Требования к написанию и оформлению доклада, реферата
Доклад и реферат: основные понятия
Доклад – это краткое изложение содержания научного труда специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен давать читателю представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности.
Доклад – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Различают следующие виды докладов: научный доклад и учебный доклад. Научные доклады готовятся научными работниками для представления своих результатов на научной конференции, научном семинаре и др. К учебным докладам относятся школьные доклады, студенческие доклады и любые другие доклады, подготавливаемые обучающимися высших и средних образовательных учреждений. Обучающийся в ходе подготовки доклада приобретает новые знания, формирует важные научно-исследовательские умения, осваивает методы научного познания, совершенствует навыки публичного выступления.
Реферат
Слово «реферат» происходит от латинского «refere», что означает «докладываю, сообщаю». Реферат – это краткое изложение информации, взятой из одного или нескольких источников, в письменном виде или в форме публичного доклада. Как правило, реферат основан на нескольких текстах, таких как научная работа, книга, диссертация, подшивка статей, периодики и др.
Цель создания реферата – углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания, получить навыки самостоятельной обработки, обобщения и краткого, систематизированного изложения материала, развить исследовательские умения. В дальнейшем эти умения и навыки помогают приступить к написанию более сложных текстов, например, курсовых работ или дипломной работы.
Различают следующие виды рефератов (типы):
- продуктивные – воспроизводящие содержание первичного текста,
-репродуктивные – содержащие авторское осмысление взятых реферируемых источников.
Продуктивные рефераты делятся в свою очередь на реферат-обзор и реферат-доклад. Реферат-обзор составляется с использованием нескольких источников. В нём сопоставляются различные точки зрения по данной теме. Реферат-доклад носит более развёрнутый характер, т.к. кроме анализа информации первоисточника, он содержит объективную оценку проблемы.
Репродуктивные рефераты подразделяются ещё на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию, иллюстрации, сведения о методах и результатах исследования, а также возможностях их применения. Реферат-резюме включает исключительно основные положения по данной теме.
Процесс работы над докладом/рефератом
Подготовка доклада/реферата зачастую требует от докладчика большой самостоятельности и интеллектуальной работы. Выполнение такого вида работы способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной научной деятельности, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.
Этапы подготовки доклада/реферата:
Подготовка и планирование.
Выбор и осознание темы доклада/реферата.
Подбор источников и литературы.
Работа с выбранными источниками и литературой.
Систематизация и анализ материала.
Составление рабочего плана доклада/реферата.
Письменное изложение материала по параграфам.
Редактирование, переработка текста.
Оформление доклада/реферата.
Выступление с докладом/рефератом.
Рассмотрим этапы подготовки доклада/реферата более подробно.
1. На этапе подготовки и планирования предстоит решить, что планируется написать и зачем, и только затем определить, как это делать.
Необходимо принять решения по следующим пунктам:
- выбор конкретной темы;
- цели, преследуемые в работе;
- критерии успешности конечного результата;
- структура и формат изложения;
- характер словаря, верный стиль, правильный тон.
2. Принципиальным и чрезвычайно ответственным моментом в разработке доклада/реферата является выбор темы. Тема должна содержать в себе проблему, так как именно проблема определяет в первую очередь успех всей работы. Четкая постановка проблемы позволит без труда сформулировать цель. Цель – лаконичный и емкий ответ на вопрос, зачем проводится данный вид работы; она формулируется таким образом, чтобы слушатель смог представить себе в общем виде проблемную область, характер, замысел, направленность данного доклада/реферата.
Более детально эти характеристики раскрываются в задачах исследования. Задача – способы и условия достижения цели. Здесь необходимо определить:
- какие именно факты хотите получить;
- какие статистические зависимости предполагаете установить;
- какие тенденции выявить.
Актуальность – это степень важности темы в данный момент времени и в данной ситуации для решения данной проблемы, задачи, вопроса. Актуальность раскрывает интересующее докладчика явление в аспектах противоречий и трудностей, не определенных разработками его предшественников, а также возможности их разрешения иными средствами.
Новизна темы характеризует насколько ново содержание выступления по сравнению с существующими аналогами. Критериями новизны выступают: вид новизны (теоретическая или практическая), уровень конкретизации, уровень дополнения, уровень преобразования.
3. Под источниками подразумеваются законы, различные нормативные документы и др., а под литературой – книги, монографии, публикации в периодической печати.
4. Работу с источниками надо начинать с изучения наиболее важных и актуальных научных работ и научных текстов (книг, статей, диссертаций и других научных исследований) по теме доклада/реферата:
а) ознакомление с материалами, вышедшими в последние годы (в них, как правило, дается обзор публикаций по проблеме и имеется библиография);
б) ознакомление с материалами, опубликованными в более раннее время;
в) ознакомление с публикациями в периодической печати;
г) использование компьютерных источников информации (необходимо так же акцентировать внимание на соблюдении авторских прав при заимствовании информации);
д) составление библиографии;
е) ведение записей, в которых фиксируется материал по какому-либо отдельному вопросу из различных источников;
ж) формирование понятийного аппарата (составление словарей терминов);
з) ксерокопирование необходимых материалов.
5. На данном этапе необходимо проанализировать, какие из утверждений носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы. Вполне возможно, что в процессе чтения литературы и осмысления проблемной ситуации выяснится необходимость по-новому сформулировать тему исследования, развернуть свой проект в несколько иной плоскости. Это вполне допустимо и свидетельствует о самостоятельном, творческом подходе к исследованию. Данный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы.
6. План позволит организовать построение работы в логической последовательности. Кроме того, четкая структура поможет читателю легче воспринимать материал. План включает последовательность основных разделов, их краткое содержание.
7. По завершении составления плана, можно переходить непосредственно к созданию текста доклада/реферата. Текст должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Необходимо обратить внимание на два момента:
а) строгое следование структуре доклада/реферата;
б) уточнение названий пунктов в содержании доклада/реферата.
8. Редактирование – важный этап, на котором необходимо провести самоанализ доклада/реферата, то есть, определить, отвечает ли он требованиям по содержанию, оформлению, стилистике.
Общие требования оформления доклада/реферата
Доклад/реферат выполняется на листах писчей бумаги формата А-4 в Microsoft Word; объем: 5-10 страниц текста для доклада, 10-15 страниц текста для реферата (приложения к работе не входят в ее объем). Размер шрифта – 14; интервал – 1,5; с нумерацией страниц сверху страницы посередине, абзацный отступ на расстоянии 2,25 см от левой границы поля. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. Количество источников: не менее 5-8 различных источников для доклада, не менее 8-10 для реферата.
При оформлении работы соблюдаются поля:
левое – 25 мм;
правое – 10 мм;
нижнее – 20 мм;
верхнее – 20 мм.
Структура доклада/реферата
Структура доклада и реферата традиционно включает в себя следующие части.
1. Титульный лист.
2. План (оглавление, содержание). В нем последовательно излагаются названия пунктов доклада/реферата (простой план). Доклад/реферат может структурироваться по главам и параграфам (сложный план). Здесь необходимо указать номера страниц, с которых начинается каждый пункт плана. Каждая глава начинается с новой страницы. Заголовки каждой главы, параграфа печатаются в середине строчки, в конце заголовка точка не ставится. Не допускаются кавычки и переносы слов.
3. Вводная часть (введение). Формулируется тема доклада, определяется место рассматриваемой проблематики среди других научных проблем и подходов, т.е. автор объясняет ее актуальность и значимость. Даётся краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема.
Далее раскрывают цель (например, показ разных точек зрения, разных подходов на определенную личность или явление, событие) и задачи (в качестве задач можно давать описание позиций авторов, раскрывать различные стороны деятельности).
4. Основная часть. Структурируется по главам, параграфам, количество и названия которых определяются автором и руководителем. Основной материал излагается в форме связного, последовательного, доказательного повествования, иллюстрация автором основных положений. Подбор материала в основной части доклада/реферата должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; выявление собственного мнения обучающегося, сформированного на основе работы с источниками и литературой. Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в докладе/реферате. Оформляются ссылки и цитаты в соответствии с правилами.
5. Заключение. Подводятся итоги выполненной работы, краткое и четкое изложение выводов, анализ степени выполнения поставленных во введении задач. Подтверждается актуальность проблемы и перспективность, предлагаются рекомендации. Заключение должно быть кратким, вытекающим из содержания основной части.
6. Список используемой литературы. Указывается не менее 5-8 различных источников для доклада, 8-10 источников для реферата. Расположение источников следует по алфавиту: фамилии авторов и заглавий документов. В список вносится перечень всех изученных обучающимся в процессе написания доклада/реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и проч.
7. Приложение. Иллюстративный материал составляется параллельно написанию доклада. В него выносится только самое главное по работе: выводы, обобщения, результаты сделанного автором анализа, иллюстрации вспомогательного характера, инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работы, таблицы вспомогательных цифровых данных. Иллюстративного материала не должно быть слишком много, не более 10 страниц. На все таблицы, рисунки, схемы, графики должны быть сделаны ссылки: «Составлено автором», либо ссылка на источник.
10. Поскольку доклад/реферат изначально планируется как устное выступление, он несколько отличается от тех видов работ, которые просто сдаются преподавателю и оцениваются им в письменном виде. Необходимость устного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Если письменный текст должен быть правильно построен и оформлен, грамотно написан и иметь удовлетворительно раскрывающее тему содержание, то для устного выступления этого мало. Устное выступление должно хорошо восприниматься на слух, т.е. быть подано интересно для аудитории.
Речевые стандарты, характерные для доклада/реферата:
Тема:
- Доклад/реферат называется/носит название…;
- Темой доклада/реферата является…
- Доклад/реферат посвящен такому актуальному вопросу, как…;
- Доклад/реферат посвящен характеристике проблемы…;
- Доклад/реферат посвящен решению вопроса…;
- Доклад/реферат посвящен анализу литературы…;
- В докладе/реферате рассматривается…/говорится о…/дается оценка, анализ…/обобщается…
Проблема:
- В центре внимания автора находятся…;
- На первый план автором выдвигаются…;
- Главные усилия автора направлены на…;
- В своей работе автор ставит/затрагивает/освещает следующие проблемы…/ останавливается на следующих проблемах…
Актуальность:
- Данная тема/проблема представляет особую актуальность, так как…;
- Данная тема/проблема привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов);
- В современной науке особенную остроту приобретает тема…;
- Работа посвящена актуальной теме…;
- Актуальность темы обусловлена…
Первоисточники:
- Автор привлекает к анализу следующие материалы…;
- Материалом исследования послужили…;
- В основе доклада/реферата лежат материалы исследований…;
- Данной проблемой занимались такие ученые, как…
Описание подходов к решению проблемы:
- В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы, однако, можно выделить несколько подходов к ее решению;
- Существует несколько основных точек зрения на проблему. Первый подход раскрывается в работах…, второй подход прослеживается в трудах…, третий подход лежит в основе работ…;
- В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений/точек зрения.
Изложение различных точек зрения:
- Первая точка зрения принадлежит… и заключается…;
- Вторая точка зрения представлена в работах… и сводится к…;
- Сущность третьего подхода раскрывается в работах… и состоит в…
Отношение к различным точкам зрения:
Согласие (положительная оценка)
- Разделяем точку зрения автора…;
- Нельзя не согласиться с мнением автора о том…;
- Безусловным/очевидным/главным достоинством работы является актуальность поднятых в ней проблем...;
- Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория...;
- В статье дается интересный анализ современного этапа.;- Автором предложен нестандартный подход к анализу поднятых проблем...;
- Автор справедливо отмечает.../убедительно показывает.../ аргументированно обосновывает.../четко определяет .../детально анализирует.../доказательно критикует.../удачно решает вопрос.../ обоснованно опровергает тезис о том, что...;
- Автор, безусловно, прав, утверждая, что...
Несогласие (неоднозначная оценка)
- Трудно согласиться с…;
- Хочется опровергнуть взгляды автора на…;
- Следует отметить недостатки в позиции/аргументации автора в…;
- Нельзя принять данные утверждения, потому что…;
- Дискуссионной/спорной представляется точка зрения автора на …;
- Автор упускает из виду…/ не подтверждает выводы фактами/ необоснованно утверждает, что…;
- Излагая аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов;
- Однако, эта интересная мысль не подкрепляется фактами, что делает в данном случае рассуждения автора декларативными, но в целом работа заслуживает положительной оценки;
- Справедливо указывая на..., автор ошибочно полагает, что...;
- В подтверждение этого тезиса автор приводит ряд аргументов, которые не всегда представляются убедительными;
- Несмотря на разногласие в ряде положений данной работы, нельзя недооценивать ее значение и актуальность для...
Несогласие (отрицательная оценка)
- Сомнение вызывает целесообразность/продуктивность/корректность такого подхода...;
- К недостаткам следует отнести излишнюю категоричность выводов автора о...;
- Говоря о сложных проблемах, автор не дает четкой характеристики...;
- Автор упускает из вида...
Выводы:
- Анализ литературы позволил выявить наиболее обоснованную точку зрения…;
- Считаем, что наиболее убедительной является точка зрения ...;
- Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение… о…;
- В итоге можно прийти к выводу/заключению о том, что самой оригинальной/интересной/любопытной является идея/концепция выдвинутая…;
- Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что…;
- На основе этих данных принимаем точку зрения…;
- Можно сделать заключение, что…;
- В целом, на наш взгляд, это интересный подход;
- Таким образом, рассматриваемая работа/подход автора заслуживает положительной/высокой оценки…
Контрольные вопросы:
Дайте определение понятий «доклад», «реферат».
Охарактеризуйте процесс работы над докладом/рефератом.
Приведите примеры речевых стандартов, характерных для реферата/доклада.