Открытый урок по истории на тему Империя Карла Великого
Тема урока: ИМПЕРИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО.
Цель урока:
Подвести учащихся к пониманию основных направлений политики Карла Великого, показать значение его деятельности для государства франков.
Продолжить формирование умений работать с исторической картой, использовать ее как источник знаний, составлять характеристику исторических деятелей, формулировать свое мнение.
Оформление доски: тема урока, новые слова (авары, баски, Р. Эбро)
Учебное оборудование: карта Франкское государство в V-нач.IX в.в.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Изучение новой темы.
Закрепление изученного на уроке.
Итог урока.
ПЛАН УРОКА
Войны Карла Великого.
Как Карл стал императором.
«Восстановленная империя».
Итак, мы выяснили, что союз короля с христианской церковью был им взаимовыгоден. Однако последователи Хлодвига не смогли удержать власть в своих руках. В некоторых областях государства начали управлять майордомы. Одним из таких новых правителей стал сын Карла Мартелла Пипин Короткий. Он смог удержать власть и передать ее своему сыну Карлу. В истории он известен как Великий. За что он получил такое прозвище? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.
Карл Великий правил 768-814 г.г. то есть 46 лет. За это время франки не воевали 2-3 года. Армия Карла Великого состояла из крестьян в пехоте и конных воинов, получивших земли за службу.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 1-2,параграфа 3.
2. Беседа по прочитанному и работа по карте.
- Каким был Карл Великий? (Высоким, сильным, выносливым. Совершил много военных походов, расширил границы государства.)
- Найдите карту на с. 21. Каким знаком обозначены направления походов Карла Великого? (Направления обозначены стрелочками.)
- Территории каких народов попали в зависимость или вошли в состав государства франков? (В состав государства франков вошла большая часть Италии, небольшая часть к югу от Пиренейских гор до реки Эбро, территория, где проживали саксы, а также государство аваров, на землях в среднем течении Дуная.)
- Территория государства увеличилась во много раз. Государство франков стало называться империей. Вспомните определение понятия «империя». (империя – это государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемое из одного центра.)
- Какой титул появился у Карла Великого? (титул императора).
- Что стало главным в деятельности Карла Великого? (Стремление расширить границы своего государства за счет присоединения соседн
·их территорий.)
3. Рассказ учителя об империи Карла Великого.
К концу правления Карла под его власть попали многие племена и народы. По размерам территории Франкское королевство приближалось к прежней Западной Римской империи. На печати Карла Великого были вырезаны два слова «Восстановленная империя». По его мнению это говорило о том, что он восстановил древнюю Римскую империю. Его завоевания - не захватнические воины, а справедливые походы.
Но на самом деле империя Карла Великого была новым государством. В отличие от Западной римской империи, в империю Карла не входили Испания, Северная Африка, Британия. Но входили земли между Рейном и Эльбой.
Карл Великий был убежден , что призван Богом сделать империю истинно христианской страной. Мечом и словом заставлял он людей жить по христиански. Он наказывал нарушителей клятвы, пьяниц, жадных и алчных людей.
Он был уверен в том, что вправе решать, как надо поступить и простому христианину и даже Папе Римскому. Карл Великий хотел сделать такое государство, в котором не было раздоров, царили справедливость и мир. Ради этой высокой цели он вел воины и сам нарушал справедливость.
Однако, империя Карла Великого оказалась недолговечной- она распалась при его внуках.
III. Закрепление изученного на уроке.
Решение задачи.
Завоевывая землю саксов, Карл Великий считал, что он совершает богоугодное дело, обращая язычников в христианскую веру. В завоеванных областях саксов он ввел жестокие законы: за ограбление или сожжение церкви, за убийство ее служителя, за уклонение от крещения, даже за похороны по языческому обряду полагалась смертная казнь так же, как за измену королю или убийство господина. Карл, конечно, мог верить, что он служит таким образом Богу.
- Кто был заинтересован в завоевании земель саксов и других территорий франками при Карле Великом?
- Какую роль в этих войнах играла христианская церковь?
Почему преступления против церкви приравнивались к измене королю или убийству господина?
IV. Итог урока.
Домашнее задание:
- Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Что явилось главным в деятельности Карла Великого?».
- Прочитать параграф 3.
15