Проект по адаптации детей к детскому саду Здравствуй кроха!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска»
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
694240, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная, дом 58
Тел.: 8(42431)5-53-36, 8(42431)5-08-83; e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ПРОЕКТ
«ЗДРАВСТВУЙ КРОХА!»
(адаптация к детскому саду)
Срок реализации: сентябрь – декабрь 2016 года
Автор проекта:
Варнавская Светлана Васильевна
воспитатель
2016
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«ЗДРАВСТВУЙ КРОХА!»
Актуальность проекта:
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка
Соответственно, одна из главных задач педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений заключается в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.
Цель проекта:
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи проекта:
1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями
Тип проекта: долгосрочный, коллективный
Срок реализации проекта: сентябрь – декабрь 2016 года
Целевая аудитория проекта: педагоги, специалисты, воспитанники и их родители
Методы проекта:
Исследовательские: проблемные вопросы
Наглядные: тематические картинки, дидактические игры, мультимедийные презентации
Словесные: беседы; чтение литературы; консультации для родителей; объяснения; указания; словесные инструкции
Предполагаемые результаты проекта:
1.Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
2.Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
3.Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
4.Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Основное содержание и этапы проекта:
1. Организационный этап:
подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Здравствуй кроха»;
разработка анкет для родителей;
составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
анализ проведенной работы;
диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
4. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Формы работы с педагогами:
1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
2. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
3. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
Тематический план непосредственно образовательной деятельности воспитателя в период адаптации детей к детскому саду
СОДЕРЖАНИЕ
ФОРМЫ РАБОТЫ
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
ь
Знакомство детей с детским садом,
друг с другом
Развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий
Снятие психоэмоционального напряжения в течение дня
Игры с воспитателем «Давайте познакомимся», «Назови себя ласково» и др.
Игры на развитие коммуникации «Давайте познакомимся», «Клубочек», «Доброе животное»
Общение: ситуации «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад»
Художественная литература:
потешка для новичков «Кто из нас хороший?»,
стихи А. Барто, С.Я. Маршака и Е. Благининой
Элементы театрализованной деятельности «Давайте познакомимся»
Приучение детей к самообслуживанию: показывать
·, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок – путем создания предметной развивающей среды. Соответствующие игры и занятия с разнообразными предметами и игрушками (вкладыши различной формы, кубики, пирамидки, матрешки, совочки и пр.).
Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»
Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки»
Игры «Медвежонок в берлоге» (развитие дыхания); «Собери мячики» (развитие правильного речевого дыхания) - дети стоят на полу, наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают разбросанные мячики и складывают их в корзинку.
Зарядка в стихах «Шел козел по лесу»
Подвижные игры «Карусели», «Раздувайся, пузырь», «С кочки на кочку», «Мы топаем ногами», «Курочка и цыплята», «Птички летают»
Пальчиковые игры «Где же наши ручки?», «Сорока-ворона», «Утята»
О
К
Т
Я
Б
Р
ь
Развитие эмоциональной сферы, коммуникации
Развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий
Снятие психоэмоционального напряжения в течение дня
Дидактические игры
Игры:
«Давайте познакомимся», «Змейка», «Изобрази героя» (игра-имитация), «Наши герои», «Дождик и солнышко», «Мартышки», «Ладонь в ладонь», «Дотронься».
Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо», ситуации «Попроси игрушку» и «Собачке грустно, у нее нет друзей»
Художественная литература:
рассказывание сказки «Колобок»,
потешки «Водичка серебристая», «Петушок и его семья», рассказывание сказки «Рукавичка»,
инсценировка «Курочка Ряба»,
рассказывание сказки «Три медведя», песенка «Все игрушки хороши»
Игры-занятия «Как мы гуляем», «Катя умывается», «Оденем Катю на прогулку», «Как мы помогаем маме», «Как правильно мыть ручки», «Научим Катю раздеваться», «Сделаем Кате комнату», «В гостях у мишки: наводим порядок»
Зарядка в стихах «Гномики»
Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки»
Игры «Страшный сон зайчонка» (развитие дыхания) – частое поверхностное дыхание ртом.
«Велосипед» (укрепление мышц ног и брюшного пресса, ритмизация движений в соответствии со стихотворным текстом) – дети сидят на полу, опираясь спиной о стену, и делают движения под стихотворные строчки;
«Солнышко и туча»
Подвижные игры:
«Мы топаем ногами»,
«Солнышко и дождик»,
«Карусель»,
«Гуси»,
«Поезд»,
«Пузырь»,
«Журавли – лягушки»,
«Догонялки»,
имитация движений животных
Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5 пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы считаем»
«Узнай и назови зверей», «Поручения», «Разложи по цвету», «Что делаем сначала, что потом», «Где чей домик», «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Найди предмет по описанию», «Назови животное и как оно кричит», «Найди свою маму», «Кто чем питается»
Н
О
Я
Б
Р
ь
Развитие эмоциональной сферы, коммуникации
Развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий
Снятие психоэмоционального напряжения в течение дня
Дидактические игры
Игры:
«Зоопарк», «Назови друга ласково», «Добрая нежная рука», «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай», «Что подарить другу», «Я и моя мама», «Как мы веселимся», «Найди отличие», «Кто как ходит», «Играть нужно дружно»
Художественная литература:
рассказывание сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение стих-я Е. Благининой «Научу обуваться и братца», С. Маршака «Мой веселый, звонкий мяч»
Игры-занятия:
«Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке», «Накроем стол для гостей»,
ситуации «Маша хочет кушать, тарелка есть, а ложки нет» (предметы-заместители), игра-имитация «Медведь», инсценировка «День рождения Чебурашки»
Зарядки в стихах
Игры
«Покачай игрушку на животике» (развитие дыхания, активизация процесса вдох-выдох)
– дети лежат на спине, игрушки помещают на живот, на шумном вдохе поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее.
«Вот как мы умеем!» (массаж всего тела, развитие общей подвижности)
– дети лежат на животе , затем крадутся на четвереньках, как «разведчики», «плывут» в воде, «ныряют» в шарики и т.д.
Подвижные игры:
«Куры и петух», «Солнышко и дождик», «Птички летают» и др.
Игры на развитие памяти, внимания, мышления:
«Что изменилось?»,
«Чудесный мешочек»,
«Найди предмет по описанию»,
«Сложи картинку»,
«Кто скорее соберет»,
«Узнай и назови»,
«Угадай, что звучит», «Чьи дети», «Кто позвал».
Д
Е
К
А
Б
Р
ь
Родительское собрание с целью подведения итогов адаптационной работы.
Анкетирование родителей.
Работа с родителями:
Семинар-практикум:
«Адаптация ребенка к детскому саду или скоро, скоро, скоро в детский сад».
Круглый стол:
«Как облегчить адаптацию».
«Результаты адаптации детей к ДОУ».
Консультации:
«Первые дни ребенка в детском саду».
«Роль родителей в подготовке родителей к детскому саду».
«Как помочь самым маленьким».
«Адаптация к ДОУ. Факторы риска и факторы благополучия».
«Основные психологические особенности детей 3 лет».
«Список умений и навыков ребенка при поступлении в детский сад».
«Переступаем заветный порог... Шаг за шагом первая дорога в детский сад».
«Упрямство и капризы у ребенка».
«Процесс адаптации детей раннего возраста».
«Если ребенок не хочет ходить в детский сад».
Анкетирование:
«Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад».
«Оценка направлений адаптации ребенка».
«Стиль воспитания ребенка в семье».
«Анкета-знакомство».
«Готовность ребенка к поступлению в детский сад».
«Оценка поведения ребенка в период кризиса трех лет».
«Проблемы адаптации ребенка к условиям ДОУ».
«Оценка динамики процесса адаптации».
Рекомендации и памятки:
«Как помочь ребенку в период адаптации».
«Как подготовить ребенка к поступлению в ДОУ».
«Как вести себя родителям в период адаптации».
«Одежда и обувь по сезонам».
«Как помочь детям преодолеть кризис трех лет».
«Ошибки, которые делают родители».
Заголовок 115