Образовательная программа дополнительного образования детей «Студия современного танца»

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»












Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Студия современного танца»

(возраст обучающихся: 7-9 лет, 12-14лет;
Срок реализации 2 года)





Разработчик программы:
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДТ
Белова Светлана Викторовна











Алапаевск
2014год

Пояснительная записка.

Экономический кризис страны и области привёл к угасанию культуры: закрываются или недостаточно широко работают с детьми и подростками учреждения культуры, Дома творчества, дворовые клубы. Где и когда наши подростки могут познакомиться или продолжить своё знакомство с музыкальной и танцевальной культурой? Далеко не каждый может посещать платные музыкальные школы, танцклассы. Поэтому перед Домами Творчества встали значительно широкие задачи музыкально-эстетического воспитания подростков, позволяющие музыке, вокалу и танцам в системе дополнительного образования в полную меру выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль через введение кружков и студий музыкально-танцевального направления по разным жанрам (народный блок, классический блок, современная хореография и т.д.)
Данная программа занятий в «студии современного танца» охватывает не всю область музыкально-танцевального искусства, но вполне может рассказать подросткам о музыкально-танцевальных традициях народа, о культуре танца и всех современных танцевальных жанрах и направлениях.
Занятия по данной программе, ни в коей мере не отрицая важности танцевального искусства, развивающего национальные традиции, ровно как и важности изучения танцевальной грамоты, ставят перед собой гораздо более широкую задачу - ввести подростков в мир большого музыкального и танцевального искусства 21-го века, научить их любить, понимать и воспроизводить музыку современности во всём её богатстве форм и жанров, иначе говоря, воспитать в подростках музыкально-танцевальную культуру как часть всей их духовной культуры детей своего времени XXI века.
Так, занятия в танцевальной студии по современному жанру можно проводить в течении 2-х лет с детьми или подростками, имеющими склонность к танцевальной деятельности, что само по себе облегчает работу руководителя дополнительного образования.

Целью занятий в студии является - приобщение детей или подростков к искусству современной хореографии, развитие и совершенствование танцевальных навыков, развитие художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих значительный характер, особенно на современном этапе.

Основные задачи занятий :
-формирование у участников студии танцевальных ЗУН;
-овладения и освоения данного программного хореографического материала;
-использование движений классического, спортивного. эстрадного и современного танца;

Таким образом, можно создать танцевальный репертуар, имеющий свою
цель - воспитание личности подростка, его гуманных чувств, нравственной направленности его сознания, не отставая от традиций современного времени.
В процессе постановочной работы в студии и последующих репетиций подростки приучаются к сопереживанию и сотворчеству, у них развиваются: художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности, чувство взаимной поддержки в группе, развивается творческая инициатива в работе группы и в отдельности каждого, а также воображение, умение более точно передать музыку и содержание образа движением.
Руководитель студии, придерживаясь содержания программы, может подходить творчески как к проведению занятий, так и к поставленной работе, руководствуясь изложенными выше воспитательными целями и конкретными условиями.
Танцевальная импровизация в программе рассматривается как один из путей приобщения подростков к творческой самодеятельности, как на интерпритации подростками поставленных танцев руководителем, так и на "самостоятельно составленном" репертуаре самих подростков.
В программе усиливается внимание к развитию познавательной деятельности за счёт систематического проведения бесед, совместных просмотров TV, видеосюжетов по танцевальным жанрам, посещение концертов, театров, других студий и кружков различного танцевального жанра.
Организационная работа в студии заключается: в составлении расписания, ведении журнала, в сохранности аппаратуры, беседы с родителями и отдельными подростками организации выступлений, подборе костюмов и участие в концертных программах, фестивалях.
Состав подростков в студии может быть разнороден и по способностям и по возрасту, так как этим обусловлено особое внимание руководителя в подготовке занятий и выбору репертуара; а так же организации при необходимости индивидуальных занятий.
Программа сочетает знакомство обучающихся с ритмической основой танца, тренировочные упражнения и танцевальные движения выбранного жанра, что способствует более быстрому развитию танцевальных способностей обучающихся. Руководитель строит работу таким образом, чтобы не нарушать целостный педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива.
И тем не менее, все обучающиеся во время занятий должны получить представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека; что красота танца - это совершенство отработанных движений и линий гибкого тела, выразительность, лёгкость, сила, ритмичность, грация, соответствующие спросу танцевальной культуры XXI века.

Данная программа обязательно связана с другими творческими коллективами, Домами Творчества, Досуговыми Центрами города, где предусмотрены совместные проведения общественных мероприятий :
-«Мастер-класс»,
-«Стартинейджер»,
-«Фестиваль талантов»,
-«Топ-модельное ассорти»,
-флеш-моб и другие.
Вокально-танцевальная форма участия студии по хореографии и вокальной студии на празднике- танцевальное сопровождение вокала (подтанцовка).Выступления и взаимосвязь с другими кружками даёт возможность подросткам пообщаться, поделится опытом знаний, посоревноваться, сдружиться, что само по себе повышает художественный уровень исполнительской работы обучающихся в студии современного танца.
Занятия в данной студии предусмотрены 2 раза в неделю с выбранной часовой нагрузкой по 2 часа или менее по усмотрению руководителя.
Данная программа подготовлена на основе программы для занятий в «Хореографических кружках Домов и Дворцов школьников», автор О.С. Манякина и Л.Г.Лихачёва, и является модернизированной, т.к. в неё больше всего вводится современная танцевальная культура (на основе современных вкусах подростков) и танцевальные современные стили.




Учебно-тематический план:
(Первый год обучения)


Название темы.
Всего часов
Теория
Практика

11.
Учебно-тренировочная работа:
-Азбука танцевального движения
-Основные движения в танце
-Ритмика и танец
-Построения и перестроения
-Элементы классического танца
-Элементы эстрадного танца
-Элементы современного танца

55
5
50

22.
Специальная танцевально-художественная
работа:
-Танцевальная импровизация
-Танцевальные этюды с предметами
-Постановочная работа
-Репетиционная работа

75
5
70

33.
Мероприятия воспитательного характера:
-Организационная работа
-Выступления на сцене
-Встречи с другими коллективами
-Открытые занятия

14
2
12


Итого:

144
12
132

ВСЕГО: 144 часа


Содержание программы.

1.Учебно-тренировочная работа.
Теоретическая часть:
Беседы «Ритм, Темп, Движения», «Танцевальные и музыкальные термины», «Размеры и счёт в музыке», «Этикет парного танца», «Движения для здоровья», «Культура исполнения танца», «Виды танцев и их характеристика».
Тренинги на знакомство и выявление творческих способностей.
Практические задания:
прослушивание музыки; разучивание ритмических упражнений для разминки; изучение построений и перестроений в танце, ориентира в пространстве; разучивание разминки у станка (экзерсис); постановка корпуса, позиции рук и ног; разучивание простых движений для любого танца (шаги, подскоки, бег, повороты, развороты, прыжки, поклоны); знакомство с элементами классического танца, эстрадного и современного танцев. Закрепление изученного материала работой в подгруппах.
Разучивание ритмических и танцевальных игр для закрепления танцевальных навыков.

2.Специальная танцевально-художественная работа.
Теоретическая часть:
Беседы «Хореография - как искусство», «Импровизация для начинающих в современной хореографии», «Структура танца», «Что такое «синхронизация»», «Как сочиняются танцы», «Культура поведения на сцене».
Практические задания:
Разучивание мини-этюдов с предметами (с мячом, с платком, с шариком, с обручем).
Просмотр этюдов - экспромт собственного сочинения обучающихся.
Освоение основ импровизации, фантазия обучающихся на разные темы (я- на сцене, я- умею улыбаться всем, я- танцую для мамы, мои любимые персонажи)
Изучение структуры танца на практике (начало, выход, движения, перестроения, повторения, рисунок, завершение – картинка, поклон, уход).
Разучивание движений классического танца (вальс, танго, джаз). Разучивание движений эстрадного танца (стэп, рок-н-ролл). Разучивание движений современного танца (хип-хоп, поп, фанки, драйв, тектон, флешмоб). Закрепление изученного материала.
Постановка отдельных частей танца, соединение в общую композицию. Отработка синхронизации движений. Освоение образов в танце и обучение основам актёрского мастерства. Применение образности при постановке танца. Постановочно-репетиционная творческая работа с танцевальным коллективом.

3.Мероприятия воспитательного характера.
Теоретическая часть:
Беседы и встречи с родителями. Заявления, анкетирование. Тестирование обучающихся на выявление творческих способностей. Разработка плана роста творчества коллектива.
Практические задания:
Проведение открытых занятий в декабре и марте (учет результативности освоения учебного материала обучающимися). Выступления коллектива на конкурсах, концертах и фестивалях детского творчества. Показательные выступления и творческие встречи с другими танцевальными коллективами.







Требования к уровню подготовки:
(по окончании первого года обучения)

Обучающиеся должны знать:
1.Позиции рук, ног, корпуса и головы
2.Элементы классического и эстрадного танца
3.Танцевальные и музыкальные термины
4.Требования к занятиям по хореографии
5.Стили современного танца
6.Правила поведения на занятиях и правила работы в паре, в тройке

Обучающиеся должны уметь:
1.Выполнять не сложную разминку самостоятельно
2.Начинать и завершать танцевальную композицию без помощи руководителя
3.Свободно перемещаться в пространстве во время занятия, ориентироваться на сцене при исполнении танца
4.Работать соло, в паре, в группе танцоров
5.Перестраиваться в простые фигуры танца
6.Исполнять части танца синхронно вместе с группой
7.Выдерживать образ персонажа при исполнении танца


















Учебно-тематический план:
(Второй год обучения)


Название темы.
Всего часов
Теория
Практика

11.
Учебно-тренировочная работа:
-Азбука танцевального движения
-Элементы классического танца
-Элементы эстрадного танца
-Стили современного танца
-Пластика. Ритмика.

50
5
45

22.
Специальная танцевально-художественная
работа:
-Танцевальная импровизация
-Мастер-класс по хореографии
-Постановочная работа
-Репетиционная работа

80
5
75

33.
Мероприятия воспитательного характера:
-Организационная работа
-Встречи с другими коллективами
-Концертные выступления
-Открытые занятия

14
2
12


Итого:

144
12
132

ВСЕГО: 144 часа



Содержание программы.
1.Учебно-тренировочная работа.
Теоретическая часть:
Беседы «Движения и перестроения», «Термины в хореографии», «Стилизация любого вида танца», «Пластика для здоровья», «Культура исполнения классического танца», «Виды современных танцев и их характеристика».
Тренинги на знакомство и выявление творческих способностей. Тренинги на взаимодействие в группе.
Практические задания:
прослушивание музыки и умения различать темпо-динамику; разучивание сложных ритмических упражнений для разминки (круговорот, партер, батман); изучение построений и перестроений в танце, ориентира в пространстве, сложных рисунков танца; разучивание разминки у станка (экзерсис-мастер); постановка корпуса (1-4), позиции рук (1-10) и ног (1-6); разучивание движений для любого танца (шаги, подскоки, бег, повороты, развороты, прыжки, поклоны); знакомство с элементами классического танца, эстрадного и современного танцев. Закрепление изученного материала работы в подгруппах.

2.Специальная танцевально-художественная работа.
Теоретическая часть:
Беседы «Хореография - как искусство», «Анимация в современной хореографии», «Структура любого танца», «Синхронизация танца», «Как сочиняются и реализуются танцы», «Культура поведения на концертных выступлениях».
Тренинги на мастерство исполнения танцевальных движений.
Практические задания:
Освоение основ импровизации и анимации, фантазия обучающихся на разные темы (я- на отдыхе, я- на сцене, мои любимые ритмы и мелодии)
Изучение структуры танца на практических занятиях (начало, выход, движения, перестроения, повторения, рисунок, завершение – картинка, поклон, уход).
Разучивание движений классического танца (вальс, румба, ча-ча-ча). Разучивание движений эстрадного танца (стрейч, рок-н-ролл, модерн). Разучивание движений современного танца (хип-хоп, попинг, джайвинг, фанки, драйв, тектон, флешмоб, брейк, фристайл). Закрепление изученного материала.
Проведение мастер-классов по исполнению танцевальных движений любых стилей.
Постановка отдельных частей танца, соединение в общую композицию. Отработка синхронизации движений. Освоение образов в танце и обучение основам актёрского мастерства. Применение образности при постановке танца. Постановочно-репетиционная творческая работа с танцевальным коллективом.

3.Мероприятия воспитательного характера.
Теоретическая часть:
Беседы и встречи с родителями, с педагогами. Заявления, анкетирование. Тестирование обучающихся на выявление творческих способностей. Разработка плана роста творчества коллектива. Разработка мониторинга для коллектива.
Практические задания:
Проведение открытых занятий в ноябре и феврале (учет результативности освоения учебного материала обучающимися). Выступления коллектива на конкурсах, концертах и фестивалях творчества. Показательные выступления и творческие встречи с другими танцевальными коллективами города, района или региона.













Требования к уровню подготовки:
(по окончании второго года обучения)
Обучающиеся должны знать:
1.Позиции рук, ног, корпуса и головы
2.Элементы классического и эстрадного танца
3.Танцевальные и музыкальные термины от простых до сложных
4.Требования к занятиям по хореографии и при выполнении акробатических элементов, упражнений
5.Правила работы у станка (пластика, растяжка)
6.Стили, направления и новые течения современного танца
7.Правила поведения на занятиях и правила работы в паре, в тройке, в большой группе исполнителей
8.Постановочную и репетиционную работу с их требованиями

Обучающиеся должны уметь:
1.Выполнять любую разминку самостоятельно
2.Выполнять все элементы танца по программе
2.Начинать и завершать танцевальную композицию без помощи руководителя
3.Свободно перемещаться в пространстве во время занятия, ориентироваться на сцене при исполнении танца
4.Показать любые танцевальные движения во время проведения мастер-класса
5.Работать соло, в паре, в группе танцоров
6.Перестраиваться в сложные фигуры и рисунки танца
7.Исполнять части танца синхронно вместе с группой
8.Выдерживать образ персонажа при исполнении танца
9.Владеть навыком актёрского мастерства








Материально-техническое обеспечение:

Помещение (12-15 стульев, 2 тумбы для аппаратуры, 1 шкаф под костюмы, 2 встроенных шкафа для реквизита, дисков, костюмов)
Помещение для концертной деятельности и генеральных репетиций (актовый зал)
Приборы и оборудование (магнитофон, телевизор, DVD плеер, СД и DVD диски с записями)
Накопительный материал (брошюры, методички, журналы, книги по хореографии, диски с выступлениями обучающихся)
Спортивный инвентарь (обручи, мячи разные, скакалки, игрушки)


Список литературы:

Бриске И.Э. Программа «Хореография. Рекомендации»-Ч, 2000.
Великова Э. «Здесь танцуют все»-Л, 1994.
Манякина О.С., Лихачева Л.Г. «Программа для хореографических кружков дополнительного образования»-М, 1989.
Шульгин А., Томилова Л. «Костюмы для танцев»-М, 1994.
Программа для хореографов «Танец»-М, 1992.
Матов В.В. «Ритмическая гимнастика и аэробика»-М, 1989.
Барышникова Т. « Азбука хореографии»- М, 2000
Брошюра «Методическая разработка для преподавателей хореографических школ»-М, 2009.
Стуколкина М. Методические рекомендации для преподавателей ДО «Уроки танца»-М, 2003.
Программа «Хореографическое развитие подростков с 8 лет»-Е, 2004.
Белова Е. «Ракурсы танца»-М, 2002.
Брошюра для студий современного хореографического направления «Современные танцы. Новые стили и направления» - Е, 2004.
Методический материал по составлению программы (интернет-ресурс).




Сведения о разработчике:

Белова Светлана Викторовна

Место работы: МБУ ДО ДДТ,
Педагог дополнительного образования

Образование: -СОУК г.Екатеринбург, ОЭСКС
(1991-1994)
-ОЦНТ УК, руководитель самодеятельного
хореографического коллектива(1995)
-Мин. Культ. РФ, курсы по хореографии
(1997)
-мастер-класс школы А.Духовой(2001)
-СГОДНТ г.Екатеринбург «Уличные
Танцы», «Модерн и постановка танца»(2013)

Педагогический стаж:11лет (в данном учреждении)

Квалификационная категория:1(первая)

Адрес: г. Алапаевск, Свердловской обл.
Ул. 3 Интернационала 8-93,тел.8-912-0381660


Аннотация

Программа предназначена для занятий в хореографических студиях и объединениях в системе дополнительного образования, где занятия проводятся в течении 1-го-2-х лет с подростками, имеющими склонность к танцевальной деятельности.
Основная цель занятий - приобщение обучающихся к искусству современной хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих значимый характер в развитии их способностей на современном этапе (специфике современных танцевальных стилей).
Программный материал даёт возможность на занятиях усваивать ритмическую динамику, элементы танца, музыкально-танцевальную природу импровизации и сотворчества в коллективе одновременно.
Выбор репертуара постановочной деятельности индивидуален каждым руководителем - что облегчает работу по программе.

15