Таблица. Культура Руси с древнейших времен до конца XVII века.
КУЛЬТУРА РУСИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII В.
Древняя Русь
XIII-XVв.
XVI в.
XVII в.
Грамотность, письменность
Создание славянской азбуки (монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий), монастыри – образовательные и научные центры, библиотека и школа Ярослава Мудрого
1073 – Остромирово Евангелие
1076 – Мстиславого Евангелие
В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. 14в. – появление бумаги (из Европы). На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав. Конец 15 в. – скоропись.
1)Рост потребности в грамотных людях
2) образование было начальным, носило церковный характер, малодоступно (получалось в монастырях, домашних условиях, обучались богословским дисциплинам по религиозным произведениям)
3) Письменность – на бумаге «скорописью»
1553 – книгопечатанье, 1563 – 1-я типография Ивана Федорова, 1564 – первая печатная книга – «Апостол», 1565 – «Часослов», 1574 – 1-й букварь (во Львове)
Быстрое развитие системы образования6 начальные школы, специальные школы. Школа в Немецкой слободе; рост печатной продукции, создание государственных (Польского приказа) и частных (Ордина-Нащокина, Голицына) библиотек, Славяно-греко-латинская академия в Москве (1687)
1634 – букварь В. Бурцева
1682 – напечатана таблица умножения
1665 – школа в Спасском монастыре
1649 – школа при Андреевском монастыре
Летописание
Киево-Печерский монастырь – центр возникновения летописания
1073 – древний свод
1060 – Летопись монаха Никона
193 – начальный свод (игумен Киево-Печерской лавры Иван)
1113- Повесть Временных Лет (Нестор)
Центры летописания – Новгород, Москва (началось при Иване Калиите), Тверь.
Особенность -общерусский характер, патриотизм, идея единства Руси. Троицкая летопись (начало 15 в.), Московский летописный свод (кон 15в.)
«Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись), «Летописец начала царства, хронографы.
30-е – «Новый летописец» (последняя летопись)
Литература
«Слово о законе и благодати» (митрополит Илларион, 10в.), «Сказание о Борисе и Глебе»(1015г.), Поучение Владимира Мономаха(12в.), «Слово о полку игореве»(
·1185), Моление Даниила Заточника (12в.), Житие Феодосия Печерского (1074г.), Русская Правда (1016,-1072)
Повести: "Слово о погибели Русской земли", "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Повести о Шавкале", "Задонщина","Сказание о Мамаеве побоище", "Повесть о Петре и Февронии"
"Хождение за три моря"
Жития: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др.
1-й русский хронограф (сер. 15в.)
40-е – Великие Четьи-Минеи (митрополит Макарий)
Иван Пересветов – «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане», программа преобразований в стране.
Андрей Курбской – «История о великом князе Мосовском», переписка с Иваном Грозным.
«Домострой» (Сильвестр)
Исторический: «Синопсис» (И.Гезель), «История России (Медведев), «Повесть об Азовском сидении» (Порошин)
Жития: Печерский, Радонежский, Аввакум
Сатира: высмеивание церковных служителей, судей и чиновников («Повесть о Ерше Ершовиче» и др.)
Светская повесть-драма («Повесть о горе-злосчастии» и др.)
Стихи с бытовыми, сатирическими, любовными мотивами
1687 – «Вирши» (Семеон Полцкий)
Архитектура
989 – Десятинная церковь (Киев)
1037- Софийский собор (Киев)
1045 – Золотые ворота (Киеве)
1052 – Софийский собор (Новгород)
1036 – Спасский собор (Чернигов)
1158-1164 – Княжеский замок (Боголюбово)
1164 – Георгиевская церковь (Ладога)
1165 – Храм Покрова на Нерли
1197 – Дмитриевский собор (Владимир)
1198 – храм спаса на Рядине (Новгород)
Новгород, Псков: церкви Николы на Липне (конец 13 в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице (1361), Спасопреображения (1374) Федора на Горке (начало 15 в.). Каменный кремль (Новгород – 1302, Псков – 15в.), Грановитая палата (1433).
Тверь: храм Спасо-Преображения (1285-1290)
Москва:
- складывание Московского стиля зодчества (вторая четверть 15 в.)
- первая половина 15 в.: Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.)
- Московский кремль: Иван Калита – дубовые стены, 1367 – белокаменный кремль, конец. 15 – начало 16 в. – завершение строительства ансамбля (Успенски собор (1476-1479), Благовещенский собор (1484-1489))
Архитектурный ансамбль Соборной площади: Архангельский собор (1505-1508), колокольня Ивана Великого (1505-1508,1600). Светские знания Московского кремля: Княжеский дворец (Грановитая палата 1487-1491)
Храмовое строительство:
-крестово-купольные: Успенский собор в Троицко-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский собор в Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитриеве.
-шатровые: церковь Вознесения в с. Коломенском (1532), храм Василия Блаженного (1555-1561)
Кремли: в центральных городах, в Москве: Китай-город (1535-1538), Белый город (1585-1593), деревянные стены на Земляном валу.
1)Обмирщение зодчества
2)Гражданское строительство (здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова
3)Каменное строительство
-шатровое (Спасская башня Московского кремля – 1628, церковь Рождества Богородицы в Путинках, храм Гроба Господня в Иерусалиме – 1652)
-«каменное узорочье» (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, церковь Троицы в Никитинках, Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге и т.д.)
-«нарышкинское барокко» (церковь Покрова в Филях)
4)деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском)
Живопись
Мозаика – Богоматерь Мария-Оранта в Киевской Софии
Фрески – Киевской Софии и Спасо-Нередицы (Новгород)
Иконопись – Владимирская Богоматерь, Спас Нерукотворный, миниатюры в Остромировом монастыре
Новгородская иконописная школа
Псковская иконописная школа
Московская школа (основана на Растово-Суздальской)
Появление фресок
Феофан Грек (Архангельский собор в Кремле, Благовещенский собор в Кремле, церковь Рождества Богородицы, церковь спаса на Ильине).
Андрей Рублев (икона «Троица», фресковая роспись Успенского собора, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора Тоицко-Сергиевого монастыря в Загорске, Благовещенского собора Московского кремля)
Иконопись: Дионисий (фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой), «бытийное письмо» (Золотая палата царского дворца), богороднический цикл «О тебе радуется».
Книжная миниатюра
1)Обмирщение
2)Иконопись: годуновский стиль, строгановская школа (Прокопий Чирин), слияние годуновского и строгановского стилей (Оружейная палата, С.Ф.Ушаков – «Троица»)
3)последний взлет фресковой живописи (церковь Ильи Пророка, храм Иоана Предтечи в Толчкове)
4)Парсуны (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, Л.К.Нарышкина, Г.П.Годунова
Общественно-политическая мысль
Культурное единство и определенная устойчивость социальных и этнических процессов. Поворотный момент – принятие христьянства, которое влилось в язычество принеся новое миропонимание, но и оставляя многие традиционные праздники.. Борьба за независимость Русской церкви от византийского владычества.
70-е годы 14 в. – ересь стриголников. В 1375 г. новгородские стригольники были казнены. 15в. – Новгородо-московская ересь (жидовствующих). В 1504 году были сожжены.
Основные идеологии – превосходство светской власти над церковной ("Сказание о князьях владимирских"), превосходство церковной власти над светской ("Повесть о белом клобуке")
В начале XVI в. старцем Филофеем была выдвинута теория "Москва - третий Рим".
В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов. В XVI в. сохранились традиции русских рационалистических ересей. Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски "правды"( Федор Карпов, Иван Пересветов, Андрей Курбской, Иван 4).
Оживление общественно-политической мысли в первой четв.XVII в. было связано с потрясениями Смутного времени. В середине столетия из-за церковного раскола происходит частичный раскол русского общества.
Наука
Были хорошо развиты ремесла и специальности к ним прилегающие, с принятием православия многие научные достижения Средневековья пришли на Русь через Византию.
С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. Широко распространилось литейное дело - отливка медных пушек и колоколов, церковной утвари и предметов обихода. В ювелирном деле распространились чеканка и гравировка.
На высоком уровне находилась обработка дерева.
В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в конце XVI в. Очень развито было ювелирное дело, особенно работа по серебру. Быстро совершенствовалось строительное дело. Были освоены новые приемы кладки стен и кровли.
Обследование Сибири Ермаком.
1)Процесс накопления научных знаний
2)География и географические открытия: С.Дежнев – пролив между Азией и Сев.Америкой (1648), Е.Хабаров – карта Приамурья (1649), А. Булыгин – обследование побережья Охотского моря, В.Атласов – обследование Камчатки и Курильских островов
3)Распространение в России знаний других народов
4)опыты теоретического осмысления и обобщения («Устав ратных, пушечных и других дел» А.Михайловым )
Вывод: Культура Руси после крещения стала на одну ступень с общеевропейской культурой и стала достойной ее представительницей. После Батыева нашествия произошел упадок культуры, которая не смотря ни на что начала возрождаться с хозяйством крестьян. Одной из важнейших тем этого периода становится патриотизм и процесс объединения земель. Постепенно отслеживается закономерный процесс обмирщения культуры и ее реагирование на общественно-политические изменения. Предыдущее после Ордынского ига века подготавливали качественный скачок национальной культуры и науки в последующем столетии.
15