Разработка урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику О.В.Кубасовой УМК «Гармония» И.СуриковВесна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Натальинская средняя общеобразовательная школа
Разработка урока
по литературному чтению
в 4 классе
по учебнику О.В.КубасовойУМК «Гармония»
И.Суриков"Весна"
Выполнила
учитель начальных классов
Шишкина Людмила Васильевна
2015 г.
Тема урока
И.З.Суриков "Весна"
Цели урока
1.Познакомить с творчеством И.З.Сурикова.
2.Провести анализ стихотворения "Весна".
3.Повысить интерес учеников к изучаемому предмету через нестандартные формы проведения урока.
Задачи урока 1.Образовательные:
-совершенствовать навыки качества чтения: правильность, беглость, выразительность через анализ поэтического произведения
2.Развивающие:
-развивать память, воображение, наблюдательность; расширять кругозор учащихся, создавать творческую атмосферу при работе в парах, группах.
3.Воспитательные:
-учить находить красочные средства изображения;
-воспитывать чувство прекрасного.
Ожидаемые результаты 1.Уметь производить анализ данного стихотворения, опираясь на понимание идейного смысла.
2.Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
3.Улучшить качество чтения.
Тип урока Личностно ориентированный, комбинированный
Методы Наглядный, словесный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации урока Индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Оборудование 1.Учебник "Литературное чтение",4 класс, автор О. В. Кубасова.
2.Загадки.
3.Репродукции картин художников на тему "Весна".
4. Грамзапись пьесы "Весна "из цикла "Времена года" П.И.Чайковского.
5.Запись "Голоса птиц".
6.Запись рифмующихся слов для творческой работы.
7.Чистые листы для творческой работы.
8.Цветные карточки для рефлексии.
Ход урока
1.Организация детей на работу.
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой утро в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
2.Введение в тему
1.Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, о чём пойдёт речь сегодня на нашем уроке.
а) Снег чернеет на полянке,
С каждым днём теплей погода.
Время класть в кладовку санки,
Это что за время года? (Весна)
-Ребята, а какие приметы весны вы знаете? (тает снег, светит ярче солнце, возвращаются птицы в родные места, появляются первые проталинки и т.д.)
Все эти приметы рождают у человека много разных настроений, которые хочется выразить в стихах, песнях, прозе, картинах, музыке.
Перед вами несколько репродукций картин русских художников. На какую тему написаны эти картины?
Работа по картине Левитана "Март"
-А вот как изобразил раннюю весну художник Левитан. Давайте рассмотрим репродукцию его картины "Март".
- Скажите, а соответствует ли название картины тому, что на ней изображено? (ответы детей)
-Почему вы так думаете? Как показал художник, что весна идёт? (потемневший, подтаявший снег под яркими лучами мартовского солнца, кто-то настежь распахнул дверь, кто-то повесил скворечник).
-Какими красками нарисована картина?
-Ребята, а как вы думаете, мы весну можем только видеть или и слышать? (ответы детей)
-Давайте послушаем голоса весны (слушание звуков)
-какие звуки вы услышали? (пение птиц, шум воды), а ещё какие звуки мы слышим весной?
2.Ребята, у вас на партах лежат конверты с буквами. Ваша задача - собрать буквы в слова и определить тему нашего урока ( дети выходят и прикрепляют собранные слова на доске )
(на экране появляется тема урока)
Сообщение темы урока
И.Суриков "Весна"
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в это прекрасное время года- время пробуждения природы. И поможет нам в этом стихотворение И.З.Сурикова "Весна"
-Ребята, а как вы думаете, какие задачи мы будем сегодня решать на уроке? (приблизительные ответы детей: выразительно читать, рассуждать, анализировать, обобщать и т.д.)
Но прежде, чем начать работу над стихотворением, давайте узнаем о жизни поэта.
Сейчас девочки нам расскажут, послушайте.
Знакомство с произведением и его анализ.
1.Чтение стихотворения учителем.
-Какое настроение, по - вашему, было у поэта в момент написания этого стихотворения? А какое настроение сложилось у вас? (ответы детей)
-На какие признаки весны указывает поэт в своём стихотворении? Найдите и прочитайте.
-Как дети относятся к приходу весны? Какие слова текста подтверждают, что они рады? Ребята, а вы также рады приходу весны?
-Скажите, а какие литературные средства использует автор при описании весны? (олицетворение)
Приведите примеры: Весна-царица
Работа по вопросам учебника 2, 3, с.55
Подготовка к выразительному чтению.
-Возьмите карандаши и, читая в парах стихотворение, разделите его на части. Сколько частей у вас получилось?
-Ребята, а сейчас поработайте в группах: читайте по предложениям, слушайте друг друга, оценивайте.
Выразительное чтение стихотворения
-А сейчас попробуйте прочитать это стихотворение так, чтоб запахло весной т.е.красиво, эмоционально, выразительно.(1-3ч.читать группой, 4-5 ч. по предложениям)
ФизминуткаНа зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде "раз".
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде "два".
Соберём в корзинки мы ягоды, грибы,
Дружно наклоняемся по команде "три",
На "4 "и на "5 "будем дружно мы скакать.
А вот по команде "6 "всем за парты тихо сесть!
Прослушивание музыкального произведения.
-А сейчас, ребята, зазвучит музыка.
Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны. Композитор П.И.Чайковский передал в музыке своё настроение, которое у него возникло с приходом весны, а какие чувства у вас вызовет эта музыка? (слушание музыки)
-Ребята, какую картину вы бы нарисовали, слушая эту музыку? Что вы услышали?
-Что общего в произведениях Сурикова и Чайковского, с которыми мы сегодня познакомились? (Авторы горячо любили родную природу, относились к ней искренне, с великим почтением, поэтому и в музыке, и в стихах слышим звонкие, весёлые, радостные звуки.)
Самостоятельная работа.
-Ребята, посмотрите на доску, здесь написан текст с пропущенными словами. Ваша задача - восстановить текст, определить, кто автор этих строчек и как называется это стихотворение.
В чужбине ............ наблюдаю
Родной ......... .............. ...... ....... птичку выпускаю,
При ........ празднике весны.
- О каком светлом празднике идёт речь? А какое отношение имеет это стихотворение к теме нашего урока? (весной выпускали птиц на волю, это была традиция)
Рассказ учителя о народных праздниках и обычаях.
-Давным-давно на Руси много разных праздников и обычаев было, да и сейчас в некоторых деревнях эти обряды сохранились.
22 марта - праздник жаворонков. В этот день матери выпекают из теста маленьких птичек для детей. Ребята выходят с ними на улицу и закликают птиц, весну. Дети поднимают их над головой и приговаривают:
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам!
Принесите нам лета тёплого,
Хлеба доброго!
Рефлексия
-Сегодня мы наблюдали, как великие художники, поэты , писатели,
композиторы изображали пробуждение природы в своих творениях и призывали
любить родную землю.
-А сейчас я хочу, чтобы и вы сказали своё слово о весне.
На доске четыре глагола:
звенит, летит,
бежит, журчит.
-Составьте четверостишие
примерно должно получиться вот так:
Кругом весна звенит,
Домой скворец летит
На улице тепло,
Ручей бежит, журчит.
-Ребята, так с каким словом ассоциируется слово весна?
Подведение итогов
-Что каждый из вас открыл нового для себя на этом уроке?
-Что больше всего запомнилось и почему?
-Какое настроение у вас? Покажите мимикой?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Работа по таблице)
Домашняя работа
-Какое из заданий связанное со стихотворением Сурикова" Весна", вам хотелось бы получить?
Варианты:
1.Выразительно прочитать.
2.Выучить стихотворение наизусть.
3.Нарисовать рисунок к стихотворению.
4.Написать сочинение на тему "Весна"