Разновозрастное обучение английскому языку в начальном звене
РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОМ ЗВЕНЕ
Григорьева Е. А., учитель английского языка,
МБОУ «Новорождественская СОШ
им. Овчинникова В. И.»
В последние годы, в связи с протекающими в системе образования процессами, изменениями, работа учителя осложняется.
Сложность заключается в том, что количество часов из-за малой наполняемости классов, недостаточно. Одним из способов решения проблем в условиях малочисленности сельской школы является организация занятий с несколькими классами. Это достаточно распространено в начальной школе, а также по некоторым предметам в основной и средней школе. Однако на таких занятиях, как показывает педагогическая практика, чаще всего дети из разных классов работают независимо друг от друга и фактически отсутствует совместная деятельность детей разного возраста, не реализуется воспитательный потенциал разновозрастного взаимодействия. Таким образом, необходимо формирование принципиально новой организации занятий, для которых характерно разновозрастное обучение. Разновозрастное занятие предполагает объединение учащихся двух или более классов и возникновение группы, где дети отличаются паспортным возрастом и должны обучаться по разным образовательным программам. При этом важно обеспечить взаимодействие учащихся объединяемых классов. Воспитательный потенциал разновозрастного занятия реализуется тогда, когда осуществляется совместная учебная деятельность детей. Только в этом случае можно говорить о разновозрастном обучении. Под разновозрастным обучением понимается совместная деятельность детей разного возраста, направленная на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач (Л. В. Байбородова) [1, c. 155]. Если на начальном уровне изучения иностранного языка следует уделить внимание языковому владению, то на среднем – развитию речи. Совмещенные уроки – это уроки общения, которые предполагают самостоятельную работу учащихся и носят творческий характер. Это уроки культуры поведения и речевого общения. Совмещенные уроки позволяют увеличить число собеседников, сделать саму беседу интересной, значимой по содержанию. У учащихся повышается ответственность за приобретение знаний, расширяются границы общения. Такие уроки следует проводить как итоговые, также они могут быть одной из форм внеклассной работы по предмету. Учитель малокомплектной школы должен уметь формировать разновозрастный коллектив класса, правильно с психологической точки зрения подбирать рабочие пары учащихся, стимулировать их работу, терпеливо и корректно относиться к речевым и языковым ошибкам детей. Работа в малокомплектной школе требует от учителя дополнительных временных и интеллектуальных затрат, зависит от его языковой компетенции, знания современной технологии преподавания иностранного языка.
Учителю иностранного языка необходимо иметь в своём арсенале оригинальные приёмы, обеспечивающие физическую активность на уроках и способствующих эффективному обучению. Помимо прочих достоинств, эти приёмы не требуют дополнительной подготовки и материалов. Необходимо определить цель и делать всё искренне и с хорошим настроением.
Целями работы являются:
учебный аспект – формирование и развитие навыков говорения, аудирования;
способствовать формированию навыков устной речи, чтения и письма путем использования субъектного опыта ученика.
развивающий аспект – развитие способностей к логическому изложению,
развитие способностей осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия;
воспитательный аспект – воспитание взаимовыручки, помощи.
Задачи:
обеспечить практическую направленность обучения;
помочь детям развить навыки общения;
воспитать коммуникативную личность.
Исходя из этих задач, были исследованы различные программы, учебники, поэтому было принято решение, остановиться на системе Мерем Забатовны Биболетовой.
Чем хороши учебники Биболетовой М. З.?
На форзаце учебника определены формы работы;
Каждая работа имеет 5 вариантов - это удобно для разноуровневых работ;
Разработано пособие для родителей, где номер соответствующего параграфа учебника указан рядом с каждым заданием.
Учебник-красочный, интересный, особенно для начальной школы.
Не секрет, что изучение иностранного языка – это открытие нового языкового мира для ребёнка. Эффективность обучения зависит от многих факторов, в том числе и от остроты восприятия ребёнком этого нового мира, его физической и эмоциональной активности и возможности деятельного участия в нём. Физическая активность обостряет все виды памяти: тактильную, двигательную, зрительную, образную и слуховую. Ребёнок никогда не перепутает глаголы run, jump, sit, fly, если при этом будет бегать, прыгать или “летать”. Физическая активность на уроке не только помогает сделать процесс многократного повторения и заучивания учебного материала более увлекательным и разнообразным, но и просто снять напряжение, дать возможность лишний раз встать из–за парты, что так необходимо маленьким ученикам.
Опираясь на опыт Бельтюковой Инны Сергеевны учителя английского языка, Ломоносовской школы, г. Москвы, хотелось бы поделиться некоторыми её приёмами.
Тема “Погода”. Мы часто, как настоящие англичане, начинаем нашу беседу с обсуждения погоды. Помочь детям запомнить необходимую лексику можно, сопровождая речь следующими движениями:
It’s sunny. Руками показываем большое, круглое солнце.It’s cloudy. “Рисуем” руками над головой тучи.It’s windy. Размахиваем руками из стороны в сторону, изображая ветер.It’s rainy. Резко “встряхиваем” капли дождя с рук.It’s snowy. Медленно, волнообразно опускаем руки сверху вниз, изображая
падающий снег.It’s wet. “Шлёпаем” по лужам, резко поднимая ноги. It’s cold. Обхватываем себя руками, “съёжившись” от холода.It’s hot. Обмахиваемся “при сильной жаре”.
Дети с удовольствием “показывают” погоду, даже не замечая, что обучаются довольно серьёзной лексике.
Тема “Моё тело”. Помочь запомнить части тела могут следующие команды:
touch your nose (eyes, ears, etc...)point at your nose (eyes, ears, etc...)wash your nose (eyes, ears, etc...)rub your nose/shake your hands/nod your head, etc.
Тема “Игры и спорт”. Выучить названия некоторых игр и видов спорта можно с помощью движений, сопровождающих речь. Используя стандартные структуры:
I can...I like to...I want to...I’d like to...
Лепим снеговика – “I can make a snowman”. “Рисуем” фигуру снеговика снизу
вверх в воздухе.Катаемся на лыжах – “I can ski”. Поднимаем руки вверх и “отталкиваемся палками” на слово ski.Катаемся на санках – “I want to sledge”. Поднимаем правую руку высоко вверх и “скатываемся с горы” вниз.Катаемся на коньках – “I like to skate”. “Скользим” по полу ногами. Тема “Животные”. “Превращаемся” в различных животных при помощи “волшебных” слов: “I want to be a bird/I am a bird. I can fly like a bird. Let’s fly!”. Чтобы “превратиться” обратно в человека, надо сказать “I don’t want to be a bird/I am not a bird”.
Тема “Внешность”. Запомнить слова по этой теме помогут следующие движения:
I’m tall. Произносим фразу и поднимаем руки высоко вверх. I’m short. Садимся на корточки.I’m fat. Широко расставляем руки в стороны. I’m thin. Руки складываем вместе. I’m young. Весело подпрыгиваем. I’m old. “Скрючиваемся”, как старички.
Эти команды можно выполнять, двигаясь по кругу и на ходу меняя движения.
Незаменимым помощником в отработке всевозможных грамматических форм и структур служит мяч. Например, «отрабатывают» окончания множественного числа. Учитель бросает мяч и называет слова в единственном числе, ученик отбрасывает мяч, называя слова во множественном числе.
Личные местоимения. Бросаем мяч “Я”, в ответ – “I” (или наоборот).
Вопросительная форма “to be”. Бросаем – “I am”, в ответ “Am I”.
Вспомогательные глаголы “do/does”. Бросаем – “I”, в ответ “Do”.
Бросаем – “He”, в ответ “Does”
Вопросительная форма. Бросаем – “He runs”, ответ “Does he run?”.
Краткие ответы. “Do you ....?” – “Yes, I do”.
“Сan you ....?” – “No, I can’t”.
Работают быстро, по кругу. Когда форма отработана, можно поиграть в игру на выбывание.
Отрабатывать подобным способом можно всё что угодно. Дети учатся быстро реагировать на поставленные вопросы.
Языковые игры - очень эффективное средство обучения на начальном этапе, хотя у детей к этому времени и происходит смена ведущего вида деятельности (игровая уступает место учебной), все же играют они с удовольствием. Языковые игры способствуют активизации учащихся на занятиях, развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, с помощью игры хорошо отрабатывается произношение, развиваются навыки аудирования, устной речи и чтения. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть языковой барьер, побороть стеснительность.
Дети очень увлеченно и с большим интересом выполняют подобные задания, при этом проговаривая на английском языке, впоследствии запоминая их. Подобных способов весело и активно учить язык с маленькими детьми очень много. Очень многое зависит от учителя, его языковой компетенции, знания современной технологии, преподавания иностранного языка. Значительную помощь учителю оказывает УМК иностранных языков, который в течение последних лет учитывает потребности учителей малокомплектных сельских школ с разновозрастным обучением. Однако успех к учителю придет только в результате совместных усилий деятельности УМК иностранных языков и главное самого учителя.
Литература
Байбородова, Л.В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе // Учебное пособие. – Ярославль, 2001. – 155 c.
Бельтюкова, И. С. Некоторые приёмы обучения английскому языку на начальном этапе [Электронный ресурс]/ И. С. Бельтюкова. - Режим доступа: http://www. festival.1september.ru, 2004.
Зайкин, М.И. Уроки в малочисленных классах//Педагогика. – 1991. – №12.- С. 34-40.
Сигнатулин, И.М. Обучение иностранному языку в малочисленных классах сельской малокомплектной школы/ И.М. Сигнатулин /Иностранные языки в школе. – 1991. - №3 – С.25-30, 70.
Заголовок 115