Примерная программа логопедического сопровождения детей 6 года с ФФН в условиях РЦ.
Примерная программа
по логопедическому сопровождению
для детей 5 - 6 года жизни с ФФН
в условиях ресурсного центра
на базе ГКОУ РО школы – интерната VIII вида
ст. Николаевской
Составитель: Халина Наталья Владимировна.
2015 – 2016 учебный год.
Перспективное планирование групповой работы при коррекции ФФН для детей 5 – 6 года жизни.
Этапы работы Кол-во
занятий
Дата,
период Тема Содержание работы Варианты игровых упражнений и заданий Сфера помощи:
Ответственные специалисты
Оборудование
Обследование
речи 2 недели сентября I период:
14
III неделя сентября - октябрь Звуки. Речевые и неречевые звуки.
Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
«Что ты слышишь?»
«Угадай по звуку»
«Что изменилось?»
Учитель – логопед
Психолог
Учитель музыки
Учитель ЛФК
Воспитатель
Родители Музыкальные игрушки
Шумовые коробочки
Погремушки, колокольчики,
дудочки
Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
« Узнай по голосу»
«Три медведя»
«Животные и их детёныши» Учитель – логопед
Психолог
Учитель музыки
Учитель ЛФК
Воспитатель
Родители Дидактические игры
Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
1. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:
«Угадай, чей голос»
«Улови шепот»
«Жмурки с голосом»
«Где позвонили?»
«Скажи, что звучит»
2. Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:
«Делай так»
«Что изменилось?»
«Чего не стало?»
«Составление целого предмета из частей»
«Найди фигурку по подобию»
«Кто больше запомнит или увидит». 1. Выполнение заданий под наблюдением логопеда.
2. Самостоятельная работа дома.
3.Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда Учитель – логопед
Психолог
Учитель музыки
Учитель ЛФК
Воспитатель
Родители Предметные картинки
Игрушки
Дидактические игры
Шумовые коробочки
Погремушки, колокольчики,
дудочки
Звучащие игрушки
Звуки.
Гласные звуки.
Согласные звуки.
Дифференциация речевых и неречевых звуков.
Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания.
Уточнение правильного произношения сохранных звуков:
гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы]
Выделение гласных из ряда других звуков.
Выделение ударного гласного из начала слова.
Анализ звукового ряда: а – у, а – у - и
согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к]-[к’],
[ф] — [ф’], [д] — [д’],
[в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д.
Выделение первого и последнего согласного звука (паук, кот, мак)
Выделение звука из ряда других звуков.
Выделение среднего звука в односложном слове.
Учитель – логопед
Психолог
Учитель музыки
Учитель ЛФК
Воспитатель
Родители Настольное зеркало
Набор фишек красного и синего цветов.
Твердые и мягкие звуки.
Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:
• изолированно;
• в словах;
• в предложениях.
Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.
1. Выполнение заданий под наблюдением логопеда.
2. Самостоятельная работа дома.
3.Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда Учитель – логопед
Психолог
Учитель музыки
Учитель ЛФК
Воспитатель
Родители Предметные картинки
Игрушки
Дидактические игры
Символы звуков и слов
Слоговой состав.
Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов (ат, от, ут, ак, ок, ук).
Преобразование слогов за счет изменения одного звука (от, ут, ит).
Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.
Различение односложных и многосложных слов (знакомство со схемой слова).
1. Выполнение заданий под наблюдением логопеда.
2. Самостоятельная работа дома.
3.Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда Учитель – логопед
Психолог
Воспитатель
Родители Сигнальные карточки
Предметные картинки
Игрушки
Дидактические игры
Символы звуков и слов
II период 24
II неделя ноября
–
I неделя
февраля Звуки. Согласные звуки.
Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’]. 1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые)
2.Самостоятельные упражнения
3. Отработка артикуляционных движений под счёт
4.Выработка кинестетических ощущений для данного звука
5.Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор
Учитель – логопед
Психолог
Учитель музыки
Воспитатель
Родители Индивидуальные зеркала
Бумажные трубочки
Кусочки ваты, бумаги
Автоматизация звуков.
Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах. Учитель – логопед
Психолог
Воспитатель
Родители Автоматизация звуков.
Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. 1. Выполнение заданий под наблюдением логопеда.
2. Самостоятельная работа дома.
3.Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда Учитель – логопед
Психолог
Воспитатель
Родители Мячи
Флажки
Предметные картинки
Дифференциация звуков.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:
• по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’];
• по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];
а также:
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах.
• Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;
• Согласование порядковых числительных с существительным.
Закрепление умения:
подбирать однокоренные слова;
образовывать сложные слова;
1. Выполнение заданий под наблюдением логопеда.
2. Самостоятельная работа дома.
3.Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда Учитель – логопед
Психолог
Учитель музыки
Воспитатель
Родители Сигнальные карточки
Мячи
Флажки
Предметные картинки
III период 22
IV неделя февраля - май Звуковой состав слова.
Согласные звуки.
Дифференциация согласных звуков. Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.
Дифференциация звуков по месту образования:
• [с] — [ш], [з] — [ж];
• [р] — [л];
• в прямых и обратных слогах;
• в слогах со стечением трех согласных;
• в словах и фразах;
• в стихах и коротких текстах;
• закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. 1. Выполнение заданий под наблюдением логопеда.
2. Самостоятельная работа дома.
3.Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда Учитель – логопед
Психолог
Воспитатель
Родители Сигнальные карточки
Мячи
Флажки
Предметные картинки
Слово.
Составление слов из заданной последовательности звуков.
Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.
Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове.
Определение последовательности звуков в слове.
Подбор слова с заданным количеством звуков.
Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
Выбор графической схемы к соответствующему слову.
Выбор слова к соответствующей графической схеме.
Составление схемы слова с выделением ударного слога.
1. Выполнение заданий под наблюдением логопеда.
2. Самостоятельная работа дома.
3.Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда Учитель – логопед
Психолог
Воспитатель
Родители Сигнальные карточки
Предметные картинки
Игрушки
Дидактические игры
Символы звуков и слов
Предложение.
Составление предложения по опорным словам;
• Составление предложений по картине, серии картин, пересказывание текстов, насыщенных изучаемыми звуками; Учитель – логопед
Психолог
Воспитатель
Родители Сигнальные карточки
Предметные картинки
Игрушки
Дидактические игры