Классный час Если друг оказался вдруг…, представленный в рамках окружного конкурса Самый классный классный
Тема: "Если друг оказался вдруг"
Цель: Помочь учащимся разобраться в себе, сформировать твердые понятия о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями.
Задачи:
Способствовать формированию умения высказывать свое мнение и отстаивать его, прислушиваться к мнению своих одноклассников по обсуждаемой проблеме.
Совместно с учащимися обсудить нравственное понимание ими истинной и мнимой дружбы и ее значение в жизни каждого человека.
Воспитывать стремление быть настоящим другом.
Форма проведения: нравственная беседа и работа в группах.
Оформление: на доске слова из песни В.Высоцкого "Если друг оказался вдруг", пословицы о дружбе, классная газета "Невыдуманные истории о дружбе, которые нам хотелось бы рассказать", фотографии.
Оборудование: аудиоматериал с аудиозаписью песни "Настоящий друг", на столах ручки, карандаши, листочки с липким краем.
Подготовка к классному часу:
Подготовка ситуаций для анализа учащимися по теме классного часа.
Анкетирование учащихся.
Создание классной газеты "Невыдуманные истории о дружбе, которые нам хотелось бы рассказать".
Подготовка ситуаций для анализа учащимися в ходе классного часа:
Готовясь к данному классному часу, классный руководитель может предложить детям подготовить ситуации для коллективного обсуждения. Также он может предложить и свои ситуации. Но подросткам, считаю, будут интересны те, которые их наиболее волнуют и ими переживаются в данный момент времени, или те, которые уже пережиты, но не забыты.
Анкетирование учащихся может проводиться анонимно.
Вопросы анкеты:
Как ты думаешь, друзей может быть много или друг должен быть один?
Какими качествами должен обладать твой друг, чтобы ты мог сказать о нем только самые хорошие слова?
Считаешь ли ты себя хорошим другом?
Каким твоим личным качествам твои друзья могут дать высокую оценку?
Нужно ли учиться прощать в дружбе?
Как ты думаешь, настоящую дружбу можно проверить только трудностями или радостями тоже?
Нужно ли обижаться, если друг справедливо и честно оценивает тебя и твои поступки?
Может ли зависть убить дружбу?
Нужно ли другу прощать предательство?
10. Как можно вернуть дружбу, если она "расклеилась"?
План классного часа
Вступительное слово.
Интерактивная беседа "Друг и дружба" (работа в парах и группах).
Обсуждение результатов анкетирования.
Оценка проблемной ситуации. Объясни пословицу
Игра "Знаю ли я своего друга?"
Заключительное слово.
Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
Вступительное слово.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Сегодня мы начинаем классный час с такой разминки:
Возьмитесь, пожалуйста, все за руки так, чтобы образовался круг и ни один человек не остался вне круга. Причем сделать это нужно, можно, как быстрее, пока я буду хлопать три раза в ладоши.
Итак, раз, два, три.
(Дети пытаются создать круг.)
- А теперь я посмотрю, круг ли это.
(Учитель проходит в круг и проверяет, правильно ли дети справились с заданием.)
- Получилось. Мы сегодня - молодцы!
(- Не получилось на первый раз, значит - будем пробовать еще.)
- Поаплодируйте друг другу. Садитесь.
Из нашего цветика – семицветика я отрываю сегодня красный лепесток "Мы – хорошие друзья". И наш классный час называется "Если друг оказался вдруг".
Цель сегодняшнего классного часа – разобраться в самых волнующих вас типичных ситуациях и помочь друг другу найти решение проблем, связанных с такой нравственной категорией, как дружба.
- У вас на столах лежат листочки, и я прошу вас написать на них, что вы ожидаете от сегодняшнего классного часа. А теперь прикрепите их на доску
(Учащиеся подходят по одному к доске и прикрепляют на нее свои листочки.)
Для достижения нашей цели нам необходимо решить несколько задач. И обозначить эти задачи нам поможет песня. Популярная детская песенка, которую вы все знаете.
Интерактивная беседа в парах и в группах.
(Звучит первый куплет песни "Настоящий друг ".)
- Подумайте, пожалуйста, о каких проблемах говорится здесь и обсудите это в парах.
(Учащиеся обсуждают друг с другом проблемы, о которых говорится в песне.)
(Классный руководитель в это время может просмотреть листочки на доске с написанными ожиданиями от классного часа.)
А теперь парами повернитесь друг к другу и объединитесь в "четверки". Обсудите проблемы, которые вы выявили. Приведите примеры ситуаций, с так называемыми, "дождями" и "вьюгами", из-за которых может "сломаться" или "расклеиться" дружба?
(Дети обсуждают и высказывают свои мнения.)
- А теперь слушаем вас.
(Дети высказывают свои мысли.)
- Спасибо, ребята.
Как я поняла, наиболее часто прозвучали проблемы предательства, зависти (или ревности), борьбы за лидерство (угнетение в дружбе).
- Послушаем второй куплет песни.
(Звучит второй куплет песни "Настоящий друг ".)
- Какие ключевые слова вы услышали во втором куплете?
(- Поссоримся, помиримся.)
- Скажите, пожалуйста, всегда ли, даже после предательства, нужно с другом расстаться?
(- Да/нет/не знаю.)
- Скажите, пожалуйста, а можно ли простить обиду и забыть о ней?
(- Да, можно.)
(- Нет, нельзя.)
(- Но ведь в песне говорится, что "мы поссоримся и помиримся".)
- Спасибо.
- А любую ли обиду можно простить? И что для этого нужно сделать? Я предлагаю вам ответить на эти вопросы, пообщавшись в группах.
Но сначала вспомним про Гайд – парк в Англии, где люди собираются, чтобы пообщаться и обсудить или решить свои проблемы. И я хотела бы, чтобы вы представили себя сейчас в таком Гайд – парке и подумали о решении проблем определенных ситуаций.
Ребята, кто хочет подумать о решении проблемы предательства, выйдите, пожалуйста. Вы – первая группа.
Кто хочет подумать о решении проблемы зависти, выйдите, пожалуйста. Вы – вторая группа.
Те, кто хочет подумать о решении проблемы лидерства, выйдите, пожалуйста. Вы – третья группа.
Объединившись в группы, найдите для себя место, куда вы могли бы встать и пообщаться.
(Дети пробуют решать заданные проблемы, а затем один человек из группы рассказывает о найденном решении.)
- Спасибо, садитесь. А теперь мы послушаем третий куплет песни.
- Да ребята, бывают ситуации, когда вам кажется, что невозможно простить. Не может быть всегда "гладко". Но, если вы чувствуете, что только этот человек, с которым вы решили расстаться, готов помочь вам в трудную минуту, значит это настоящий друг, не теряйте его. Не ждите, кто кому первый "поклонится". И, если это настоящий друг – простите его. Или отпустите. Психологи считают, что нужно простить или отпустить в ситуации, когда выхода нет, когда невозможно смириться.
Как поется в песне В. Высоцкого"
"Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так"
И также называется наш классный час. Тема о друге или о дружбе, думаю, актуальна для всех и во все времена. В.Высоцкий не думал, что эти слова песни станут такими употребительными. Ведь когда он писал это, то применял их к определенной ситуации.
В этой песне тоже дается два пути решения проблемы настоящего друга. Или вы его прощаете, но не общаетесь, или вы как на себя самого "положитесь" на него. Примерно такие ситуации мы обсуждали с вами сегодня.
3. Обсуждение результатов анкетирования.
А теперь я хочу привести вам статистические данные по результатам вашего анкетирования.
Вопросы анкеты:
Как ты думаешь, друзей может быть много или друг должен быть один?
Много –13 ответов; один –11 ответов.
Какими качествами должен обладать твой друг, чтобы ты мог сказать о нем только самые хорошие слова?
Наиболее часто употребляемые качества в ваших ответах: преданный, верный, добрый, умный, умеющий хранить тайны.
Считаешь ли ты себя хорошим другом?
Да – 14ответов; нет -2ответ; не всегда – 8ответов.
Каким твоим личным качествам твои друзья могут дать высокую оценку?
Добрый -5ответов;
веселый - 3ответа;
отзывчивый -3 ответа;
понимающий - 4ответа;
какая разница – 3ответа;
не знаю – 6 ответов.
Нужно ли учиться прощать в дружбе?
Да – 16 ответов; нет – 8ответов.
Как ты думаешь, настоящую дружбу можно проверить только трудностями или радостями тоже?
Дружба проверяется в трудностях – 2ответов;
дружба проверяется в радости – 3ответов;
тем и другим – 19ответов.
Нужно ли обижаться, если друг справедливо и честно оценивает тебя и твои поступки?
Не нужно –22 ответов;
нужно –2 ответа;
Может ли зависть убить дружбу?
Не знаю –1 ответов;
может –21 ответов;
не может – 2ответов;
Нужно ли другу прощать предательство?
Нет – 19ответов; да - 2ответов; по ситуации –3 ответов.
Как можно вернуть дружбу, если ты незаслуженно обидел друга?
Признать свои ошибки – 1ответ;
извиниться –16 ответов;
обсудить с другом – 5ответов;
никак – 1ответ;
не знаю – 1ответ.
Ответы учащихся нашего класса разнообразны и очень убедительны. Многие подтвердили мысль о том, что дружба – это очень важное состояние, в котором им хотелось бы пребывать и дальше. Многие ребята нашего класса – хорошие друзья, но кто-то, может быть, разочаровался в дружбе, ожидая от нее чего-то большего.
И самые главные проблемы, которые встали перед нами в результате анкетирования, предательство в дружбе, зависть и унижение, лидерство и угнетение в дружбе, мы также выявили в результате прослушивания песни и постарались сегодня обсудить и найти пути решения из этих проблем.
(Если позволяет время, то можно продолжить классный час, используя пословицы о дружбе и друзьях, а также игру "Знаю ли я своего друга?")
Оценка проблемной ситуации. Объясни пословицу.
- Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно найти друга, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске написаны четыре пословицы (читаю). Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация № 1.
Ты пришел с тренировки и буквально валишься с ног от усталости. Но тут звонит твой друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор.
(Помогу и скажу: "Друга иметь – себя не жалеть".)
Ситуация № 2.
Ты с ребятами бегал во дворе и ваш друг сломал ногу.
(Доведу его до дома, вызову "скорую помощь", позвоню родителям и скажу "Друг познается в беде".)
Ситуация № 3.
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив вам дорогой подарок.
(Не приму подарок и скажу: "Друга на деньги не купишь".)
- А теперь я предлагаю вам самим к оставшейся пословице "Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает" придумать ситуацию. В каких случаях можно вспомнить эту пословицу?
(Дети придумывают свою ситуацию и озвучивают ее.)
Игра "Знаю ли я своего друга?"
- Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями?
(Две – три пары поднимают руки.)
- Сейчас мы поиграем в игру "Знаю ли я своего друга?". В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы, один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод.
(Одному из участников игры завязывают глаза, другой под
·ходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.)
- Участники готовы, начинаем игру.
(Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.)
Какой урок у него любимый?
На чем он любит кататься?
Какое время года у него любимое?
Какой вид спорта любит?
Кем хочет стать, когда вырастет?
Какое животное он хотел бы иметь дома?
Какие книги любит читать?
- Ну что же, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).
(Игра повторяется.)
Как и следовало ожидать, (имя) тоже в курсе дел своего друга.
А это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.
(Вариант: "К сожаленью, (имя) не совсем знает, какими интересами живет (имя друга). Мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга ".)
(Участники садятся на свои места, если время позволяет, можно продолжить игру с другими парами участников.)
- Ребята, как вы думаете, для чего мы провели эту игру? Что показала нам эта игра?
(Дети высказывают свои мнения.)
Заключительное слово.
- "Дружба – это бескорыстная стойкая приязнь" – так определяет дружбу В.Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу надо заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за "слабого", помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
Анализируя ваши рассуждения, мы все еще раз убедились в том, что без дружбы планета Земля перестала бы существовать, а люди перестали бы быть людьми. Из нашего обихода исчезли бы дружественные пожатия и теплые взгляды, идущие от сердца слова и радость встречи, участие и сочувствие, доброта и понимание.
Очень хочется, чтобы дружба никогда не покидала нашу землю, а слово "друг" было самым главным и важным словом после слова "семья".
Для того чтобы ваша дружба сохранялась, ее необходимо оберегать. В этом вам поможет маленький буклет. Пусть он вам поможет тогда, когда ваша дружба будет проходить испытание на прочность.
(Раздаю буклеты.)
Подведение итогов (рефлексия).
А теперь по одному подойдите к доске и снимите свои листочки и скажите, кто желает, сбылись ли ваши ожидания от классного часа?
(Дети выходят, зачитывают свои ожидания и комментируют их.)
Скажите, пожалуйста:
Что нового вы узнали сегодня?
Чему научились?
О чем задумались?
Какие чувства возникли у вас во время классного часа?
Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор?
Что запомнилось вам больше всего?
( Примерные ответы учащихся):
- Узнали, что такое настоящий друг.
- Научились работать в команде, группе, коллективе.
- Задумался о том, какой я друг.
- Возникло чувство сожаления, что у меня еще нет настоящего друга.
- Полезно было узнать, что есть мнимые друзья. Понял, что и у меня есть такие друзья.
- Полезно было узнать признаки настоящей дружбы, это поможет более строго выбирать друзей.
- Понял, что у меня в основном приятели, а настоящего друга пока нет.
- Запомнилась игра "Знаешь ли ты своего друга?". Подумал, что я тоже, наверное, не смог бы правильно ответить на эти вопросы.
- Полезно было узнать, каким должен быть настоящий друг, чтобы критически посмотреть на себя и подумать, достоин ли ты настоящей дружбы?
Наш сегодняшний разговор о дружбе и друзьях закончен. Но мы его обязательно продолжим.
А напоследок я хочу вас попросить написать на листочках свои вопросы, на которые мы не успели или не смогли ответить, или вы не успели их задать, свои мысли, которые вы, возможно, постеснялись произнести вслух, но они вас волнуют и тревожат, или, быть может, свои пожелания. И на наших следующих встречах мы постараемся их обсудить.
Я благодарю вас за нашу совместную работу. До свидания.
(Содержание буклета.)
Дорогой друг!
В маленькой стране Голландии, когда девочка или мальчик взрослеют и достигают возраста 12 – 13 лет, для них устраивается праздник ВЗРОСЛЕНИЕ.
На этом празднике они получают в подарок баночку меда, чтобы трудности, которые встретятся на дороге жизни, не казались слишком неразрешимыми; фонарик, чтобы человек не чувствовал одиночества и всегда мог отыскать в лабиринтах судьбы свою дорогу; кусочек хлеба, который можно съесть одному, утолив голод, а можно разделить его с человеком, который станет твоим другом и поддержит тебя во всем.
Красивая традиция, не правда ли?
Хочется надеяться на то, что этот буклет поможет тебе тогда, когда, отчаявшись или рассердившись, ты захочешь прервать дружбу, которая согревала тебя в твоей жизни.
Пусть эти советы остановят тебя от принятия неверного решения или помогут принять то решение, которое поможет тебе освободиться от отношений, которые дружбой назвать нельзя.
Законы дружбы
Дружба нуждается в защите и понимании, поддержке и внимании.
Дружба не терпит суеты и мелочности, мелких придирок и злобы.
Дружба не терпит предательства и лжи.
Дружба – это не только красивые слова, это, в первую очередь, честные и правдивые поступки.
Дружба накладывает на человека определенные обязательства и определенные права.
Г лавные обязательства дружбы – это честность.
В дружбе можно ошибиться, но нужно научиться исправлять свои ошибки.
Дружить – это, значит, быть мужественным, говорить своему другу правду, не обижая его и не унижая.
Дружба не терпит насмешек.
Дружба требует ответственности от каждого друга.
Корыстная дружба очень быстро заканчивается.
Настоящая дружба свободна от сплетен, наветов, она строится на вере и взаимопомощи.
Чтобы иметь верных и преданных друзей, надо самому быть таким в дружбе.
Прежде чем разрушить дружбу, нужно хорошо подумать и, в первую очередь о последствиях для себя.
Радуйся успехам своих друзей, не завидуй их удачам, стремись к собственному совершенству.
Помни! Дружбу разрушить легко, потерять друзей просто, остаться в одиночестве - горько и больно!
Пусть слова "Ты – настоящий друг", сказанные о тебе или сказанные тобой в адрес другого человека, согревают твою душу не только в самые трудные и радостные минуты в жизни, а всегда!
Анализ классного часа "Если друг оказался вдруг".
Данный классный час проводился в 7-ом классе.
Цель: Помочь учащимся разобраться в себе, сформировать твердые понятия о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями.
Тему, считаю очень актуальной для детей данного возраста. Стремление к дружбе, потребность иметь настоящего друга, которому можно доверять, очень характерно для подростков. Это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к проблемам внутренней жизни человека. Сценарий данного классного часа позволяет организовать общение детей на актуальную тему, дать информацию для размышления, для критической оценки своих нравственных качеств.
Для достижения цели классного часа мною были поставлены следующие задачи:
1.Способствовать формированию умения высказывать свое мнение и отстаивать его, прислушиваться к мнению своих одноклассников по обсуждаемой проблеме.
2.Совместно с учащимися обсудить нравственное понимание ими истинной и мнимой дружбы и ее значение в жизни каждого человека.
3.Воспитывать стремление быть настоящим другом.
Форма проведения классного часа я выбрала нравственную беседу и работу в парах, группах, а также фронтальную.
При подготовке к классному часу было проведено:
1. Анкетирование учащихся.
2. Подготовка ситуаций для анализа учащимися по теме классного часа.
3. Создание классной газеты "Невыдуманные истории о дружбе, которые нам хотелось бы рассказать".
Готовясь к данному классному часу, я предложила детям подготовить ситуации для коллективного обсуждения. Также для примера я предлагала и свои ситуации. Но подросткам, посчитала, будут интересны те, которые их наиболее волнуют и ими переживаются в данный момент времени, или те, которые уже пережиты, но не забыты.
Анкетирование учащихся проводилось по желанию анонимно.
Вопросы анкеты:
1. Как ты думаешь, друзей может быть много или друг должен быть один?
2. Какими качествами должен обладать твой друг, чтобы ты мог сказать о нем только самые хорошие слова?
Считаешь ли ты себя хорошим другом?
Каким твоим личным качествам твои друзья могут дать высокую оценку?
Нужно ли учиться прощать в дружбе?
Как ты думаешь, настоящую дружбу можно проверить только трудностями или радостями тоже?
Нужно ли обижаться, если друг справедливо и честно оценивает тебя и твои поступки?
Может ли зависть убить дружбу?
Нужно ли другу прощать предательство?
10. Как можно вернуть дружбу, если она "расклеилась"?
При работе с детьми я использовала стратегию воспитательной работы с детьми подросткового возраста: "Давай подумаем, как сделать лучше". Эта стратегия предполагает передачу ответственности за свое поведение самому подростку в отличие от стратегий других типов ("Делай, как я (будь таким, как я)", "Давай сделаем (добьемся, научимся) вместе").
Используя советы психологов, стараюсь придерживаться в общении с подростками следующих правил, которые повышают самооценку ребенка: говорить добрые слова, критиковать поступки, а не личность, признавать свои воспитательные ошибки (даже на примере воспитания собственного ребенка), а также просить прощения.
В результате проведенного классного часа, я хотела бы надеяться, что у детей углубится представление о дружбе, сформируется положительная нравственная оценка таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка. Наше общение поспособствует развитию критического отношения к себе. Дети начнут анализировать свои собственные поступки. А самое главное, хотелось бы надеяться, возникнет более терпимое и корректное отношение друг к другу.
Используя интерактивную беседу "Друг и дружба" (работу в парах и группах), я старалась решить задачу - способствовать формированию умения высказывать свое мнение и отстаивать его, прислушиваться к мнению своих одноклассников по обсуждаемой проблеме.
Обсуждая результаты анкетирования, я старалась решить другую задачу - обсудить совместно с учащимися нравственное понимание ими истинной и мнимой дружбы и ее значение в жизни каждого человека.
Я старалась воспитывать в детях стремление быть настоящим другом и во время вступительной беседы, и во время моего заключительного слова, а также подарив детям буклет с законами дружбы, и, в последствии, подводя итоги нашего классного часа.