Презентация по литературному чтению на тему Шарль Перро Спящая красавица
Урок чтения в 4 классе.
Тема: Шарль Перро. «Спящая красавица». Особенности волшебной сказки.
Цели: 1) Найти особенности литературной сказки «Спящая красавица».
Ход урока.
Организационный момент.
Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире.
Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.
Чтобы вы хотели пожелать своим одноклассникам перед уроком?
-Что вы ждёте от сегодняшнего урока?
- Что бы у нас всё получилось, что нам для этого необходимо…….. ?-Вы молодцы всё правильно говорите, а ещё нам поможет правильная, грамотная, красивая речь. И что бы её развить сделаем несколько упражнений.
« Лото скороговорок»
У каждого ряда своя скороговорка. Вы работаете в паре. Составьте её. Читаем 3 раза.
Первый раз – медленно и чётко.
Второй раз – в среднем темпе.
Третий раз - в ускоренном темпе.
(Каждый ряд по очереди)
1 ряд.
Расскажите про покупки.Про какие, про покупки?Про покупки, про покупки,Про покупочки мои.
2 ряд.
Белый снег. Белый мел.Белый сахар тоже бел.А вот белка не бела.Белой даже не была.
3 ряд.
Не жалела мама мыла.Мама Милу мылом мыла.Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
- Молодцы
2. Введение в тему
-Похлопайте
-Кто любит читать стихи. Похлопайте
-Кто любит читать рассказы о животных. Потопайте
-Кто любит читать сказки. Поднимите обе руки.
А) Звучит сказочная музыка
- Послушайте мелодию, какой жанр литературного творчества напомнила вам эта музыка?
-Что такое сказка? (один из жанров устного народного творчества, вымышленный рассказ, передаваемый из поколения в поколение, присутствие волшебства, …)- Какие виды сказок вы знаете? (народные о животных, волшебные, бытовые, литературные)
Чем отличается народная сказка от литературной? (автор)
Сегодня я вас приглашаю в волшебный мир сказок, на встречу с замечательным сказочником.
Как бы мне хотелось Жить в волшебном доме, Где хранятся сказки, Как стихи в альбоме. Где старушки-стены Сплетничают ночью Обо всем, что в сказках Видели воочию. Где огонь свечи Создает уют И на книжной полке Чудеса живут. Где в старинном кресле, Чуть скрипя пером Сочиняет сказки Друг мой – Шарль Перро. (Все вместе)
Ребята, представляете в этом бы году, Шарлю Перро исполнилось бы 389 лет.
В) Постановка цели урока
Дома вы, познакомились с какой сказкой?
У. Спящая красавица
Давайте постараемся найти сегодня, то особенное, что характеризует сказку и какую цель мы поставим на нашем уроке (вывешиваю на доску)
Цель : найти особенности сказки «Спящая красавица»
3.Работа по содержанию.
Ребята первая особенность литературной сказки уже прозвучала (автор)
Работа над особенностями сказки
А) Зачин сказки
- Какими словами начинаются сказки?
(Жили- били, в некотором царстве,
в некотором государстве …»
В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…
- Как называются такие слова в сказке?) (зачин)И это ещё одна из особенностей литературной сказки(вывешиваю на доску)
А есть ли зачин в сказке «спящая красавица»?
Прочитайте начало сказки , можем ли мы эти слова назвать зачином ?
Б) Герои сказки
- А сейчас, я вам предлагаю поработать с карточками которые лежат у вас на столе, прочитайте свою карточку и узнайте по ситуации героя сказки.
Не плачьте, король и королева! Ваша дочь останется жива. Правда, я не так сильна, чтобы сказанное слово сделать несказанным. Принцесса должна будет, как это ни грустно, уколоть себе руку веретеном, но от этого она не умрёт, а только заснёт глубоким сном и будет спать целых сто лет, до тех пор, пока её не разбудит прекрасный принц.
И всё же он решил попытаться уберечь принцессу от несчастья, которое предсказала ей старая злая фея. Для этого он под страхом смертной казни запретил всем своим подданным прясть пряжу и хранить у себя в доме веретёна и прялки.
Добрый принц, полвека тому назад, когда я был так же молод, как вы сейчас, я слыхал от моего отца, что в этом замке спит непробудным сном прекрасная принцесса и что спать она будет ещё полвека до тех пор, пока благородный и отважный юноша не придёт и не разбудит её.
4. Она проснулась, открыла глаза и взглянула на своего избавителя.- Ах, это вы, ? - сказала она.
- Наконец-то! Долго же вы заставили ждать себя...
Недолго думая, он дёрнул поводья и поскакал туда, где виднелись башни старого замка.И вот перед ним заколдованный лес. Он соскочил с коня, и сейчас же высокие толстые деревья, заросли колючего кустарника - всё расступилось, чтобы дать ему дорогу. Словно по длинной, прямой аллее, пошёл он к воротам замка
- Поднимите карточку, кто прочитал слова
о короле – выскажи своё отношение к этому герою
Поднимите карточку, кто прочитал слова о молодой фее – на ваш взгляд какая она была по характеру? Какие черты характера, вам бы хотелось у неё перенять?
Поднимите карточку, кто прочитал слова принце – а вы бы как поступили в этой ситуации?
Поднимите карточку, кто прочитал слова принцессе. Жалко ли вам было эту героиню сказки?
Поднимите карточку, кто прочитал слова о крестьянине – это эпизодическая роль т. е не главная, но очень важная, благодаря этому герою принц узнал – что он узнал? (о несчастной принцессе )Посмотрите, пожалуйста, на слайд, как мы можем назвать этих персонажей?
ГЕРОИ СКАЗКИ (на доску)
Г) Волшебные предметы.
Сейчас я предлагаю посмотреть на экран, что все эти предметы объединяет?
Все ли эти предметы были в сказке?
Ученики – нет.
Было ли зеркало в сказке? А в какой сказке было волшебное зеркало ? ( Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Белоснежка)
-нет, зеркало не было
Было ли яблоко в сказке?( Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина)
-нет, яблока не было
А вот этот предмет был?
Как называется этот предмет?
Веретено (Инструмент для пряжи; им укололась принцесса и заснула на 100 лет; оно сделано из дерева; оно может лежать в сундуке у бабушки; на него наматывают нитки т.д.)
Какую роль сыграл этот предмет в сказке?
Найдите, подчеркните и зачитайте, как об этом говорится в сказке.
Посмотрите, как пряли в старину (просмотр видеофрагмента)
СЛАЙД 4 ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (на доску)
Д) Волшебство
Как вы думаете прелесть волшебной сказки в чём?
Наверное, за это мы и любим сказки
Какое волшебство произошло в сказке спящая красавица?
-Давайте попробуем себя в роли волшебника,
Мы разбудить спящую красавицу.
Словами, мимикой и жестами надо сказать о том, как она хороша.
Как ты сможешь разбудить куклу?
Игра «Разбуди принцессу»
На руках у учителя кукла с закрытыми глазами.
( -Проснись, юная принцесса, ты так молода и красива, и т. д.)
Ура, совершилось чудо, волшебство!
Как вы думаете, почему наша принцесса проснулась?
СЛАЙД 5 ВЛОШЕБСТВО
Е) Концовка
К сожалению, любая сказка заканчивается..
Прочитайте, как заканчивается сказка Спящая красавица»
И у каждой сказки свой конец.
Назовите, какими словами заканчиваются сказки?
И жили они долго и счастливо!
И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало
Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец!И стали они жить-поживать и добра наживать.
Хлеб, соль, огурец, тут и сказке конец.
Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок
И это есть концовка.
СЛАЙД 6 КОНЦОВКА(на доску)
Ребята, почем у злая фея наказала принцессу ? Была ли принцесса виновата?
Что победило в сказке : зло или добро ? Как вы это объясните? Давайте найдём ещё оду особенность сказки, что добро побеждает зло .(Вешаю карточку на доску)
4. « Открытие» учащимися нового знания
СЛАЙД 7
-Прочитайте слова
АВТОР у литературной сказки есть
ЗАЧИН начало сказки
ГЕРОИ обязательно в любой сказке есть
ПРЕДМЕТЫ в волшебных сказках есть
ВОЛШЕБСТВО что происходит в волшебных сказках.
КОНЦОВКА
Добро и зло
-Эти особенные слова, которые характеризует сказку как жанр литературного творчества. Они повторяются в каждой сказке.
- И мы вместе с вами их нашли в этой сказке.
Эти слова вам помогут выполнить домашнее задание – сочинить свою сказку.
5.Работа с выставкой книг.
Давайте обрати внимание на нашу выставку книг.
А) -Сказки это вымышленные рассказы , переходящие из уст в уста. Сказку «Спящая красавица написал Французский собиратель сказок Шарль Перро. Многие поэты и писатели переводили эту сказку. Сказка, что на ваших столах переведена русской советской писательницей Татьяной Григорьевной Габбе. Но не только она переводила эту сказку, но и другие русские писатели поэтому в разных книгах, сказка звучит по-разному.
6. Итог урока
- Что нового узнали?
-Что особенно понравилось?
-Что вызвало затруднение?
- Какой сделали вывод?
7. Рефлексия.