Профессиональная компетентность учителя географии в условиях введения ФГОС ООО Профессиональная компетентность учителя географии в условиях введения ФГОС ООО
Дайте определение понятиям «компетенция» и «компетентность». Чем отличаются данные понятия?
Понятия «компетенции» и «компетентности» с образовательной точки зрения определяются следующим образом:
- компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним;
- компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность учитывает минимальный опыт применения компетенции.
Анализ показывает, что компетенция является производным понятием от компетентности, и обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков человека, в то время как компетентность – первичная категория и представляет их интериоризированную (присвоенную в личностный опыт) совокупность, систему, некий знаниевый «багаж» человека. Отсюда «компетентный в своем деле человек» означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный».
Какими профессионально значимыми качествами должен обладать современный учитель в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога?
Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несёт большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности.
Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя. Прежде всего, необходимо определить критерии педагогического мастерства. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в высоком качестве успеваемости школьников, в их интересе к предмету. Педагог – мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
К профессиональным качествам педагога относятся:
- организаторские способности:
- способствует высокой вовлеченности учащихся в систему внеклассных мероприятий;
- эффективное распределение обязанностей среди учащихся;
- качественная организация совместной деятельности класса;
- профессиональное планирование и организация совместной деятельности класса.
Таким образом, отличительные признаки современного учителя: гуманный, следует чётким морально-этическим принципам, лично заинтересован в результатах своей деятельности, умеет образцово работать в коллективе, представить свой профессиональный опыт.
Какие критерии оценки профессиональной компетентности учителя Вы считаете наиболее важными в условиях введения ФГОС ООО?
На мой взгляд, основными формами диагностической работы по определению уровня профессиональной компетентности становится педагогический мониторинг: диагностические карты успешности, анкеты, карты инноваций, оценочные шкалы, шкалированные анкеты, экспертная оценка педагогических умений учителя. Таки образом создаётся карта профессионального роста педагога, рейтинговая оценка деятельности учителя. Она складывается из трёх параметров: результативность учебно-воспитательной работы, научно-методическая деятельность, работа классного руководителя.