Сценарий родительского собрания «Особенности подросткового возраста»
Родительское собрание на тему "Особенности подросткового возраста". 8-й класс
Цель: помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений; обратить их внимание на собственное поведение в период полового созревания; оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.
Подготовка к собранию: подготовка различного статистического материала по проблеме, анкетирование и диагностика учащихся (приложение 4), памятка для родителей (приложение 3), ситуации для обсуждения во время собрания (приложение 2), подготовка сопроводительной презентации (приложение 1).
Ход собрания
Слайд 1. Тема: Наши дети – подростки. Приложение 1. (Презентация “Проблемы подросткового возраста”)
Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.
Сегодня хотелось бы обсудить вместе с вами, какие проблемы в общении с детьми у вас возникают, и возникают ли вообще. Какие изменения происходят в детях.
Слайд 2. Сначала я вам предлагаю ответить на простой вопрос, кто же такой подросток. Для этого вам необходимо объединиться в группы по 4-6 человек. Написать на распечатке, которая у вас на столах ассоциации к слову подросток, подростковый возраст. (7-10 мин.). Приложение 2. (Распечатка для родителей)
Кто-нибудь может, озвучить, что у вас получилось?
Так же в группах подумайте, обсудите, запишите, чем, по-вашему, характеризуется подростковый возраст? Какие изменения происходят в детях? Какие проблемы возникают при общении с детьми? (5-7 мин.)
Что у вас получилось?
Все, что вы сказали, верно.
Слайд 3. Хочу показать ассоциации наших с вами детей к этим же терминам.
На распечатке у вас представлены особенности поведения подростков. Я вам предлагаю поработать с ними с течение 5-7 минут. Сравните их, применимо к вашим детям. Выделите 7-10 наиболее актуальных особенностей поведения, расположите их в порядке возрастания (один номер можно ставить не более, чем двум особенностям поведения). Что было год, полтора назад, что сейчас? Изменилось ли что-то? И как?Затем обсудим, что у вас получилось
Обобщая нашу работу, посмотрим, как психологи характеризуют подростковый возраст, какие проблемы выделяют и каковы способы их решения, какие приоритеты выделяют для себя именно наши дети.
Слайд 4. Происходит перестройка подростка на всех уровнях: психологическом, физиологическом, социальном.
Слайд 5. В период полового созревания идет бурная перестройка организма, что сопровождается временным нарушением процессов нервной системы и приводит к снижению работоспособности, интереса к учебе, подросток становиться невнимательным, рассеянным. Эмоции подростка подвижны и противоречивы. Повышенная чувствительность, вспыльчивость в мелочах может сочетаться с холодностью, черствостью. Застенчивость легко переходит в развязность или грубость.
Слайд 6. Происходит:
Интенсивное физическое и физиологическое развитие:увеличиваются рост и вес
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела: дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими
Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания
Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.
Слайд 7. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать “гормональную бурю”. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Многие переживают Такие физические изменения.
Слайд 8. Формируется новый образ физического “Я”.
Резко повышается интерес к своей внешности:
Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые
Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
Слайд 9. Согласно диагностике, дети нашего класса по-разному воспринимают изменения во внешнем облике, происходящим в этом возрасте, но в целом их отношение носит позитивный характер: то есть **% детей эти изменения радуют, **% опрошенных они безразличны (скорее всего здесь, преобладают ответы мальчиков), **% огорчены изменениями во внешнем облике и **% испытывают злость, раздражение в связи с этим.(Диагностика и анкетирование детей проводятся заранее). Приложение 4.
Слайд 10. Также усиливается развитие самосознания. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и “Я-концепция”.
Слайд 11.Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.
Слайд 12-13. Проявляется чувство взрослости.
В желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому.
В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей.
Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.
Появляется моральный “кодекс”, предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:
взаимная поддержка,
помощь в случае нужды,
уверенность в друге и доверие к нему,
защита друга в его отсутствие,
принятие успехов друга,
эмоциональный комфорт в общении.
Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения.
Они уже хотят быть самостоятельными, но ещё не все готовы отвечать за свои поступки и анализировать их.
Слайд 14. В рамках изучения ответственности ребенка за свои совершаемые поступки характерна полярность, а именно: количество опрошенных детей, практически всегда задумывающихся о своих поступках, и, напротив, предпочитающих снимать с себя ответственность за совершаемые действия, представлены в равной степени – **%. Вместе с тем **% детей, по их мнению, лишь иногда несут ответственность за свое поведение.
Вместе с тем оценивать свое поведение со стороны приходилось, по мнению, детей, **%, а **% задумываются об этом лишь иногда, и**% предпочитают не думать об этом.
Слайд 15. Формируется “Я-концепция” ребенка.
Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания.
Внутренний мир.
Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно
Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть
Личностная рефлексия (самоанализ), потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.
Слайд 16. Реальное Я.
Представления о собственной внешней привлекательности.
Представления о своем уме.
Представления о своих способностях в разных областях.
Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах.
Слайд 17. Идеальное Я.
Идеальное “Я” может сильно отличаться от реального.
При высоком уровне притязаний.
При недостаточном осознании своих возможностей.
Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.
Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию .
Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества.
У подростка развивается саморегуляция.
Слайд 18. Учащимся предлагалось оценить свой образ глазами окружающих (родных, друзей). Дети выделяют следующие качества (то есть они считают, что они):
общительный – **%
добрый - **%
злой – **%
открытый – **%
жизнерадостный – **%
искренний – **%
сильный – **%
ленивый – **%
вредный – **%
предатель – **%
уверенный в себе – **%
увлекающийся – **%
смешной (прикольный) – **%
Иными словами детям в данном возрасте в наибольшей степени характерны общительность, доброта, жизнерадостность, открытость новому, в сочетании с уверенностью в себе и склонностью к увлекаемости, авантюризму.
Происходит перестройка и на социальном уровне.
Слайд 19. Общение со взрослыми.
Слайд 20. Общение со сверстниками.
Слайд 21, 22. Особенностью данного возраста является направленность на общение, что отражено и в результатах относительно предпочтительности сферы общения с ровесниками, а именно **% предпочтут пообщаться с друзьями, чем выполнить домашнее задание – **%; подселятся возникшей проблемой или трудностью с другом – **%, опрошенных детей, и лишь **% обратятся к родителям; **% детей предпочитают послушать музыку, чем обратиться к чтению литературы или уходу за животными – **%; пойти с родителями в гости согласятся лишь **%, остальные **% предпочтут остаться дома, поговорить по телефону с другом, или пригласят его домой; Вместе с тем дети считают себя достаточно взрослыми, то есть проявляется чувство взрослости, стараются высказать свое мнение по каким-либо вопросам **%, и лишь треть учеников **% согласятся с мнением родителей и учителей, даже если свое мнение отлично от него.
По результатам диагностики. В случае возникновения трудности ребенок практически в раной мере предпочитает обратиться к родителям **% или к друзья **%. Говоря о досуге, можно сказать, что **% детей предпочитают проводить время с друзьями на улице, **% хотели бы поучаствовать в вечеринке или побывать на дискотеке, и **% заниматься в спортивных секциях.
Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.
Раздается памятка для родителей. Приложение 3. (Памятка для родителей)
Слайд 23. Посмотрите, какие особенности поведения подростков выделяют психологи:
Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Что же он представляет собой?
Вот его проявления:
чувствительность к оценке посторонних своей внешности,
крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих,
внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров,
целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
на все требуют доказательств,
неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе,
потребность в общении сменяется желанием уединиться,
развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью,
романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью,
нежность, ласковость бывают на фоне,
стремятся быть взрослыми, но избегают ответственности,
выбирают себе кумиров,
проявляется соревновательный мотив.
И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».
15