Реализация здоровьесберегающих технологий в начальном звене на уроке и вне урока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
Реализация здоровьесберегающих технологий в начальном звене на уроке и вне урока.
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ЛУГОВСКАЯ С. Д.
«Здоровье не всё - но всё без здоровья - ничто» (Сократ).
Наше будущее - наши дети. Одной из важнейших задач школы в соответствии
с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Мотивы познавательного характера, с которыми дети пришли в школу, имеют большое значение для организации учебного процесса, поскольку они помогают ребёнку быстрее осваивать то, что ему интересно. К концу первого класса большинство детей начинают говорить о своём нежелании учиться. Поэтому не случайно цель начальной школы звучит как развитие устойчивого интереса к «стране знаний». И здоровье учащихся играет здесь не последнюю роль. Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учётом работоспособности детей, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т. д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики - сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.
В здоровьесберегающих технологиях большое место отводится сюжетно-ролевым играм, направленным на сбережение здоровья детей: снятие мышечного напряжения, увеличение двигательной активности на уроке.
К таким играм относится игра «Карусель». Эта игра может проводиться на любом уроке, как тренинг (математика - устный счёт, русский язык - орфографическая зарядка).
Учащиеся младшего школьного возраста очень эмоциональны, непоседли-
вы. Им трудно учиться в статическом режиме. С помощью «гимнастики мозга» у них появляется энергия к учёбе. Эти упражнения помогают использовать оба полушария головного мозга. Приведу примеры некоторых упражнений.
1. «Перекрёстные шаги и прыжки» ( под музыку)
Ведь музыка с давних пор сопровождала человека, даря ему духовное и физическое здоровье.
2. «Двойной рисунок»
Дети берут в каждую руку карандаш. Изображают на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:
-навстречу друг другу;
-вверх- вниз, т.е. левой рукой вверх, правой - вниз, и наоборот;
-разводя в разные стороны.
Для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса на всех уроках в начальной школе я включаю физкультминутки. Провожу физкультминутки в период утомления детей на уроке. Все упражнения должны быть простыми, учитывать характер предыдущей работы.
При длительном сидении провожу упражнения для мышц спины.
Игра «Птица перед взлётом»
Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперёд, ноги не сгибаем, голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслаблено упали вниз и висят свободно(5-6 секунд).
(Это упражнение позволяет научить детей напрягать и расслаблять мышцы спины.)
Игра «Буратино»
Поза - сидя на стуле. Лепим красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом домик, солнышко и т. д. При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи.
( Это упражнение даёт терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника.)
На уроках необходимо проводить упражнения на расслабление мышц живота. Например, игра «Шарик»
Дети представляют себя воздушными шариками, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щёки. Шарик лопнул. Дети медленно расслабляют мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку садятся на стул.
Игра «Остров плакс»
Мы попали на волшебный остров, где живут плаксы. Дети всхлипывают - вдох без выдоха (3-5 минут). При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены.
(Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.)
Сохранение высокой работоспособности и здоровья детей в значительной степени зависит от умения правильно дышать. Дышать нужно через нос, обращать внимание на выдох. Когда дети дышат через нос, поступает больше кислорода в лёгкие. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Например, несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует гортанно-лёгочный аппарат и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
На каждом уроке нужно проводить упражнения, направленные на снятие утомления с органов зрения.
Очень важно, чтобы вопросы здоровьесбережения входили в содержательную часть всех предметов. Только в этом случае у детей сформируется целостное отношение к здоровью.
Литература:
1.Чупаха И. В., Пужаева Е, З., Соколова И, Ю «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе».
2.Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии». 1-4 классы.
15