Конспект урока Место человека в системе органического мира 8кл
1
Тема: Место человека в системе органического мира
Цель: Ознакомить учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука.
Задачи:
-образовательная: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы».
-развивающая: формировать умения: работы с учебником; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.
-воспитательная: принятие ценностей природы и человека, формирование отношений к культуре как главная адаптация человека, как главному фактору регулирующему отношение в обществе и между человеком и природой
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
По содержанию: раскрывающий содержание урока
По положению в теме:
Методы:
Словесные: беседа, объяснение
Наглядные: демонстрация муляжей человека, торса человека, рисунков
Практические: Работа с учебником, тетрадью
Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитающего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.
Структура урока:
орг. момент – 1-2 минуты
изучение нового материала – 25 минут
закрепление – 15 минут
домашнее задание – 2-3 минуты
Ход урока:
1.орг. момент
Каково же происхождение человека, как он появился на Земле? По этому поводу существует множество мнений. (Учащиеся высказывают известные им версии происхождения человека). Накопление научных данных, особенно в последние годы, когда были расшифрованы геномы человека и многих других организмов, позволило построить и обосновать теорию происхождения человека от животных. Сегодня мы рассмотрим доказательства происхождения человека от животных, лежащие в основе этой теории.
В своей системе животного мира К. Линней поместил человека в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привёл к выпрямлению тела, высвобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.
Основные группы доказательств происхождения человека от животных:
1. Палеонтологические.
2. Эмбриологические.
Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его членов, хотя находится на особом положении (запись в тетрадях):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Царство
Животные
Подцарство
Многоклеточные
Тип
Хордовые
Подтип
Позвоночные, или Черепные
Класс
Млекопитающие
Отряд
Приматы
Секция
Узконосые обезьяны
Семейство
Гоминиды
Род
Человек
Вид
Человек разумный
Таково наше положение в системе органического мира.
О родстве человекообразных обезьян и человека свидетельствует сходство многих анатомических и физиологических особенностей. Впервые это установил соратник Ч.Дарвина – Т.Гексли. Проведя сравнительно-анатомические исследования, он доказал, что анатомические различия между человеком и высшими обезьянами менее значительны, чем между высшими и низшими обезьянами.
Вспомним понятия «рудименты» и «атавизмы» (запись в тетрадях).
Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение.
мелкие волоски на теле
копчик
аппендикс
мелкие мышечные волокна в коже
бугорок на ушной раковине
третье веко
зубы мудрости
Атавизмы – это признаки, характерные для животных и появившиеся у людей.
хвост
густой волосяной покров
дополнительные соски
шейная фистула (остатки жаберной щели)
когти на пальцах
Сходство человека с хордовыми:1. Хорда – осевой скелет, формирующийся как выпячивание клеток энтодермы зародыша. Над хордой развивается нервная трубка, а под ней – первичная кишка.2. Опорно-двигательная система представлена скелетом головы, туловища, конечностей и дифференцированной мышечной системой. 3. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом, имеет трубчатое строение и расположена в спинной области тела.4. Кровеносная система замкнутая, состоит из сердца и сосудов.5. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через носоглотку. Сходство человека с млекопитающими:1. Живорождение и вскармливание детенышей молоком, наличие молочных желез.2. Плацентарное развитие плода, сходные стадии эмбрионального развития.3. Постоянная температура тела.4. Наличие диафрагмы.5. 7 шейных позвонков.6. Два поколения дифференцированных зубов.7. Четырехкамерное сердце.8. Наружное ухо.9. Волосяной покров тела, сходное строение кожи. Сходство человека с приматами:1. Пятипалые конечности с подвижными пальцами, при этом большой палец противопоставлен остальным, наличие ногтей.2. Сходные пропорции тела и строение губ, наружного уха и носа.3. Мимическая мускулатура.4. Общие особенности состава крови, структуры ДНК и белков.5. Сходные заболевания инфекционной и паразитарной природы.6. Стадные отношения, жизнь в обществе.7. Выражение эмоций.8. Бинокулярное зрение.9. Лицевая часть лишена волос, ступни и ладони голые.
Сходство человека с животными (запись в тетрадях).
(человек произошёл от общего с человекообразными обезьянами предка)
1. Общий план строения систем органов, отделов скелета;
2. Сходство зародышей;
3. Наличие рудиментов (копчик, аппендикс, третье веко);
4. Наличие атавизмов (многососковость, волосатость, появление хвоста);
5. Состав крови;
6. Хромосомный набор в клетке (человек – 46, шимпанзе – 48)
7. Наличие ногтей на пальцах;
8. Общие болезни и паразиты.
Однако между человеком и человекообразными обезьянами есть и существенные различия, в большей степени обусловленные приспособленностью человека к прямохождению.
Отличие человека от животных (запись в тетрадях).
1. Вертикальное положение туловища;
2. Способность передвигаться на двух конечностях;
3. Передние конечности приспособлены для хватания;
4. Большой объём мозга;
5. Двойная сводчатость стопы;
6. Умение изготавливать и использовать орудия труда.
Организм человека разумного построен из тех же основных химических элементов, что и организм любого другого живого существа, т.е. из углерода, водорода, кислорода, азота и фосфора. Мы отличаемся от других млекопитающих лишь устройством и функционированием клеток, тканей и систем органов.
Организм человека обладает четырьмя важнейшими особенностями, сочетание которых присуще только ему, – это прямостоячий скелет, подвижные руки, способные манипулировать предметами, трехмерное цветовое зрение и уникальный по сложности мозг.
Прямостоячий скелет позволяет нам, в отличие от других животных, передвигаться на двух ногах. Не испытывая потребности опираться на передние конечности, мы пользуемся гибкими и чуткими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов.
Смотрящие вперед глаза обеспечивают бинокулярное зрение и позволяют нам точно фокусировать изображения, определять расстояние, различать не только цвет, но и форму. Мы можем следить за перемещением предмета, не поворачивая головы, – при помощи лишь движения глаз.
По сравнению с другими животными, головной мозг человека очень крупный относительно размеров тела. Благодаря мозгу человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому мышлению, управлению речью; координацией зрения и движений рук.
3.Закрепление.
Задание:
Учащимся дается задание разделить признаки сходства и различия человека и млекопитающих животных в виде таблицы:
Сходства
Различия
Признаки:
Живорождение, вскармливание детеншей молоком, мозг устроен сложнее,постоянная высокая температура тела, наличие диафрагмы,высокоразвитое сознание, семь шейных позвонков, два поколения дифференцированных зубов, оформленные губы и мускулистые щеки, членораздельная речь, четырехкамерное сердце, наружное, среднее и внутреннее ухо, кожа покрыта волосяным покровом, молочные железы имеют соски, прямохождение.
Домашнее задание. Изучить материал стр. 3–5, устно ответить на вопрос рубрики «Подумайте!» на стр. 9, выполнить в рабочей тетради практическую работу на стр. 8.
Материал для учителя. Сходные стадии эмбрионального развития: на ранних стадиях развития зародыш человека имеет хорду, вокруг которой впоследствии развиваются позвонки. По бокам шейного отдела – зачатки жаберных щелей. К концу второго месяца заметен хвост, состоящий из 5 зачаточных копчиковых позвонков. Позднее хвост задерживается в развитии и превращается в копчик, скрытый за стенками таза. Затем формируются конечности. В 5 месяцев весь зародыш покрыт мягкими волосами, причем их расположение такое же, как у обезьян. Волосы отсутствуют лишь на ладонях, подошвах и губах. К 6–7 месяцам волосы выпадают и остаются лишь на голове. Мозг месячного зародыша обнаруживает сходство с мозгом рыб, но затем передний мозг развивается гораздо быстрее. У 7-месячного зародыша поверхность мозга приобретает извилины.^ Стадные отношения, жизнь в обществе, забота о детенышах. Обезьяны проявляют заботу даже о детенышах других отрядов и классов животных, уносят с собой раненых и убитых сородичей.Пример. Как-то охотники встретили большое стадо обезьян, переходящих долину. Часть обезьян уже взобралась на скалу, а другие еще остались в долине, и вдруг на них напали собаки. При приближении собак старые самцы соскочили со скалы, издавая ужасные крики, скрежеща зубами и ударяя лапами о землю. Глаза их сверкали таким бешенством, что собаки обратились в бегство. Одна маленькая обезьянка отбилась от стаи и с громким и жалобным криком вскочила на обломок скалы. В ту же минуту она была окружена собаками. Но в это время один из самых сильных самцов спустился с горы, не торопясь и не обращая внимания на людей и собак, медленно взобрался на скалу и увел детеныша с собой. Это было так неожиданно, что собаки спокойно пропустили обезьян перед собой, а люди, пораженные героизмом вожака, не осмелились стрелять, несмотря на их близость.^ Выражение эмоций. В возбужденном состоянии обезьяны способны краснеть и бледнеть, бросать в своих врагов камни, палки, грязь. Горилла в гневе рвет на себе волосы и стучит руками по земле. Недовольный шимпанзе, у которого отнимают апельсин, оттопыривает и надувает губы, а рассерженный орангутан поворачивается к обидчику спиной. Молодые шимпанзе хихикают, если их пощекотать. Когда умирает детеныш, мать плотно закрывает глаза, раскрывает рот и оглушительно кричит.^ Рудименты человека. 1) В углу глаза человека имеется небольшая мясистая мигательная перепонка в форме полулунной складки. Она является остатком третьего века, хорошо развитого у птиц и рептилий, защищающего и смачивающего поверхность роговицы глаза.2) Бугорок на ушной раковине, так называемый дарвинов бугорок, является рудиментарным остатком вершины остроконечного уха животных предков человека. Видимо, такая форма обеспечивала лучшее улавливание звуков.3) Аппендикс – небольшой участок кишечника, содержащий у человека лимфоидную ткань и участвующий в иммунных реакциях. У травоядных, в особенности жвачных, слепая кишка и аппендикс были сильно развиты и служили для переваривания пищи, сбраживая ее с помощью бактерий.4) Зубы мудрости прорезаются у человека поздно, и возможно, со временем исчезнут, у 40–50 % людей они вообще не встречаются. У животных предков эти зубы выполняли функцию пережевывания твердой пищи.5) В коже человека сохранились мельчайшие мышечные волокна, при помощи которых поднимаются от страха или от холода волоски, рассеянные на теле. У животных такая реакция служила способом терморегуляции и выражения сильных эмоций, например агрессии.
15