Урок по литературному чтению по темеЧтение и анализ рассказа А.С.Старостина Куликовская битва


Урок чтения в четвёртом классе

Тема: Чтение и анализ рассказа А.С.Старостина ”Куликовская битва”
Цели: 1)Познакомить учащихся с рассказом А.С.Старостина.
Рассказать о нашествии татаро – монгол на Русь, о Сергии Радонежском.
2)Научить читать трудные слова из рассказа, продолжать совершенствовать навык осознанного чтения.
3)Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование
Лента времени (длина ленты времени – 234 см. 10 лет за 3см.), вагончик “машины времени”, иллюстрации из учебника истории: татаро – монгольские войны, карты Руси XVIII века.

Ход урока
I.Организационный момент Одна минута
II.Проверка домашнего задания Пять минут
(Детям нужно было сочинить сказку).
III.Постановка цели урока Четыре минуты
Актуализация знаний
Учитель:
– Сегодня мы на машине времени перенесёмся в прошлое.
– Какой сейчас год? Это вот здесь на нашей “дороге времени”.
Дети:
– 2004 год.
Учитель:
– А куда идёт время?
– А куда поедем мы?
Дети:
– Время идёт вправо, а мы пойдём влево.
Учитель:
– Какой отрезок времени вы можете себе реально представить? Вот этот отрезок равен 10 годам.
– А нам надо уехать в прошлое на 780 лет! Это 78 раз по 10!
(вагончик продвигается влево до надписи 1224 год)
– В этом году Русь впервые услышала о набегах татаро – монгол на свои земли. Сегодня мы будем читать рассказ, повествующий об этих временах и событиях.


IV.Изучение нового материала
1.Рассказ учителя Пять минут
– Кто же это такие татаро – монголы? Племена кочевников издавна жили в степях к северо – востоку от Русских земель. Эти люди были небольшого роста, широкоплечие, глаза у них были уже, чем у славян, головы татары брили. Кочевые народы не строят дома, а переходят с места на место, в поисках новых пастбищ для лошадей и овец, которых разводят. Свои дома – юрты татары перевозили с места на место на телегах. Дети у них с малых лет ездили на лошадях, метко стреляли из луков.
К 1224 году многочисленные племена татаро – монгол объединились в одно государство – Золотую Орду. В ней царил жестокий Чингисхан (Великий хан). Дисциплина в его войске была строжайшая. К 1237 году татары разбили северную Русь (учитель показывает на карте). Татарские полчища убивали и уводили в плен людей, грабили и сжигали целые города. В 1240 году татарами был разграблен и стёрт с лица земли древний Киев. После этого Русичи стали платить ему дань. Зависимость Руси от Золотой Орды называют татарским игом. Иго Золотой Орды длилось 250 лет.
(Учитель передвигает вагончик на отметку 1380 год).
Учитель:
– От начала татарского ига прошло более 150 лет. К этому времени государство Золотая Орда уже было не так сильно, как раньше. К власти пришёл воевода Мамай. Он стал собирать огромное войско для похода на Русь, хотел снова повторить набег Батыя. Именно об этом походе Мамая на Русь, о великой битве на Куликовском поле мы прочитаем рассказ Александра Степановича Старостина “Куликовская битва.
(Дети внимательно слушают учителя).
2.Подготовительная работа Шесть минут
Учитель:
– В рассказе много трудных для чтения слов. Давайте научимся их читать. Читайте слова на доске.
(Параллельно идёт разъяснение непонятных слов).
воз – ве – ли– чим сделать великим
по – строй – ка – ми не – смет – ны – ми очень много
в свер – каю – щих
зо – ло – то – ор – дын – ские
не – по – бе – ди – мость
на – граб – лен – ное
раз – гра – бить
италь –ян – ские
вос – при – нима – лись принимать, получать
пре – ис – пол – нив – шись что чем наполнить
кня – жес – кий престол трон, седалище разного вида
бе – лока – мен – ной выстроенный из камня или кирпича и выбеленный
на про – ти – во – по – лож – ном
при – за – ду – мал – ся
устра – ше – ние
ве – ли – кокня – жеское принадлежащий великому князю, свойственный роду его.
не – ис – числи – мое нельзя перечислить
Кавказ – ские
враж – до – вав – ших быть врагами
по – со – ве – то – ваться
ре – мес – лен – ни – ки кормящийся ремеслом (ручной труд)
пред – утрен – ний
мно – гоопыт – ный
рас – сту – пились
раз – вер – нуть – ся
еди – но – бор – ство борьба, сражение один на один
воз – вра – ща – лось
Брян – ские
Сер – пу – хов – ской
ко – пье – нос – цы носящий при себе копьё или вооружённый
двою – род – ный
пре – сле – до – ва – ли
Суз – даль – ские
са –мо – стрелы оружие
ре – зерв – ный быть в резерве солдатам
3.Чтение рассказа по частям Десять минут
а) до слов “в сверкающих доспехах и призадумался”.
Беседа по содержанию
– Какие слова, встретившиеся в этой части рассказа вам непонятны?
б) Проверка понимания
Учитель:
– Какие имена встретились вам в этом отрывке текста?
Дети:
– Дмитрий Иванович. Мамай. Бегич.
Учитель:
– Прочитайте, что о них говорится в тексте.
(Дети зачитывают)
в) до слов ...И всякий труд у них считался позорным делом...
Учитель:
– Есть ли в этой части непонятные слова?
Дети:
– Обоз - несколько телег с продуктами и имуществом; нечестивый без чести.
Учитель:
– О ком и о чём говорится в этом отрывке
(Дети пересказывают)
Учитель:
– На какие две части можно разделить этот отрывок?
Дети:
– Бой на реке Воже и поход Мамая.
Учитель:
– Как обычно вели бой золотоордынские воины?
(Дети зачитывают)
Учитель:
– Чем закончился поход Бегича на Русь?
Дети:
– Победой русской армии.
Как вёл себя Дмитрий Иванович во время боя?
Дети:
– Вёл себя отважно.
Учитель:
– Какие полки принимали участие в бою? Как была разделена русская армия?
Дети:
– Полки правой и левой руки. Большой полк. Засадный полк. Резервный полк.
Учитель:
– Как стали называть Дмитрия Ивановича после этой битвы?
(Дети зачитывают)
Учитель:
– Найдите и прочитайте главную мысль в рассказе.
(Дети зачитывают)

Физкультминутка Одна минута

VI. Продолжение изучения нового материала Шесть минут
( Чтение отрывка про Сергея Радонежского)
Учитель:
– Какие вопросы возникли у вас при чтении этого отрывка?
Дети:
– Что такое Троице – Сергиева Лавра? Кто такой Сергий?
(Рассказ учителя о Сергии Радонежском)
Учитель:
– Во времена татарского ига около двухсот монастырей возникло в северных лесах. Люди уходили в лес, замаливать грехи народа перед богом. Так было и с Сергием. Его мирское имя было Варфоломей, был он боярином по происхождению. Когда его родители умерли, они с братом ушли в леса около села Радонеж, срубили себе кельи (маленькие монашеские домики) и маленькую церковь. Варфоломей постригся в монахи, был наречён Сергием, и было ему тогда двадцать три года. О нём шла молва, что он обладает даром предвидения, и молитва его имеет чудесную силу. Именно поэтому к нему за советом перед боем с татарами и пришёл Великий князь Дмитрий Иванович. Город, который вырос вокруг монастыря называется Сергиев Посад.
VII. Закрепление изученного материала Пять минут
Учитель:
– Знаете ли вы, что Дмитрий Донской установил обычай вечно праздновать память воинов, убитых в Куликовской битве? Это Дмитровская суббота – перед постом в конце октября, начале ноября. В этот день поминают усопших.
( Ребята читают текст целиком)
VIII. Итог урока Две минуты
Учитель:
– Как называется рассказ, мы сегодня читали?
Дети:
– Куликовская битва.
Учитель:
– Кто его автор?
Дети:
– А.С. Старостин
Учитель:
– Что показалось вам самым интересным из того, что вы услышали и из того, что прочитали?
Дети:
– Рассказ о Сергии Радонежском, рассказ о
золотой орде.
Домашнее задание
Подготовка к пересказу

Самоанализ урока чтения в четвёртом классе

Тема: Чтение и анализ рассказа А.С.Старостина “Куликовская битва”.
Результативность урока чтения связана с общим эмоциональным фоном урока: дети активны в работе, глаза их горят интересом, внимание собрано, появляется общий настрой. В этом случае уроки чтения способны влиять на общий уровень воспитанности, который проявляется в общении детей, в их потребностях поведении, высказываниях. Способствует воспитанию патриотизма, гордости за свой народ, любви к Родине. Обобщать знания учащихся через художественные произведения.
К данному уроку были поставлены основные цели:
1) Познакомить учащихся с рассказом А.С.Старостиным “Куликовская битва”. Рассказать о нашествии татаро – монгол на Русь, о Сергии Радонежском.
2) Совершенствовать навык осознанного чтения через проведения словарной работы.
3) Воспитывать чувство патриотизма.
Для достижения данных целей на каждом этапе были реализованы следующие задачи.
1) Реализация межпредметных связей урока чтения, истории и математики.
2) Связь исторических событий с литературой.
3) Словарная работа.
4) Анализ текста.
5) Развивать творческий потенциал у учащихся через ученические сочинения.
Работа над первой задачей идёт во время постановки целей урока, чтобы перейти к рассказу с историческими событиями нужно иметь некоторые знания по истории и математике. Межпредметная связь с уроком истории просматривается на протяжении всего урока при знакомстве с событиями нашествия татаро – монгольского ига, с биографией Сергия Радонежского, события о Куликовской битве.
Реализация третьей задачи идёт во время словарной задачи. В рассказе А.С.Старостина “Куликовская битва” много трудных слов для чтения. Учащиеся читают слова на доске и параллельно идёт разъяснение непонятных слов. Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь, тем осознаннее чтение. На уроке этому уделяют большое внимание.
Реализация четвёртой задачи идёт во время чтения рассказа по частям, где происходит овладение умением работать с текстом, что способствует приобщению детей к чтению и на этой основе обогащению их знаниями об окружающем мире.
Пятая задача решается во время проверки домашнего задания (см. в конце конспекта сочинения детей).
Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.(смотрите приложение после урока).

Результативность рассказа чтения

Читали семь учащихся

1) Плавное чтение целым словом,
выразительно, осознано, – 4 57%
без речевых ошибок.

2) Плавное чтение целым словом,
выразительно, осознано, – 3 43%
с одной, двумя речевыми ошибками.


Считаю, что все задачи, поставленные на данном уроке, выполнены.
Целей урок достиг.












15