Сценарий родительского собрания на тему «Особенности подросткового возраста».


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«средняя образовательная школа № 9»
Сценарий родительского собрания на тему:
«Особенности подросткового возраста».
Разработал: педагог-организатор
и классный руководитель 7-б класса
МКОУ «СОШ № 9» - Ольга Юрьевна Смирнова
2016 год
Аннотация
Именно подростковый период детей приносит больше всего забот и проблем взрослым. Это сложный период психологического взросления и полового созревания ребенка. Это тот самый период, что породил понятия «конфликт поколений» и «проблема отцов и детей».
Является ли данный возраст настолько сложным, насколько его представляют?
Цели:
•        Углубление представления родителей об особенностях подросткового возраста;
•        Оказание родителям помощи в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками.
Задачи:
•        Выяснить, кто такой подросток с точки зрения учащихся и родителей;
•        Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;
•        Найти пути преодоления подросткового кризиса;
•        Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.
Ход собрания:
Вступительное слово классного руководителя
     Эпиграфом к собранию стали слова Дж. Дьюи :«Структура личности подростка. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет».  
Вступительное слово классного руководителя:
-Уважаемые родители, вот мы и стали шестиклассниками. Возможно, кто-то посчитает, что проблемы пола поднимать в шестом классе рано. Но мы не должны забывать, что живем в XXI веке, особенностью которого является то, что дети взрослеют гораздо раньше и тем самым ломают общепринятые стереотипы. Ведь проблему легче предупредить, чем заниматься ее решением. Поэтому необходимо говорить о том, что период полового созревания неизбежен и родители должны быть готовы переживать его спокойно и вместе с ребенком, а не по разные стороны баррикад. Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме – теме превращения мальчиков в юношей, а девочек – в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицаний и страданий. По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними ситуация взросления. Давайте обратимся к результатам исследования по классу.
Основная часть собрания:
Подросток – это…
Родителям было предложено продолжить фразу.
Как же ответили в анкете дети?
Ответы учащихся на вопрос в анкете:
Подростковый возраст
- это когда ребенок взрослеет, это происходит в 14 лет, он становится нервным, проявляет свой характер;
- начинается в 13 и заканчивается в16 лет, сильное изменение внешности и характера;
- это когда из ребенка человек превращается в почти самостоятельного, влюбляется и меняется в лучшую или худшую сторону, проявляет характер;- это человек, которого всё раздражает;
- это когда тебе кажется, что ты уже взрослый, а окружающие еще видят в тебе ребенка;
- изменение внешности, отстаивание своей точки зрения, формирование взрослого человека;
- это период взросления и появления прыщей
Что же такое подростковый возраст?
           Тринадцать и четырнадцать лет – самые трудные двадцать четыре месяца в жизни. Именно в это время сомнения в себе и ощущение неполноценности достигают пика при максимальном давлении социальной среды. Что происходит в период подросткового кризиса? Прежде всего, стремительный рывок к взрослению. Если раньше ребенок просто становился старше, то теперь он повзрослел и духовно, и физически.
      Эриксон писал: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением отпустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен это сделать за очень короткий промежуток времени…»       Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него «группа поддержки» – друзья, семья, учителя.
        Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме.
          Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки пуповины». Ребёнок отделяется от родителей и уходит в свой мир — мир сверстников
          Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.
         Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них
           Учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.
В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.
Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
    Вот статистика, которую должен знать каждый родитель:
1. Подростковый период характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
4.  60% девочек беспокоятся по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
5.   Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
6.  По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11 лет – 60%, мальчиков – 13 лет.
7. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
8.  Большинство подростков отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.
Заключительная часть собрания:
Советы родителям:
      Используйте  в  жизни  своей  семьи  следующие  правила!
1. Если ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок как следует подумает, прежде чем сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не хочет стать причиной Ваших страданий
2.   Принимайте ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего - в понимании и сочувствии.
3. Выслушивайте ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор.
Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьезно.
5.  Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.
6. Старайтесь не унывать, сталкиваясь с проблемой. Глядя на то, как Вы решаете свои проблемы, ваш ребенок  будет учиться не паниковать  в трудной ситуации.
7.    Развивайте здоровое чувство юмора в себе и в своем ребенке. Часто именно юмор спасает нас от стресса.
8.  Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка.
9. Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребенок часто уличает Вас во лжи, с какой стати он сам станет говорить Вам правду?  
Правила поведения для родителей:
•        Дайте свободу.
•        Никаких нотаций.
•        Идите на компромисс.
•        Уступает тот, кто умнее.
•        Не надо обижать.
Список используемой литературы:
1.Журнал «Классный руководитель» 2010 год;
2. http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2014/03/15/roditelskoe-sobranie-v-7-klasse-osobennosti3. https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/meropriyatia/stsienarii-roditiel-skogho-sobraniia-vozrastnyie-osobiennosti-podrostkovogho-vozrasta4. http://festival.1september.ru/articles/506281/Приложения:
В процессе подготовки собрания  учащимся была предложена анкета, состоящая из двух частей.
   Анкета для учащихся.  
      1. В последнее время тебе больше нравится проводить время:
А. В кругу своей семьи          Б. С друзьями       В. В одиночестве
2. Изменения твоей внешности, роста и веса:
А. Радуют        Б. Огорчают             В. Раздражают и злят.
3. Тебе больше всего хотелось бы быть:
А. Умным          Б. Красивым       В. Общительным
4. Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это:
А. Радовало           Б. Огорчало            В. Безразлично
5. Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это:
А. Радовало            Б. Огорчало           В. Безразлично
6. Подростковый возраст- это…
7. Имя твоей лучшей подруги (друга)                  
8. Твой любимый телевизионный канал
9. Твой любимый цвет                                
10.Какую книгу ты читал (а) в последнее время?
1).   Знают ли родители твоих друзей?                                                    
2). Проводите ли вы совместные праздники?
3). Знаешь ли ты друзей своих родителей?
4). Любишь ли ты одиночество?
5). Нравится ли тебе присутствие родителей на детском празднике?
6). Часто ли ты беседуешь по душам с родителем?
7). Ты предпочитаешь всё делать сам или обратиться за помощью?
8).  Комфортно ли тебе в школе?
9). Ты предпочитаешь отдых с семьёй, в одиночку или с друзьями?
10). Как относятся родители к твоему мнению?
Непосредственно на собрании родители также ответили на вопросы анкеты.
Анкета для родителей.
1). Знаете ли вы друзей своего ребёнка?
2). Проводите ли вы совместные праздники с детьми?
3). Знают ли дети ваших друзей?
4). Любите ли вы одиночество или предпочитаете общение с разными людьми?
5). Считаете ли вы обязательным присутствие взрослых на детском празднике?
6). Часто ли вы беседуете по душам с детьми?
7). Самостоятелен ли ваш ребёнок или он предпочитает обратиться за помощью?
8). Комфортно ли вашему ребёнку в школе?
9). Вы предпочитаете отдых всей семьёй (с детьми) или в одиночку?
10). Как вы относитесь к мнению своего ребёнка? Важно ли оно для вас?