стучит носом о стекло и спрашивает: скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Алёнушкиной сказки.
Один глазок у Алёнушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое - слушает.
Баю-баю-баю...
- В чем особенность присказки писателя?(Особенность ее в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам. В ней собираютя герои этих сказок.)IV. Актуализация знаний. Введение в тему.
1.Беседа. Сообщения детей.
Учитель:
- Ребята скажите, а кто автор этой присказки? (Мамин-Сибиряк.)
Знакомство с творчеством писателя телепередача “Мой серебряный шар”и помогут мне в этом ведущие________________________________.
Подготовленные ученики:
Д. Н. Мамин - Сибиряк родился в 1852 году в заводском поселке близ Нижнего Тагила. Здесь он и прожил до 14 лет. Отец у Д. Н. Был священником при заводе. По вечерам в скромном поповском домике происходили чтения вслух, - это был отдых после дневных трудов. В 14 лет Мамина отправляют учиться в духовное училище, а затем в Пермскую духовную семинарию, где он впервые начинает писать небольшие рассказы.
После окончания он едет в Петербург и поступает в Медико- хирургическую академию. Родители не могли оказать материальную помощь Мамину, он вынужден подрабатывать: он пишет в журналах и газетах. Но не хватает денег, чтобы заплатить за последний год занятий: умирает отец, и забота о семье ложится на плечи М.-С., который к тому же очень тяжело заболел. Поэтому ему так и не удалось закончить университет.
Его перу принадлежат такие произведения, как “Приваловские миллионы”, “Горное гнездо”. Мамин считал, что дети - самая строгая публика, и в последние годы жизни писал только для детей. Самую широкую известность получили “Аленушкины сказки”, переведенные на многие языки мира.
Мамин - Сибиряк признался: “Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и потому она переживет все остальное”.
Эти сказки писатель сочинял для своей любимой дочери Аленушки. Его жена умерла вскоре после рождения дочки. Мамин воспитывал и растил ее один. Аленушка часто болела. И, оберегая маленькую больную слушательницу, М.-С. исключает из описания жизни людей все, что могло бы ее огорчить и расстроить. “Аленушкины сказки” очень светлые, безоблачные, жизнерадостные.
С животными происходят необычные и удивительные истории.
Учитель:
- Одна из лучших сказок, включенных в сборник, это “Сказка про храброго Зайца-Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост”.
Эта сказка тема нашего урока.
Провести передачу “В мире животных” мне помогут ...
(мелодия из программы)
Зайцы обитают почти на всех континентах. Зайцы очень плодовиты: бывает по 3-4 выводка в год, в каждом до 8 детенышей.
На свет зайцы появляются зрячими, крупными и в шерсти.
Молоко зайчихи-матери в 6 раз жирнее, чем молоко коровы.
Пауза между кормлениями длится 3-4 дня. На это время мать зайчат оставляет.
Если чужая кормящая мать-зайчиха найдет в траве зайчонка, то обязательно его накормит, не пробежит мимо.
Через месяц зайчата уже кормятся молодой травкой. Затаивание - лучшая оборона для зайца.
Отыскать зайца нелегко: потовых желез на теле у Зайца нет, они на подошвах лап, и если затаившийся зайчонок их под себя подобрал, то враг его и не унюхает.
Зайцы живут до 8-13 лет.
Длинные задние ноги позволяют срываться зайцу с места и мчаться 3-5 метровыми прыжками.
Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью 65 км/час.
Сон зайца беспокойный: раз по 20 на день он засыпает ненадолго и столько же просыпается, оглядывается и прислушивается.
Волк - родоначальник домашних собак. Волки больше всего похожи на немецких овчарок.
Главное отличие - хвост. Волк никогда не закручивает его колечком, а держит опущенным вниз. Волки любят большие леса с открытым пространством. Не случайно говорят, что волка ноги кормят: за одну охоту зверю порой приходится пробежать 50-120 км., т. к. рядом с логовом волки не охотятся. Мясо детям приносят в желудках и, отрыгивая его, кормят малышей.) На заре устраивают хоровое пение - воют.
Браки у волков заключаются на всю жизнь. Дикой природе волки необходимы.
Главным образом волки уничтожают больных и слабых животных, выполняя роль санитаров.
2.Чтение сказки учителем.
Учитель:
Теперь вы много знаете о жизни животных, пора прочитать нам сказку.
-Дети прочитайте название следующей телепередачи «В гостях у сказки».
(дочитав до слов «Кричат зайцы про волка, а волк- тут как тут», учитель останавливается и задает вопрос.)
-Как вы думаете, что будет дальше? (Предположение детей.)
V.Физкультминутка
Учитель:
- Пора отдохнуть.
В эфире программа "Театр + ТV". Включается грамзапись:
1. Я на скрипочке играю: тили-ли - 2 раза.
Пляшут зайки на лужайке: тили-ли да тили-ли.
2. А потом на балалайке: трень-да- рень - 2 раза
Пляшут зайки на лужайке - трень.
3. Заиграл на барабане: бум-бум-бум, трам-там-там.
В страхе зайки разбежались по кустам - 2 раза) По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайке добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
VI. Продолжение работы по теме урока.
Чтение сказки до конца
- А сейчас приготовьтесь читать сказку вместе со мной.
- Начинаем читать цепочкой по абзацам ( с. 184)
- Продолжим жужжащим чтением на с. 185.
- Дочитайте сказку шепотом до слов …завалился в ямку.
- Последний абзац мы прочитаем по ролям .Учитель:
-Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше. Оправдались ли наши предположения?
2. Работа после чтенияУчитель:
- Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она веселая, интересная. В ней столько смешных моментов.) - Каким изображен заяц в начале сказки? (Родился зайчик в лесу и все боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки.)Как понимаете выражение «душа в пятки убежала»? Когда так говорят? (Это значит, он очень сильно испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит».)-Прочитайте выразительно, как хвастался заяц. (Дети читают отрывки.)
Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только хвастается.)
Прочитайте отрывок, в котором автор говорит, что «язык у хвастуна точно примерз». (Дети читают этот отрывок.)
Как вы понимаете это выражение? (Он не мог говорить, язык у него точно примерз от страха, ведь он увидел волка.)
Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели. Что же они могли подумать? (Они думали, что он продолжал сочинять, поэтому и говорит: «Я... я... я...») 3.Беседа по прочитанному; обобщение- Расскажите, что же случилось с героями сказки дальше.
Посмотрите внимательно на пословицы, записанные на доске, и подумайте, какие из них можно отнести к нашей сказке.
У страха глаза велики.
Умел ошибаться, умей и поправляться.
Не хвались языком, хвались делом.
Друзья познаются в беде.
Труднее всего быть самим собой.
Волков бояться – в лес не ходить.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
И не прав, да упрям.
- К кому из героев произведения можно отнести поговорку « У страха глаза велики».( Эту поговорку можно отнести и к зайцу, и к волку.)
- Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным и храбрым?
VII . Рефлексия
Я узнал….……………
Я запомнил ………….
Я научился……………
-  А сейчас каждый сам оценит свою работу на уроке.
Поставь треугольник на «Лесенку достижений» насколько вы довольны своей работой .
3


2


1

/У лесенки три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке ты мало потрудился, надо приложить усилия, чтобы освоить материал; вторая ступенька означает, что ты потрудился вполсилы, мог бы лучше; третья ступенька (самая высокая) обозначает, что ты потрудился на славу, занял самое высокое и почётное место, честь тебе и хвала!/
- Верьте в свой успех, больше читайте и у вас все получится.
VIII. Подведение итогов урока.
Выставление оценок «Звездный час»
- Подходит к концу наша телевизионная программа.
В память о нашем уроке все, кто принимал активное участие в постановке различных передач, получают отличные отметки и звездочку от программы “Звездный час”.
Домашнее задание
Подготовить пересказ от имени зайца, нарисовать иллюстрацию к сказке.