Создание условий успешной адаптации учащихся 5 классов.
«Создание условий успешной адаптации учащихся 5 классов».
Проблема преемственности в 5-х классах наиболее актуальна в связи с переходом 5 классов на обучение в соответствии с требованиями ФГОС.
Преемственность - система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
При решении проблемы преемственности к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо учитывать:
психолого-педагогические особенности 10-12-летних детей;
Изменения в познавательной сфере деятельности (замедляется темп деятельности, дети чаще отвлекаются, не всегда адекватно реагируют на замечания).
«Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, склонность к фантазированию, стремление экспериментировать. Учитывая все это, необходимо постепенно вводить новое содержание и новые формы организации учебной деятельности учащихся.
содержание и формы организации учебной деятельности
Урок остается основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в 5-6 классе. Не забывать про экскурсии, игры, диспуты (дискуссии), практические работы мини-лекции.
цели и результаты образования на начальной и основной ступенях образования;Сложности переходного периода вызваны следующими факторами:
сменой социальной обстановки;
изменением роли учащегося;
увеличением учебной нагрузки;
изменением режима дня;
разностью систем и форм обучения;
различием требований со стороны учителей-предметников;
изменением стиля общения учителей с детьми.
При изучении динамики отношения детей к учебной и другим видам деятельности нами использовались следующие методы: наблюдение, анализ документации, опросы, беседы с учащимися, написание сочинений.
Учащимся 5-х классов была предложена анкета.
Учащимся были заданы следующие вопросы:
Любишь ли ты учиться?
Должны ли дети учиться?
Если бы учение было необязательным, ходил бы ты в школу?
В опросе участвовало 65 человек.
На вопрос: «Любишь ли ты учиться?»- 73% пятиклассников ответили положительно, обучающиеся 5-х классов любят учиться и стремятся к получению качественных знаний.
Вопрос: «Должны ли дети учиться?» -97% наших пятиклассников ответили положительно, обучающиеся осознают необходимость получения образования;
Вопрос: «Если бы учение было необязательным, ходил бы ты в школу?»-68% обучающихся ответили положительно и 13% отрицательно.
Некоторые обучающиеся 5 классов тяготятся учебой, особенно по отдельным предметам. Меняется состав предметов, называемых в качестве любимых. Если в начальной школе это все основные предметы, то в 5 классе - история, физическая культура, обществознание, биология, труд.
Итак, на основании результатов проведенного опроса можно сделать вывод, что на данном этапе не у всех учащихся есть мотивация для получения образования. В связи с этим необходимо:
1.разнообразить формы организации учебного процесса;
2.изменить взаимоотношения с обучающимися с учетом их индивидуальности и готовности к учебному общению;
3.Учителям начальных классов и учителям-предметникам определить списки учащихся «группы риска» и разработать мероприятия по работе с ними.
Каждый учитель – предметник должен провести анализ на наличие детей с низким уровнем способности к обучению и высоким уровнем. В связи с этим в рабочих программах учителями-предметниками должны быть прописаны формы индивидуальной работы и способы организации учебной деятельности на уроке, позволяющие учитывать особенность данных категорий учащихся.
Для организации индивидуальной работы с учащимися, имеющими сложности в обучении, педагогами должны применяться нестандартные (развивающие, подготавливающие, корректирующие) домашние задания. Работа с данными учащимися должна быть организована по индивидуальным образовательным маршрутам, с ведением тетрадей для индивидуальных занятий и с фиксацией проведенных занятий в специализированном журнале, в системе должна быть обратная связь с родителями (законными представителями).
4.Рекомендовать классным руководителям проводить классные часы и родительские собрания, направленные на повышения мотивации обучающихся. Привлекать родителей к проведению тематических классных часов.
Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.